Технология несет удовольствия и обещания: обеспечить безопасностью, стабильностью, сохранением тайны и властью; приносить душевное спокойствие и освобождение от тревог; связать с огромным миром, сделать богатыми. И при этом отравляет нас, заставляет не думать о последствиях использования технологии, тем самым, делая будущее непредсказуемым. В связи с этим возникает необходимость прояснения места технологии нашем бытии, в обществе.
Отдавая мир, экономику, наши потребности под контроль технологии, мы даровали технологии особый статус, придающий опасность пустоты духовного пространства, не позволяющей удовлетворять духовные потребности. Одним словом, мы попадаем в «отравленную зону».
Ученые видят основное противоречие технологии в том, что технология «в лучших своих проявлениях поддерживает и улучшает человеческую жизнь, … в худших своих проявлениях она отчуждает, изолирует, искажает и уничтожает человеческую жизнь»
Одним из симптом: страх и преклонение перед технологией «обоснован произошедшими техногенными (по вине техники) и антропогенными (по вине человека, управляющего техникой) катастрофами. Но это только один экологический аспект проблемы страха. Более серьезные причины страха перед технологий – выход её из-под контроля человека. «Взбесившиеся» роботы, самолеты, боевые ракеты, компьютерные сети - вся эта неконтролируемая сила несет возможность опустошительных разрушений и конца цивилизации».
Но почему тогда столь велико воздействие на нас виртуальной реальности. Глядя на экран, мы не только развлекаемся, мы по-настоящему переживаем, страдаем, беспокоимся. Есть ли вредные последствия воздействия такой техники, которая может создать иллюзию реальной жизни, реального насилия, войны, катастрофы.
Но следует ли ожидать неизменности этих норм в будущем? Изменяя первую природу человека, его биологию, телесность, мы ужаснулись, увидев себя в клонах, киборгах, андроидах, которые лишены второй природы человека – культурной, нравственной, не сотворенной первой природой, а возделанной самим человеком в ходе духовных практик. А значит, изменение первой природы человека приведет к изменению и его второй природы.
Есть и другая точка зрения на эту проблему. Так, М.Н.Эпштейн считает, что привычный «человек уходит в прошлое как биовид – и переходит в будущее как техновид, мыслеформа, киберорганизм (киборг), искусственный организм, генетическая фантазия»[1]. С.А Смирнов считает, что такой форсайт человека после человека всего лишь интеллектуальный эпатаж на грани философии и научной фантастики.
С.А. Хоружий, представляющий новое направление в антропологии – трансформативную антропологию, отмечает, что анализ проблематики человека надо не сосредотачивать только на технологических новациях. С.А. Хорунжий пишет: «Герменевтика постчеловеческих трендов должна рассматривать не технологию, а антропологию, ставая лишь такие вопросы: Что происходит с сознанием и с целостной человеческой личностью? Что происходит со сферой эмоций, с эстетическим и восприятиями? Со сферой общения, с социальными измерениями существования? »
Литература
1. Эпштейн М. Гуманология. Очертания новой дисциплины.//Философский век. Альманах: Науки о человеке в современном мире. Часть 21. – СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2002. – 78.
2. . Алиева Н.З., Туманова М.А., Шевченко Ю.С.. Мировоззренческое и социокультурное измерение следствий нанотехнологического прогресса для общества. Современные проблемы науки и образования. № 5. 2012. Дата обращения: 15.10.2012г. URL: http://www.science-education.ru/105 8/6