Понятия «опасность», «риск», «угроза» зачастую считаются равнозначными. Отсутствие их общепринятых определений приводит к взаимному непониманию. Понятие «опасность» – это достаточно сложное, разноплановое и многоуровневое понятие, актуальность которого требует его осмысления на философском и теоретико-методологическом уровне. Наука о безопасности жизнедеятельности считает опасность своим центральным понятием. Она представляет её как «возможность, угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса» [1]. Опасность возникает при любой деятельности и взаимодействии человека с окружающей средой. Следовательно, её можно представить как «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде» [1]. При решении проблемы опасности следует учитывать появление угроз от созданной человеком техносферы. Рост техногенного воздействия на окружающую среду и человека и его глобальный характер создали проблемы глобальной опасности, которые касаются всего общества в целом. В течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанными с производством и использованием техники и технологий. Деятельность человека стала первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе. Негативные воздействия техносферы обусловлены двумя факторами: элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями самого человека (антропогенные воздействия). При этом возникают техногенные опасности, обусловленные вредными и травмирующими факторами техносферы (действие загрязнителей среды, образование отходов и др.), а также антропогенные опасности, обусловленные ошибочными или несанкционированными действиями человека. Основными признаками опасности могут быть: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального существования человека, нарушение условий нормального функционирования экологических и социальных систем.
Опасности противопоставляется понятие безопасности – состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения. В. Даль «безопасность» определяет как «отсутствие опасности, сохранность, надежность». В словаре С. Ожегова «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Исходя из этих определений, мы можем определить, безопасность как отсутствие опасности. С опасностями связаны риски и угрозы. У. Бек рассматривает “риски” «как новый системный фактор человеческого бытия, как одновременную возможность и опасность катастрофического будущего, в котором надежда на возможность счастья людей в будущем, перевешивает, или не перевешивает их страх перед катастрофой» [2]. “Риск”, по его мнению, есть угроза происшествия события в будущем, ожидание катастрофы. Интересное сопоставление приведенных выше понятий приводит А. Владимиров: «“Риски”, это – потенциальная опасность, тенденция, они – умозрительны. “Риски” – парируются и ими пользуются как методами управления. “Опасности”, это – формирующиеся угрозы, они – конкретны. “Опасности” – предотвращаются, нейтрализуются. “Угрозы” – это реализующаяся опасность, они всегда непосредственны. Угрозы” – отражаются» [2]. Исходя, из вышесказанного мы представляем себе, «опасность» как негативное свойство, способное наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Безопасность жизнедеятельности: лекции. – URL: http://www.studfiles.ru/dir/cat19/subj44/file8535/view91305.html
2. Владимиров А. «Вызовы», «Риски», «Опасности», «Угрозы», «Кризисы», «Катастрофы» и «Крах» как важные категории политологии и теории войны. – URL: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Ocenka_riskov.htm
3. Диев В.С. Некоторые концептуальные подходы к определению понятия «безопасность» / В.С. Диев // Вестник Новосибирского гос. ун-та. Серия: Философия. – 2007. – т. 5. – № 1. – С. 65-68.
4. Алиева Н.З., Туманова М.А., Шевченко Ю.С.. Мировоззренческое и социокультурное измерение следствий нанотехнологического прогресса для общества. Современные проблемы науки и образования. № 5. 2012. Дата обращения: 15.10.2012г. URL: http://www.science-education.ru/105 8/6