ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из определяющих черт аристотелевской политической теории - это стремление исходить не из отвлеченных теоретических построений по поводу конструкции идеального полиса, а потребность учитывать все многообразие реально существующих форм, их града­ций и оттенков. Такая, условно говоря, «прагматическая», а не идеократическая направлен­ность аристотелевской теории органически вытекает из ее общефилософских оснований. Его философия так же, как и философия Платона, телеологична, но это - телеология иной моди­фикации. Согласно Аристотелю, цель общественной, политической жизни - тоже благо: «...всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение органи­зуется ради какого-либо блага...» [1, с. 61].

Политическое учение Аристотеля изложено им главным образом в его работе «Поли­тика», примыкающей к «Этике». Но, в известном смысле, «Политика» уже по своему пред­мету, чем «Этика». «Политика» развивает лишь одну тему «Этики» – тему практического разума, политической практичности и рассудительности. В этике Аристотель развил как об­разец и как цель блаженной жизни идеал созерцательного постижения истины. Аристотель признал этот идеал трудно достижимым, доступным в полной мере лишь для божества.

Поэтому в «Политике» Аристотель говорит лишь об этических добродетелях (добро­детелях, связанных с поведением) и о таких дианоэтических (интеллектуальных добродете­лях), которые связаны лишь с практическим разумом. В качестве таковых Аристотель выде­ляет мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Платон в своих рассужде­ниях об идеальном государстве опирается, прежде всего, на добродетели интеллектуальные, полагая философов первыми гражданами и гарантами правильного управления. [1, с. 61].

Изучение социально-политических идей Аристотеля поможет понять причину проти­воречия в политических учениях двух философов и позволит судить – опираясь на опыт со­временности - о реальности моделей идеального государства, предложенных величайшими умами античности.

По мнению Аристотеля, политика должна ориентироваться на достижение общего блага, а ее главная цель - достижение справедливости. Но достигается это за счет умения и желания граждан повиноваться властям и законам. Что же касается самих правителей, то для умения властвовать им необходима добродетель нравственно совершенного человека [2, c. 57].

Аристотель исследует реально существующие формы политического устройства, вы­деляя из них наилучшие формы. Кроме того, он исследует те социальные проекты, которые созданы философами, интересуясь при этом лучшими из возможных к осуществлению. Он старается подойти к государству аналитически, пытаясь понять причины его возникновения и функционирования.

Так, говоря о семье, Аристотель считает, что это "первая естественная форма обще­жития, не изменяющаяся во все времена человеческого существования". Аристотель видит в семье три формы отношений: "господин и раб, муж и отец, отец и дети", а потому "в семье имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские". Поэтому власть домохозяина простирается на рабов, жену и детей. Это своего рода монархическая власть и там, - по мнению Аристотеля, где природные отношения не извращены, "там пре­имущество власти принадлежит мужчине, а не женщине". Аристотель, прежде всего, видит в браке этические отношения, связывающие воедино равно стоящих людей. И только вследст­вие естественных особенностей муж возвышается над женой как определяющий элемент над определяемым. Также и рабство определяется Аристотелем как неизбежное основание и для домашней и для государственной жизни и которое требует самого гуманного отношения ме­жду людьми. И Аристотель оправдывает рабство, понимая его значение для Греции.

Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще большую историческую ценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть, по сути, идеализированный объект по сравнению с существующими формами государственности. Однако, присутствуют здесь и черты, отра­жающие реальные исторические отношения общества, в котором этот проект был разрабо­тан. К таким чертам может относиться вопрос о рабстве, проблемы собственности, затрону­тые Аристотелем. Особенность «Политики» в том, что в ней черты реальные, исторические явно преобладают над утопическими. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристо­телю, через область познания того, что существует в действительности. Однако необходимо заметить, что философское толкование общества Аристотеля носит и прогностический ха­рактер. Теория «среднего элемента» как нельзя более подходит к государственному устрой­ству современных развитых стран, где обострение классовой борьбы, предсказанное Мар­ксом, не произошло благодаря расширению «среднего класса». Таким образом, представле­ния о совершенном государстве Аристотеля более реальны, чем идеальное, требующее раз­рушения всех существующих форм экономического и политического взаимодействия, обще­ственное устройство Платона.

Реалистичность и системность социально-политических взглядов Аристотеля делают «Политику» ценнейшим документом, как для изучения политических взглядов самого Ари­стотеля, так и для изучения древнегреческого общества классического периода и имевших в нем свою опору политических теорий [3, с. 52].

Список использованной литературы

  1. Аристотель. Политика. Пер. С. А. Жебелева. М., 1911. – 215 с.

  2. Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве М.: Наука, 1947. – 317 с.

  3. Рассел Б. История западной философии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 381 с.

Просмотров работы: 7868