Исторически сложилось так, что в понимании места человека в Природе произошли парадигмальные сдвиги от антропоцентризма в сторону экоцентризма. Если раньше человек был центром Вселенной, покорителем Природы, а Природа - подручным материалом и средством для удовлетворения потребностей человека, то современные инновационные представления ставят человека в один ряд со всем живым на планете.
На рубеже XX-XXI вв. сложилось убеждение о необходимости синтеза представлений о человеке как социоприродном, космопланетарном существе, в котором в единое целое объединены все стороны человека: космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная. Одной из причин такого объединения можно назвать развитие постиндустриального общества, происходящее на фоне появления инновационных технологий. В качестве примера таких инновационных технологий рассмотрим конвергентные технологии.
Под конвергентными технологиями научное сообщество сейчас понимает NBIC – конвергенцию - конвергенцию нано -, био -, инфо -, когнотехнологий. Данный термин был введен Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем в 2002 году, авторами отчета «Converging Technologies for Improving Human Performance» (Конвергирующие технологии для улучшения природы человека). Благодаря конвергенции этих технологий начинают возникать и развиваться новые междисциплинарные области, как трансгуманизм, иммортализм, концепция постчеловеческого общества. В связи с этим проблема природы человека в современной интерпретации начинает приобретать новый смысл, .т.к на фоне новой развертывающейся волны научно-технологического развития человечества. происходит новое видение человека, его сущности. Эта проблема получила название проблемы постчеловеческого будущего, то есть будущего человека, пришедшего после человека. Она состоит в том, что развитие наномедицинских, молекулярно-биологических, геномных, нейронных, компьютерно-сетевых, информационно-медийных и других сверхтехнологий в будущем сможет преобразовать человека в постчеловека, который стремится усовершенствовать себя, начиная с генного уровня. С этой целью человек вторгается в свой геном – хранилище наследственной информации, изменяя свою биологическую природу, не отдавая себе отчета о возможных негативных последствиях.
Проблема постчеловеческого будущего стала одной из центральных проблем нового мировоззрения - трансгуманизма. Термин был предложен основателем ЮНЕСКО Джулианом Хаксли в 1957 г. Сторонники трансгуманизма утверждают, что инновационные конвергентные технологии позволят решить следующие проблемы: избавление людей от болезней, обусловленных патологическими генами; долголетие; селекция эмбрионов; изменение человеческой природы, телесности, физиологии; изменение генетической конституции индивида, его нравственной идентичности; использование человеческих эмбрионов в фармакологических, хирургических и прочих исследованиях и экспериментах; совершенствование человеческого генома; радикальное продление жизни человека вплоть до достижения им человеческого бессмертия. Последнее направление называется иммортализмом. Научный иммортализм является синтезом биологических и социальных подходов для изменения природы человека и человеческого общества. М. Роко и У. Бейнбридж в своей статье «Конвергирующие технологии улучшения природы человека» говорят об эволюционном значении этих технологий. Теперь естественный мир наполняется искусственными созданиями биотехнологий, нанотехнологий [1]. «Грань искусственного и естественного стирается. Наш познавательный аппарат, который формировался в процессе эволюции естественного мира, теперь трансформируется с учетом эволюции естественно-искусственного мира, под влиянием технонауки» [1].
В связи с этим не только ученых, но и всё общество волнует проблема использования инновационных технологий для изменения природы человека. Мнения современного общества значительно расходятся. Одни видят в этом только самые позитивные последствия. Другая часть общества находит иную точку зрения на проблему природы человека в техномире. Их основной «страх» заключается в том, что если будущие достижения биологии смогут изменить разум, то это приведет к исчезновению самого человека. Уничтожая все этические рамки, вторжение в природу человека превратит его в «киборга», потенциально превосходящего человека. Фантастические сценарии об армиях киборгов и тоталитарного контроля над человечеством порождают ряд социальных и этических проблем [2].
Размышляя о природе человека, о его роли и месте в мире, в процессах эволюции нельзя говорить только о разуме, интеллекте, сознании. Человек, его природа – это, в первую очередь, духовное начало, духовность - это начало общества, выражаемое в виде моральных ценностей и традиций. Человек - это и биологическое, и нравственное, и чувственное. Тогда можно предположить, что потеря духовности приведет к потере самого человека. Счастье, свобода, нравственность, совесть - этим ценностям нет места в постчеловеческом пространстве. И только от нас, современников зависите то, насколько грамотно мы будем использовать и внедрять инновационные технологии.
Литература:
1. Черникова Д. В., Черникова И. В. Проблема природы человека в свете NBIC – технологий // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316. № 6
2. Семирухин Л. В. Нанотехнологии и сознание // Философские науки. 2008. № 1. С. 80-96.