ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экологическая экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, проводимая с целью формирования у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще, а также с целью усвоения таких экологических понятий как взаимозависимость организмов и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, устойчивость экосистем, биосфера и человек как экологический фактор.

Основные задачи комплексной экологической экскурсии:

  • изучение видового состава растений и животных на изучаемой территории;

  • знакомство с методами изучения природных объектов в разных средах обитания;

  • приобретение навыков исследовательской работы (составление и оформление наиболее простых и доступных коллекций, изучение экологического состояния окружающей среды и др.);

  • выявление экологических связей между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптации к условиям жизни;

  • влияние антропогенных факторов на экосистемы;

  • формирование у школьников навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие экологической ответственности и др.

Проблема сохранения природы на современном этапе общественного развития приобрела глобальный характер. Трансформация природных экосистем, происходящая под воздействием антропогенной нагрузки, привела к сокращению генофонда живых организмов на Земле.

Самой эффективной мерой по сохранению генофонда живых организмов на нашей планете, по мнению многих ученых-биологов (В.И. Вернадского, Н.В. Реймерса, В.А. Вронского, К.П. Федотовой, Н.И. Науменко и др.) является организация широкой сети охраняемых природных территорий. Организация таких территорий позволит решить следующие задачи:

- сохранение уникальных ландшафтов;

- охрана редких и исчезающих видов флоры и фауны;

- обеспечение необходимых условий для их воспроизводства и пр.

Таким образом, особо охраняемые природные территории должны выполнять роль эталонных образцов дикой природы, стать резерваторами охраняемых объектов, хранилищ природного наследия и сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Созданию сети особо охраняемых территорий способствовало принятие Федеральных Законов «Об охране окружающей природной среды» (1991) и «Об особо охраняемых природных территориях» (1995). Согласно этим законам Российской Федерации «особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над нами, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны».

ООПТ выделяются по принципам их особой экологической, научной и ресурсной ценности, важности для сохранения объектов растительного и животного мира, ценных природных комплексов, необходимости принятия особых мер охраны, по уровню подчиненности, структуре управления, профилю и режиму охраны.

По назначению и функциональной роли ООПТ можно разделить на:

  1. заповедно-эталонные территории, предназначены для мониторинга, поддержания экологического равновесия в исключительно уязвимых местах, имеющих ключевое значение для сохранения природы;

  2. средообразующие территории – предназначены для косвенной эксплуатации всех природных ресурсов в комплексе;

  3. ресурсозащитные территории, на которых в условиях частичной охраны природных комплексов от хозяйственного вмешательства достигается развитие или относительно полное сохранение одного или нескольких видов природных ресурсов, позволяющих воспроизводить эти ресурсы;

  4. объектнозащитные территории, способствующие сохранению ценных инженерно-архитектурных объектов.

По степени строгости заповедного режима различают следующие категории ООПТ: заповедники, биосферные заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады и другие.

На территории Шатровского района также создан зоологический заказник областного значения. Все созданные заказники достаточно равномерно распределены по территории области и охватывают практически весь спектр, свойственных им животных угодий.

К числу памятников природы были отнесены Верх-Теченский и Дубасовский боры, Рябиновый Дол, Песчанский бор, Суерский бор. Рябиновый Дол находится на территории Хабаровского мастерского участка Шатровского района. Среди памятников природы выделяется ряд озер имеющих большое рекреационное значение. Среди них выделяют:

- пресные (Пустынное, Акулинкино);

- соленые (Медвежье, Горькое-Звериноголовское, Горькое-Виктория, Песчаное, Горькое-Узково).

Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Бариновская средняя общеобразовательная школа» Шатровского района, Курганской области накоплен богатый опыт по организации экологических экскурсий на особо охраняемые территории Бариновского лесничества.

Бариновский зоологический заказник располагается на площади в 42,9 тыс.га по левую сторону реки Исеть и охватывает 3 мастерских участка: Бариновский, Исетский, Хабаровский. Зоологический заказник создан с целью сохранения и приумножения животного мира нашего края. На территории государственного заказника имеются ценные водоемы: озеро Дровяное, Малое Келейное, Неведим, Юдино, Большое Келейное, Пустынное, Кривое, Травное. На озерах водится рыба – карась, ротан, гольян. По территории заказника протекают реки Борисик и Крутишка. В реках обитают пескари, щуки, налимы. На озерах и реках водятся бобры. Много различных птиц водится в заказнике: глухари, рябчики, тетеревятник, утки, куропатки, лебеди. Среди древесных растений в заказнике в основном преобладают главные породы – это сосна, береза, осина. Подлесок представлен черемухой, боярышником, шиповником, рябиной, калиной. На территории встречаются лекарственные травы – душица, медуница, полынь, пижма, тысячелистник, ромашка, горицвет, сон трава. Млекопитающие представлены большим разнообразием: лось, кабан, заяц, барсук, волк, лиса, белка, еж, косуля, бурундук, ласка, енот.

На территории заказника организована экологическая тропа, протяженностью в 3,5 км, а также работает школьное лесничество «Романтик» в рамках которого учащиеся весной сажают деревья, летом пропалывают питомник. В ходе экскурсий учащиеся не только проводят наблюдения за сезонными изменениями флоры и фауны, но ликвидируют последствия антропогенного фактора (убирают мусор, обломанные ветки и др.).

Таким образом, на особо охраняемых природных территориях в целях повышения уровня экологического образования школьников проводятся экологические экскурсии, которые являются формой экологического образования и представляют собой групповое посещение природных комплексов в образовательных целях.

На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставление. Здесь формируется система представлений о природных комплексах – биоценозах, их структуре, внутренних и внешних связей. Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать субъективно-непрагматическое отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

Просмотров работы: 1966