ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Алиева Н.З., Шевченко Ю.С., Ковальдина О.Г.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная стадия развитие общества ознаменована бурным ростом разного рода инновационных технологий. Это обстоятельство неизменно сказывается не только на научной, технологической, технической, бытовой сферах жизни человека, но являет собой потенциальную возможность не только внедрения, но и изменения самого человека, его природы. В связи с этим возникает острая необходимость осмысления современной ситуации, возникающей в аспекте инновационных технологий.

Исторически сложилось так, что в понимании места человека в Природе произошли парадигмальные сдвиги от антропоцентризма в сторону экоцентризма. Если раньше человек был центром Вселенной, покорителем Природы, а Природа - подручным материалом и средством для удовлетворения потребностей человека, то современные инновационные представления ставят человека в один ряд со всем живым на планете.

На рубеже XX-XXI вв. сложилось убеждение о необходимости синтеза представлений о человеке как социоприродном, космопланетарном существе, в котором в единое целое объединены все стороны человека: космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная. Одной из причин такого объединения можно назвать развитие постиндустриального общества, происходящее на фоне появления инновационных технологий. В качестве примера таких инновационных технологий рассмотрим конвергентные технологии.

Под конвергентными технологиями научное сообщество сейчас понимает NBIC – конвергенцию - конвергенцию нано -, био -, инфо -, когнотехнологий. Данный термин был введен Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем в 2002 году, авторами отчета «Converging Technologies for Improving Human Performance» (Конвергирующие технологии для улучшения природы человека). Благодаря конвергенции этих технологий начинают возникать и развиваться новые междисциплинарные области, как трансгуманизм, иммортализм, концепция постчеловеческого общества. В связи с этим проблема природы человека в современной интерпретации начинает приобретать новый смысл, .т.к на фоне новой развертывающейся волны научно-технологического развития человечества. происходит новое видение человека, его сущности. Эта проблема получила название проблемы постчеловеческого будущего, то есть будущего человека, пришедшего после человека. Она состоит в том, что развитие наномедицинских, молекулярно-биологических, геномных, нейронных, компьютерно-сетевых, информационно-медийных и других сверхтехнологий в будущем сможет преобразовать человека в постчеловека, который стремится усовершенствовать себя, начиная с генного уровня. С этой целью человек вторгается в свой геном – хранилище наследственной информации, изменяя свою биологическую природу, не отдавая себе отчета о возможных негативных последствиях.

Проблема постчеловеческого будущего стала одной из центральных проблем нового мировоззрения - трансгуманизма. Термин был предложен основателем ЮНЕСКО Джулианом Хаксли в 1957 г. Сторонники трансгуманизма утверждают, что инновационные конвергентные технологии позволят решить следующие проблемы: избавление людей от болезней, обусловленных патологическими генами; долголетие; селекция эмбрионов; изменение человеческой природы, телесности, физиологии; изменение генетической конституции индивида, его нравственной идентичности; использование человеческих эмбрионов в фармакологических, хирургических и прочих исследованиях и экспериментах; совершенствование человеческого генома; радикальное продление жизни человека вплоть до достижения им человеческого бессмертия. Последнее направление называется иммортализмом. Научный иммортализм является синтезом биологических и социальных подходов для изменения природы человека и человеческого общества. М. Роко и У. Бейнбридж в своей статье «Конвергирующие технологии улучшения природы человека» говорят об эволюционном значении этих технологий. Теперь естественный мир наполняется искусственными созданиями биотехнологий, нанотехнологий [1]. «Грань искусственного и естественного стирается. Наш познавательный аппарат, который формировался в процессе эволюции естественного мира, теперь трансформируется с учетом эволюции естественно-искусственного мира, под влиянием технонауки» [1].

В связи с этим не только ученых, но и всё общество волнует проблема использования инновационных технологий для изменения природы человека. Мнения современного общества значительно расходятся. Одни видят в этом только самые позитивные последствия. Другая часть общества находит иную точку зрения на проблему природы человека в техномире. Их основной «страх» заключается в том, что если будущие достижения биологии смогут изменить разум, то это приведет к исчезновению самого человека. Уничтожая все этические рамки, вторжение в природу человека превратит его в «киборга», потенциально превосходящего человека. Фантастические сценарии об армиях киборгов и тоталитарного контроля над человечеством порождают ряд социальных и этических проблем [2].

Размышляя о природе человека, о его роли и месте в мире, в процессах эволюции нельзя говорить только о разуме, интеллекте, сознании. Человек, его природа – это, в первую очередь, духовное начало, духовность - это начало общества, выражаемое в виде моральных ценностей и традиций. Человек - это и биологическое, и нравственное, и чувственное. Тогда можно предположить, что потеря духовности приведет к потере самого человека. Счастье, свобода, нравственность, совесть - этим ценностям нет места в постчеловеческом пространстве. И только от нас, современников зависите то, насколько грамотно мы будем использовать и внедрять инновационные технологии.

Литература:

1. Черникова Д. В., Черникова И. В. Проблема природы человека в свете NBIC – технологий // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316. № 6

2. Семирухин Л. В. Нанотехнологии и сознание // Философские науки. 2008. № 1. С. 80-96.

Просмотров работы: 2409