ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ В ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ В ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наблюдаемый в последние годы большой рост объема информации требует от обучаемого навыков работы со справочной литературой, цифровыми информационными источниками и информационными ресурсами сети Интернет. Широкий спектр навыков и умений информационной деятельности основывается на использовании средств ИКТ при сборе, обработке, хранении и передаче информации об объектах, явлениях и процессах.

Продуктивная работа с большими информационными объёмами требует высокого уровня развития мыслительных умений, таких, как: осмысленно изучать материал, выделяя в нём главное и отбрасывая второстепенное, анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, делать умозаключения; составлять план действий; самостоятельно принимать решение и т. д.

Реальным инструментом развития перечисленных умений и навыков являются разнообразные графические схемы, представляющие собой разновидность информационных моделей, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разделу общеучебных и систематически формируются на уроках информатики и ИКТ.

В настоящее время в психолого-педагогической и методической литературе отмечается разнообразие трактовок наглядного обучения, наглядности, видов наглядности, классификаций средств наглядности. «В научной литературе и школьной практике слово «наглядность» употребляется в трех смыслах. Во-первых, оно означает некоторый объект (средство наглядности), во-вторых, некоторое свойство (наглядность реальных предметов, явлений, мышления), в-третьих, определенную деятельность человека (восприятие средств наглядности, использование их)» [2. С. 4].

В Педагогическом словаре [4] дается следующее определение: «Наглядность - дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися».

Э.Г.Мингаэов отмечает, что наглядность не является узкодидактической категорией, имеет общегносеологическое значение, и предлагает рассматривать две ступени наглядности: конкретную и абстрактную.

З.И. Калмыкова утверждает, что «высшая форма наглядности - практическое действие с предметом». Практическая форма наглядности связана, по ее мнению, не только с натуральными объектами (природными, бытовыми, производственными) и действиями с ними, но и предполагает выполнение учащимися действий с предметами, их заменяющими (чертежами, схемами, графиками, рисунками). К практической форме наглядности Калмыкова относит действия с этими средствами наглядности, доступные наблюдению, а также мыслительный эксперимент, поскольку он предполагает оперирование наглядными образами.

Другая группа ученых связывает понятие наглядности с понятием образа. Наглядность в обучении трактуется как использование чувственно-наглядных образов объективной реальности, и образующихся при непосредственном восприятии, и созданных ранее для достижения результата познания - знания.

Л.Н. Нуридинов различает два вида образа. В первую группу входят образы чувственно-наглядные, непосредственно отражающие реальные объекты. Ко второй группе он отнес рациональные образы, отражающие в абстрактной форме наиболее общие, существенные связи и стороны объективного мира, недоступные непосредственному чувственному восприятию. Поскольку понятия образ и наглядность неразрывно связаны, он выделяет две ступени наглядности: чувственную и рациональную. «Рациональная наглядность - дидактическое средство, представляющее в чувственно-конкретной форме теоретическое понятие; с помощью этого средства учащиеся развивают творческую активность, логическое мышление, приобретают навыки познавательной самостоятельности, формируют творческие, научно-мировоззренческие понятия» [3. С. 92].

Процесс восприятия (особенно при значительных объемах информации, большой степени ее формализации) предполагает наличие узловых, опорных, характерных, специфических свойств и качеств объекта восприятия: приемов деятельности, отражающих отдельное математическое знание, или организованного набора знаний (материал отдельного урока или лекции и т.п.). Поэтому актуальной является проблема такой организации процесса обучения математике, когда представления, возникающие в мышлении обучаемых, отражают основные, существенные, ключевые стороны предметов и явлений, процессов, в том числе посредством разумного моделирования математического знания [5.c.213].

Разделы, посвящённые информационному моделированию, в том или ином объёме, присутствуют во всех школьных учебниках информатики. Сознательная работа обучаемых с разнообразными информационными моделями должна быть органично включена в учебный процесс при изучении как курса информатики, так и других школьных предметов. Одним из важнейших требований к учебнику является наличие на его страницах не только текстов, но и таблиц, иллюстраций, схем и диаграмм. Можно отметить ряд учебников и учебных пособий, на страницах которых предприняты достаточно удачные попытки вовлечения широкого спектра информационных моделей (в частности, графических схем) в процесс изучения информатики.

Предпочтение именно графических схем представления информации в данных изданиях не случайно, так как, во-первых, графические схемы позволяют представить тему целиком, понятно и наглядно, что обеспечивает повышение мотивации учащихся, во-вторых, использование графических схем обеспечивает скорость и точность восприятия, запоминания и переработки информации учащимися, что служит основой для последующей генерации ими идей и принятия решений.

Использование графических схем на уроках может проходить в разных формах. Учитель может:

  • использовать готовые графические схемы, изображенные в учебниках или на плакатах;

  • приготовить к уроку собственные графические схемы в виде презентаций или опорных конспектов;

  • по ходу изложения материала строить графические схемы на уроке;

  • организовать различные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся по использованию готовых графических схем.

Графические схемы могут быть эффективно использованы на разных этапах урока:

  • при изложении нового материала;

  • при закреплении изученного материала;

  • для обобщения и систематизации изученного материала;

  • для контроля знаний;

Особое значение имеют графические схемы при организации исследовательской и проектной деятельности. Существует большое количество схем, отражающих базовые информационные структуры. Все они служат основной цели: визуально представить, как структурирована информация. Существуют несколько распространенных видов графических схем, из которых мы рассмотрим наиболее интересный на наш взгляд – ментальную карту (Mind maps).

Ментальная карта (интеллект-карта)— это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями изучаемой предметной области. Составление ментальных карт можно назвать визуализацией мышления. К полезным свойствам ментальных карт можно отнести:

  • наглядность, запоминаемость и возможность коллективного составления ментальных карт;

  • эстетическую привлекательность и стимулирование творчества;

  • пересмотр ментальных карт через некоторый промежуток времени помогает усвоить и запомнить картину в целом, а также увидеть недостающую информацию и новые идеи;

Области применения ментальных карт чрезвычайно широки. Перечислим те из них, которые наиболее значимы для учебного процесса:

  • групповая работа;

  • конспектирование или аннотирование текстовых материалов;

  • обдумывание проблем, анализ сложных ситуаций;

  • планирование и принятие решений.

При создании ментальных карт желательно учитывать следующие рекомендации:

  • Необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты или использовать пояснительный рисунок.

  • От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.

  • Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.

Составление ментальных карт — необычный, почти игровой вид деятельности, стимулирующий творчество, нахождение неординарных решений. Т. Бьюзен подчеркивал, что нет строгих правил построения ментальных карт, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно всё, лишь бы мышление становилось продуктивнее.

Педагогический опыт показывает, что ментальные карты вызывают большой интерес у обучаемых. По нашему мнению, эта технология может быть успешно использована на этапе обобщения и систематизации крупных блоков изученного материала.

Литература:

  1. Авдеева С. М. Особенности образования. - М.: 2007.

  2. Мингазов Э.Г. О двух формах наглядности в школьной практике // Новые исследования в пед.науках. М., 19886.№1. С.78-93

  3. Нурдинов Л.Н. О сущности понятия «наглядность» при проблемном обучении// Новые исследования в пед. науках. М., 1976 №2 с.90-102

  4. Педагогическом словар. М., 1960

  5. Шадрикова В.Д. Инновационные подходы. – М.: Гардарики, 2002. – 383с.:ил.

  6. http://www.point.ru/

Просмотров работы: 3363