МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов по­ведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, по­зволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека на­чинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, ко­торый позволяет исполнять определенные, жизненно важные, социальные роли.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат соци­ального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и разви­тие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального разви­тия как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристи­кой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников.

Существует несколько механизмов социализации. Вначале рассмотрим те, которые относятся к социально-психологическим механизмам социализации:

- идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим;

- подражание – это механизм соз­нательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и т.п.;

- внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации;

- фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на дея­тельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает сво­боднее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие “фасилитация” можно понимать как “облегчение”);

- конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях опреде­ленного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

Великий американский социолог, один из создателей экономической социологии Нейл Смелзер, в свою очередь, акцентировал внимание больше на трех механизмах социали­зации, а точнее:

- стадия подражания и копирования, на протяжении которой дети неосознанно про­являют формы поведения родителей или других окружающих взрослых;

- игровая стадия, на протяжении которой дети не только подражают и копируют, но и осознают свое поведение как исполнение определенной значимой роли;

- стадия игр, на протяжении которой дети учатся понимать и распозна­вать, чего же именно ждет от них тот или иной человек, или даже целая группа людей.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их удельный вес в осуществлении процесса социали­зации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит тради­ционному механизму социализации, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

Литература

  1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. - Казань, 1997.

  2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995.

  3. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

  4. Якуба Е.А. Социология: Учеб. пособие для студентов. - Харьков, 1995.

Просмотров работы: 4515