Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой «Я-концепции» [4]. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. В-четвертых, подростковый период характеризуется следующими особенностями развития: реакциями эмансипации; группирования со сверстниками; увлечения (хобби); имитации, формирующимся сексуальным влечением. Всё это в сочетании с дисгармоничными отношениями с взрослыми может быть причиной отклоняющегося поведения.
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства, как и весь спорт в целом, не только оздоровляет, но и совершенствует подростка физически, вырабатывая у него такие важные качества, как выносливость, сила, ловкость, а так же, что, несомненно, является главным – умение подчиняться правилам – тренинг, который заложен в основе спорта и физической культуры.
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства регламентирована в Главе 3 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», опубликованного 8 декабря 2007 г., и вступившего в силу с 1 января 2008 г, в городе Тобольске работа ведётся согласно Долгосрочной целевой программы «Основные направления развития физической культуры, спорта и молодёжной политики в Тюменской области на 2012-2014 годы», утверждённая Распоряжением Правительства Тюменской области № 1521 от 30.08.2011. Данная программа осуществляется в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» и является продолжением, ранее принятой Программы с 2006 года, что свидетельствует о признании её важности в системе физического воспитания.
Современная система физкультурно-оздоровительной работы позволяет планомерно совершенствовать физические качества и морально-волевую закалку подростков.
Целью исследованиябыло выявление особенностей формирования социально одобряемого поведения у подростков во внеурочной деятельности. Для реализации поставленной цели нами было исследовано особенности взаимоотношения подростков в семье и в школе. Так же исследовали социально-педагогическую адаптацию подростка, с использованием методики «Оценка воспитанности учащихся» (автор В. И. Андреева[1]). Выявили предрасположенность подростков к тем или иным девиациям в поведении по методике «Диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А. Н. Орел [3]).
В ходе констатирующего эксперимента в начале сезона 2012 года мы выявили, что сформированность воспитанности подростков на среднем уровне, так же выявлены подростки с низким уровнем воспитанности, которые предрасположены к формированию социально не желаемого поведения. Показатели социально одобряемого поведения у подростков достаточно низкие. Склонность на социальную желательность не сформирована, высокие показатели склонности к агрессии и насилию, так же к самоповреждающему, саморазрушающему поведению.
Формирующий эксперимент был направлен на формирование социально одобряемого поведения у подростков на дворовых спортивных площадках. Для реализации поставленной цели, была разработана программа социально-педагогического просвещения и коррекции, ресоциализации подростков с девиантным поведением, способствующая формированию социально одобряемого поведения, через тренинги по различным игровым видам спорта с проведением аналогии правил вида спорта с законами РФ. Программа предполагала следующую работу: проведение социально-педагогической диагностики, просветительскую деятельность, профилактическую работу, индивидуальное и групповое консультирование. Работа проводилась с воспитанниками,их родителями и педагогами школы. Предложенная программа позволила сформировать адекватное поведение подростков. Цель программы: Популяризация занятий спортом, активного отдыха и оздоровления, совмещенного с тренировочным процессом; самореализация подростков в условиях занятий физкультурой на дворовой спортивной площадке.
Образовательная область, в которой реализуется программа: Физическая культура, естествознание, обществознание.
Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа: учащиеся общеобразовательных учреждений города 12–15 лет, рекомендованные школами для занятий в специальной коррекционной группе подростков имеющих сложности социализации в обществе, предоставивших справку о состоянии здоровья и согласие родителей на занятия на дворовых площадках по месту жительства.
С целью проверки эффективности формирующей программы в конце сезона 2012 года нами была проведена повторная диагностика. Анализ результатов, полученных в ходе реализации программы социально-педагогического просвещения и коррекции, способствующей формированию социального поведения, показал следующее.
Прослеживается положительная динамика в результатах. Формирующий эксперимент позволил повысить количество подростков с высоким уровнем воспитанности, до эксперимента с высоким уровнем было 10,7 % подростков, после эксперимента их стало 50 %, понизился уровень подростков с уровнем ниже среднего, до эксперимента – 32,1 %, после эксперимента – 10,7 %. С низким уровнем воспитанности после эксперимента не наблюдается.
