ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ АНАТОМИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ АНАТОМИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При изучении школьного курса биологии возникает вопрос о том, как совместить изложение рассматриваемых процессов, явлений, признаков на современном научном уровне с доступностью его восприятия учащимися. Некоторые разделы школьной программы оказываются для этого сложными.

Одна из причин – это обилие терминов и понятий. Однако, невозможно рассуждать о достижениях биологии как науки, не прибегая к устоявшейся и общепринятой в научном мире терминологии. И успех овладения учащимися основным содержанием данного курса зависит от умения быстро находить и выделять биологические термины в тексте, раскрывать их содержание, анализировать, использовать на практике.

При подготовке к сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы старшеклассники сталкиваются с большим количеством терминов, смысл которых надо объяснить, а иногда и написать. В этом случае знания греческих и латинских корней слов помогает понять значение терминов и выбрать верный вариант ответа даже тогда, когда материал вам незнаком. Работая с тестами можно превратить их из инструментов контроля, в инструмент обучения.

По мнению Г.И. Лернера, тесты становятся и средством организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим их развитие «воспроизводимого цикла обучения с заранее программируемым результатом». При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора. При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника, затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией пор теме. При обсуждении вопросов учитель просит от ученика построить изложение материала в необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедшие в тестовые задания.

Используя словарь, в который включены некоторые корни и приставки, часто встречающиеся в биологических терминах, можно давать задания следующего содержания:

  • Повышенное кровяное давление – это гипо- или гипертония?

  • Сколько гомологичных хромосом образуют бивалент?

  • Экзоскелет характерен для позвоночных или для насекомых?

  • Как по отношению друг к другу расположены в зародыше эктодерма, энтодерма, мезодерма?

Подобное уяснение значения и происхождения терминов способствует повышению интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся. При желании список приставок можно пополнять.

Поэтому необходимо в каждой теме использовать различные тестовые задания:

- закрытые задания, из предложенного перечня выбери правильные ответы; например: в состав выделительной системы входят:

а) печень;

б) почки;

в) желчный пузырь;

г) бронхи.

- задания на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием; например:

1. Соотнесите компоненты внутренней среды организма с их функциями:

Компоненты внутренней среды Функции компонентов внутренней среды

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Плазма

Лимфа

Тканевая жидкость

а) свертывание крови

б) образование антител

в) фагоцитоз

г) транспорт кислорода

д) поддерживание постоянства состава

е) транспорт углекислого газа

ж) образование лимфоцитов, защитная

з) связь между клетками, транспорт растворенных веществ

Ответ: 1 – г,д,е; 2 – б,в; 3 – а; 4 – д; 5 – б, ж; 6 – з.

2. Соотнесите описание ткани с её названием.

Гладкая мышечная ____

Поперечно-полосатая мышечная ____

Нервная ____

Хрящевая соединительная ___

Железистый эпителий ____

Многослойный эпителий ____

Мерцательный эпителий ____

Костная ____

Рыхлая соединительная ____

Жидкая соединительная ____

а) Несколько слоев часто сменяющихся клеток. Межклеточное вещество не развито.

б) Клетки с отростками, межклеточное вещество состоит из минеральных солей и белка.

в) Образована клетками с ресничками.

г) Клетки секретируют жидкости разного состава.

д) Межклеточное вещество развито, клетки содержат запасы жира.

е) Содержит клетки крови.

ж) Хорошо проводит электрические сигналы.

з) Одноядерные удлиненные клетки.

и) Развито межклеточное, упругое вещество с эластичными волокнами.

к) Многоядерные длинные клетки.

Ответ: 1 – з, 2 – к, 3 – ж, 4 – и, 5 – г, 6 – а, 7 – в, 8 – б, 9 – д, 10 – е.

- задание на установление правильной последовательности, целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п., например: В каком случае правильно названы звенья рефлекторной дуги дыхательного рефлекса?

а) рецепторы легочных пузырьков – средний мозг – дыхательные мышцы;

б) рецепторы аорты – продолговатый мозг – межрёберные мышцы;

в) рецепторы внутренних органов – промежуточный мозг - дыхательные мышцы.

