КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ В ТРУДАХ Т. ВЕБЛЕНА И ДЖ. КОММОНСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ В ТРУДАХ Т. ВЕБЛЕНА И ДЖ. КОММОНСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На рубеже XIX - XX веков в США возникло новое направление экономической мысли - институционализм. Его основатель Торстейн Бунде Веблен (1857-1929 гг.) - отстаивал понимание экономики как эволюционной науки, изучающей категории общественной жизни, меняющиеся во времени. Т. Веблен подразумевал, прежде всего, способы мышления или действия, с достаточной распространенностью и прочностью запечатленные в привычках групп или обычаях народа. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло по­нятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект Веблена».

Другой экономист, внесший большой вклад в становление и развитие институциона­лизма, Джон Роджерс Коммонс (1862-1945 гг.) - в своей книге «Институциональная эконо­мическая теория» (1934) так же, как и Т. Веблен, направил свои творческие усилия на поиск нестандартных, по тем временам, методологических средств экономического анализа [2, с. 225].

«Эффект Веблена» - феномен, нарушающий закон спроса и гласящий, что при про­чих равных условиях, чем выше цена определенных товаров, тем больше объем спроса на них. Согласно концепции "демонстративного потребления", представители класса богатых покупают многие товары не из-за того, что эти товары удовлетворяют их личные потребно­сти, а из-за того, чтобы "выделиться" среди других, продемонстрировать себя как состоя­тельных людей. Реализации этого эффекта сопутствует так называемая демонстративная цена - заведомо необъективная надбавка, отражающая эксклюзивный характер товара [1, с. 543].

Т. Веблен - основатель институционализма подверг критике классическую политиче­скую экономию. По мнению Веблена, сторонники этого направления экономической науки не учитывали идеи развития, их подход был статичным. Теория стоимости сохранялась в прежнем виде, хотя она отставала от запросов общества. Экономисты, считал Т. Веблен, за­нимались не тем, чем нужно. Они интересовались рыночной ценой, тогда как подлинная наука должна заниматься генетическим процессом.

Б. Селигмен писал, что теория Т. Веблена заключала в себе своеобразную теорию стоимости, что Т. Веблен «видел источник стоимости в способности благ приносить пользу обществу и личности. Нечто имеет стоимость постольку, поскольку оно увеличивает способ­ность хозяйства производить товары и услуги». Стоимость, по его мнению, «проистекает из технического мастерства, численности населения и природных ресурсов... Распределение и обмен представляют собой лишь денежное выражение производственного процесса, и через их посредство стоимости преобразуются в частные доходы. Без распределения в денежной форме стоимость, безусловно, получила бы истинное выражение своей сущности». В теории «праздного класса» (одноименная книга Т. Веблена), отношение «неимущего непроизводст­венного» класса к экономическим процессам характеризуется как «отношение стяжатель­ства, а не производства». Для представителей именно этого класса могут существовать осо­бые цены на товары, символизирующие их «престижность», а не истинное представление закона спроса, что принято называть «эффектом Веблена». Он характеризует ситуацию, при которой снижение цены товара воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утраты его «актуальности», и тогда этот товар перестает пользоваться спросом, в обрат­ной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены растет [3, с. 75-145].

Проблеме стоимости уделил много внимания и другой сторонник концепции инсти­туционализма - Дж. Коммонс. Изучая природу рыночных сделок, он ввел понятие «разумной стоимости» и считал, что она возникает в процессе спокойных коллективных переговоров. Правовой аспект Дж. Коммонса основывался на концепции теории стоимости, в соответст­вии с которой стоимость товарной продукции есть не что иное, как результат юридического соглашения «коллективных институтов» (корпораций, профсоюзов, политических партий), выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения [3, с.168].

Таким образом, труды этих профессиональных экономистов заставили по-новому взглянуть на ситуацию в экономике в целом.

Список использованной литературы

  1. Автономов, В.А. История экономических учений: Учеб. пособие / В.А. Автоно­мов, О.Г. Ананьин, Н.И. Макашева. – М.: ИНФРА-М, 2002 .– 784 с.

  2. Агапова, И.И. История экономических учений: учебное пособие / И.И. Ага­пова. – М.: Экономистъ, 2007. – 285 с.

  3. Адвадзе В.А. История экономических учений: Учебник / В.А. Адвадзе, А.С. Ква­сов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 391 с.

Просмотров работы: 3388