СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение, а также совокуп­ность знаний, полученных в результате систематического обучения. Основной путь получе­ния образования - обучение в системе различных учебных заведений, в связи с чем принято говорить о системе образования. Помимо системы образования, существенную роль в усвое­нии знаний и интеллектуальном развитии человека играет самообразование.

Молодежь вступает в жизнь – трудовую, общественно-политическую, имея, как пра­вило, среднее образование. Однако, оно различается по качеству. Значитель­ные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углублен­ным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования становится одним из пока­зателей социальной дифференциации.

Именно социология образования, используя свои подходы, в том числе и на основе социологического анализа истории образования, подсказывает возможный выход - повыше­ние фундаментальности образования. Если новая научная информация устаревает на глазах, то этого не скажешь о фундаментальных теоретических знаниях - фундаментальные науки в значительной мере обеспечивают стыки научного знания, а это сегодня самые быстрорасту­щие точки современной науки - физическая химия, экономическая кибернетика, математиче­ское моделирование, экономическая социология и т.п. Поэтому единственная возможность для системы образования - не ошибиться, работать на перспективу, т.е. всемерная фундамен­тализация образования. Кстати, она обеспечивает и профессиональную мобильность специа­листов, что так важно в современном мире, в котором постоянно возникают новые отрасли науки, а затем и производства, например биотехнология, экологически чистое сельскохозяй­ственное производство и т. д.

Цель современного образования - научить студента работать с новой информацией, посто­янно обновлять свои знания. Ведь работа любого современного специалиста - это непрерыв­ный поиск знаний, умение применять их в своей повседневной деятельности.

Еще одна социологическая проблема отечественного образования - низкая востребо­ванность знаний, профессиональной квалификации. Можно несколькими штрихами так на­рисовать портрет российского студенчества: "Обо всем слышали, кое-что знают, но ничего не умеют". Многие студенты учатся не ради знаний, профессиональных умений, а ради до­кумента, диплома. И, прежде всего, потому, что в некоторых отраслях народного хозяйства не нужен высокий уровень профессиональной подготовки, многие специалисты повседневно выполняют неквалифицированную работу.

Дефицит профессионализма – особенность нашего времени.

Качество подготовки в школе и вузе - одна из основных проблем социологии образо­вания. Конечно, социологи изучают не дидактические проблемы - это дело педагогики и психологии, а социальные аспекты качества образования. Здесь важно все, но, прежде всего, личность преподавателя, педагога. Из-за низкой зарплаты и престижа в школах отмечается текучесть кадров, высокая степень их феминизации. Наверное, ключевая проблема - это зар­плата. Если заработная плата учителя будет не ниже, чем в промышленности, то и мужчины обязательно появятся в школе.

Студентам следует предоставить как можно больше академической свободы, в том числе индивидуальный график, свободное посещение занятий, экстернат и т.п. Но, с другой стороны, должна быть увеличена мера ответственности. Только в такой связке может серь­езно повыситься качество образования.

Важнейшая социологическая проблема образования - формирование культуры, гума­нитарная подготовка студентов. Всегда есть соблазн готовить специалиста узкого профиля - меньше затраты. Во всем цивилизованном мире ставка была сделана на университетское об­разование, а в нашей стране - на узкоспециализированные вузы. Естественно, их выпускники не знали иностранных языков, экологии, права, не имели необходимой гуманитарной подго­товки. В результате страдает не только дело, но обкрадывается сам человек, ведь хорошая гуманитарная, общекультурная подготовка дает возможность вести полноценную жизнь.

Среди социологических проблем образования сейчас все больше обозначается про­блема сохранения здоровья учащихся и студентов. Здоровье - бесценный дар, которым в мо­лодости никто не дорожит. Между тем современная экология, генетика накладывают все большие ограничения на здоровье нарождающегося поколения. Показатели здоровья студен­тов не лучше, они начинают снижаться после третьего курса, когда прекращаются обяза­тельные занятия физической культурой. Студенты болеют чаще, чем работники самых вред­ных производств.

Главная причина такого положения - низкий уровень культуры народа: отсутствует мода на здоровый образ жизни. Не культивирует его и большинство наших семей и полити­ческих лидеров. Следовательно, для сохранения здоровья надо давать необходимые знания, прививать привычку к здоровому образу жизни на всех ступенях образования. И нужно ис­кать не только медицинские пути решения проблемы, но и социологические, организацион­ные.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что образование - социальный институт общества, который выполняет важнейшие функции.

Список литературы

1. Зборовский, Г.Е. Социология образования / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург: Изд-во гу­манит. ун-та, 1994.

2. Зиятдинова, Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути реше­ния / Ф.Г. Зиятдинова - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1992.

3. Нечаев, В.Я. Социология образования / В.Я. Нечаев. – М.: МГУ, 1992.

4. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин – М.: Политиздат, 1992.

Просмотров работы: 1276