Полученные результаты представлены в диаграмме на рисунке 1.
Рисунок 1. Изменение уровня воспитанности подростков после формирующего эксперимента
Из представленных данных видно, что уровень воспитанности учащихся изменился. Очень ярко произошли изменения у учащихся в таком проявлении воспитанности как дисциплинированность, которая является одним из показателей социально одобряемого поведения.
По результатам диагностики склонности к отклоняющемуся поведению подростков можно сделать вывод, что у 32,1 % подростков до эксперимента было выявлено склонность к отклоняющемуся поведению, после формирующего эксперимента прослеживается положительная динамика – 10,7 %.
По 17,9 % подростков показали высокие показатели по шкалам: «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» и «склонность к агрессии и насилию», после эксперимента их стало меньше 7,1 % и 3,6 %. У 14,3 % подростков было выявлено до эксперимента склонность к делинквентному поведению, после формирующего эксперимента таких испытуемых не было выявлено. У 7,1 % подростков до эксперимента проявлялись установки на социальную желательность и у стольких же подростков склонность к аддкитивному поведению. После формирующего эксперимента показатели повысились до 50 % по установке на социальную желательность и не выявлено подростков с аддиктивным поведением. Волевой контроль эмоциональных реакций свойственен был 3,6 % подростков, а после эксперимента – 25 %.
Положительную динамику результатов нашего исследования можно проследить на диаграмме, представленной на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
у подростков до и после формирующего эксперимента
Данные диаграмм показывают значительные изменения в установке на социальную желательность после формирующего эксперимента, а также положительные изменения волевого контроля эмоциональных реакций, установки на социальную желательность, снижение уровня отклоняющегося поведения.
Таким образом, из представленных данных, по результатам методик «Оценка воспитанности учащихся» и «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» можно увидеть положительные изменения у подростков после эксперимента. Причинами такой положительной динамики является то, что во время занятий с подростками работали специалисты, которые помогли разобраться с внутренним состоянием подростка, во время занятий внедрялись новые ценности и нравственные взгляды на трудные жизненные ситуации с которыми сталкиваются подростки при общении с взрослыми и сверстниками. Во время занятий у подростков формировали социально желаемое поведение, способы как выйти из трудных жизненных ситуаций и при этом не совершить правонарушение. Все мероприятия: беседы, консультации, проводились на примерах аналогии относительно правил спорта. Всем специалистам были розданы рекомендации с примерным перечнем тезисов: «Вот в спорте тебя штрафуют, наказывают и удаляют с площадки за нарушение правил, так и в жизни - нарушаешь закон, тебя привлекают к ответственности» и тому подобное.
Результаты, полученные после формирующего эксперимента, изменились в лучшую сторону, но в группе испытуемых также встречаются ученики с предрасположенностью к девиантному поведению. Поэтому целесообразно продолжать занятия с целью формирования у подростков навыков желаемого поведения в обществе. Отсюда следует, что разработанная программа имеет положительное значение в формировании социально одобряемого поведения у подростков.
По завершении эксперимента нами были предложены методические рекомендации педагогам и родителям по предупреждению девиантного поведения у подростков. В которых были выделены основные причины девиантного поведения подростков, так же способы профилактики и коррекции.
Список литературы
Андреева В. И. Методика оценки воспитанности учащихся / Г.З. Файзулина, И.В. Полякова, Л.В. Некрасова. // Методист, № 1, 2006. Стр. 39-49.
Бернс Р.Б., Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 1986. Стр. 30-66 /Burns R.B., Self-concept Development and Education. Holt, Rinehart & Winston.
Орел А.Н., Определение склонности к отклоняющемуся поведению / Ю.А. Клейберг. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004, Стр. 141-154.
Пяутин В.А., Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В.А.Пяутин. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010, 282с.