Обобщение литературы позволило сформулировать определение понятия. "Критическая ситуация" - процесс накопления, формирования, становления и проявления скачкообразным переходом на качественно новый опасный уровень взаимоотношений человека с окружающей средой.
По мнению специалистов, причинами возникновения критических ситуаций на воде являются: недостаточный уровень знаний тренера о двигательных возможностях детей с отклонениями в состоянии здоровья, отсутствие специального оборудования в бассейнах, низкий уровень двигательной активности детей и часто неадекватная реакция на решение двигательных задач, отсутствие технологий разрешения конфликтных ситуаций на воде (А.И. Кошанов, 2006).
Особо опасными являются факторы, приводящие к угрозе жизни и здоровью людей. К числу таких факторов относится утопление, заканчивающееся летальным исходом. Последствия самого тяжелого фактора и его преодоления зависят от немедленного оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
Наиболее вероятным началом развития этого фактора и предшествующим ему является захлебывание. Последствия этого фактора преодолеваются, как правило, самим ребенком, тренером или родителем, в зависимости от того, кто захлебнулся.
Основные следствия критических ситуаций в условиях принятия родителями решения привести ребенка в бассейн связаны с отдалением конечной цели обучения - научить ребенка плавать. Чем больше сомнений и колебаний у родителей о возможностях ребенка, тем дальше отдаляется и затрудняется процесс самореабилитации отстающих двигательных и функциональных проявлений детей с отклонениями в состоянии здоровья.