Рассмотрение проблемы в таком широком смысле требует метавзгляда на человека современного и человека будущего, которого называют постчеловеком или трансчеловеком. Метавзляд может дать только философия. Конвергируя различные точки зрения разной формы научной мысли - натурфилософской, метафизической, религиозной, технической и других, можно осуществить решение одной из задач нашего исследования: анализа возможности или невозможности практики трансформации человеческой природы в настоящем человеческом и постчеловеческом будущем и конструирования постчеловека. Более того, своего рассмотрения требуют вопросы о возможности, необходимости и правомерности практики апгрейда, изменяющей и преображающей человека. Во что? В постчеловека - отвечают трансгуманисты и имморталисты, в киборга, искусственный разум, в не-человека, в не-людя – отвечают их оппоненты. Наша задача - разобраться во всей этой проблематике.
В первую очередь, рассмотрим определение природы и сущности человека. Природа человека как философское понятие обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия (аксиденции).
Человек - это результат естественного развития природы. Признавая доказанным естественное происхождение человека, современная наука также указывает на то, что человек - более сложная целостная система, нежели биологическое существо, он является симбиозом биологической и социальной систем. Таким образом, философия современности признает биосоциальную (дуальную) природу человека. «Нетрудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов. Существование этих факторов признают все. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека».
Первый из вопросов: продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения тысячи лет назад Homo sapiens? Меняется ли под воздействием изменяющегося социума биологическая природа человека? На первый вопрос биологи и антропологи отвечают, что процесс биологической эволюции человека как вида после образования Homo sapiens 30-40 тысяч лет назад прекратился. Завершилось морфологическое развитие человека, в том числе и его мозга. Прогнозы развития человека как вида неблагоприятны. Вследствие деградации генетической программы развития (генома) все виды животных и растений и человек постепенно вымрут. Это связывают не с биологическими факторами, а с экологичесим загрязнением биосферы, которая может привести к мутации видов и гибели человека. Таким образом, в онтогенезе человека на первое место выходят социальные факторы, культура.
На рубеже XX-XXI вв. сложилось убеждение о необходимости синтеза представлений о человеке как социоприродном, космопланетарном существе, в котором в единое целое объединены все стороны человека: космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная. Это объясняется тем, что развитие постиндустриального общества происходит на фоне появления принципиально новых технологий и их конвергенций. Таким образом, в условиях современной техногенной цивилизации, для которой характерна конвергенция науки и технологий, проблема природы человека обостряется и требует глубокого философского анализа и переосмысления
XXI век принес высокие технологии: информационные, технические, биологические, когнитивные, которые ставят перед человечеством новый вопрос: могут ли технологии изменить природу человека? Настолько изменить природу человека, что он перестанет быть человеком?
Литература
1. Алиева Н.З., Туманова М.А., Шевченко Ю.С.. Мировоззренческое и социокультурное измерение следствий нанотехнологического прогресса для общества. Современные проблемы науки и образования. № 5. 2012. Дата обращения: 15.10.2012г. URL: http://www.science-education.ru/105 8/6