- задания, в котором ответ конструирует сам ученик, ответы в таких заданиях должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.; например: Закончите следующие фразы:

а) Наука, изучающая строение и функции клеток называется _________________.

б) Мельчайшая структура клетки, выполняющая определенную функцию называется ______.

в) Ткань – это _____________ клеток, обладающих ______________ строением, _______________ и _________________.

г) Органоиды, отвечающие за синтез белка и состоящие из ___________и РНК, называется _____________.

д) Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении 1 г. _________.

е) Функцию хранения и передачи наследственной информации выполняют ______ и _______.

ж) Процессы биосинтеза идут с ______________ энергии.

з) Процессы расщепления идут с ______________ энергии.

и) У мышечной и нервной ткани есть общее свойство _______________________.

к) Содержание в крови солей, температура тела – являются показателем __________________ химического ____________ ________________.

- задания с исключением лишнего понятия, учащимся предлагается из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню:

Глотание, кашель, дыхание, пение.

- задания на выявление общих закономерностей, учащимся предлагаются 2–3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.

1. Аксон - дендрит. (Отростки нейрона).

2. Митохондрии - рибосомы. (Органоиды клетки).

3. Кровь - кость. (Кровяные клетки формируются в костном мозге).

- терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:

Органоид - это ....................

Клетка - это .........................

Ткань - это ...........................

Орган - это ...........................

Система органов - это .........

Однако наряду с использованием и традиционных и нетрадиционных приемов организации терминологической работы в курсе биологии человека, могут быть использованы нетрадиционные технологии. Так, например, формирование понятийного аппарата на уроках биологии в 8 классе может проводиться на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева. На его систему уроков (например, урок припоминания материала, урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода: урок-“бенефис” и т.д.), как и вообще на нетрадиционные технологии урока учитель часто опирается в своей педагогической практике, т.к. педагогические возможности игры, соревнования в жизни коллектива и человека обнаружены еще во времена Платона. Современная педагогика признает игру только в комплексе с другими методами воздействия и подчеркивает ее подчиненность педагогической цели. Не учитывается в должной мере, например, потребность в игре у школьников среднего и старшего возраста; применение же игры и в этих звеньях, весьма продуктивно. Формирование понятийного аппарата с опорой на систему эффективных уроков Окунева включает следующие формы и приемы обучения:

  1. Организация деловой игры «Узнавай-ка» при изучении новых терминов и понятий. Класс делится на 2 группы – одни получают карточки с вопросами, другие с правильными ответами, каждому надо найти свою пару. Во время игры ученики свободно перемещаются по классу, что требует определенной культуры поведения.

  2. Организация «биологического театра» для закрепления терминов и понятий. Один ряд показывает средствами пантомимы значение понятия, остальные его угадывают и дают определение.

  3. Организация знаний для повторения терминов по одной или нескольким темам. «Цветик – семицветик»: для быстрого повторения – разноцветное “лепестки” с терминами, с другой стороны – правильное определение: ответил – и проверил. «Верю – не верю»: один ученик называет понятие, другой дает его определение, первый отвечает: «Верю» или «Не верю» – играют до трех ошибок. «Биологический пинг-понг»: работа в парах на повторение определений: вопрос-ответ; потом меняются. «Эстафета» – передают друг другу теннисный шарик, называют определения понятий, если кто-то не знает, то говорит: «Пропускаю».

  4. Организация повторения терминов и понятий и проверка их усвоения на обобщающих уроках. «Что? Где? Когда?» – с использованием биологических терминов. «Снежный ком» – первый учащийся называет термин по теме; 2-ой называет предыдущий и свой и т.д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, следующий не исправляет, а говорит: «Лови ошибку». Цепочка доходит иногда до 20 понятий.

Таким образом, при изучении организма человека важно, чтобы учащиеся умели правильно сопоставлять понятия и термины, особенно в тех случаях, когда термины известны учащимся из предшествующих биологических курсов или из повседневной жизни.

Работа с терминами на уроках анатомии может осуществляться на всех его этапах: при изучении нового материала, его закреплении, проверке знаний, умений и навыков. Давая домашнее задание, учитель должен предусмотреть продолжение терминологической работы самостоятельно дома.

Просмотров работы: 1945