Важным этапом в работе учителя является организация контроля знаний учащихся, который можно провести с использованием ИКТ. Для этого можно использовать готовые контролирующие программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д.
Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы Main Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.
С их помощью можно: проверить большой объем изученного материала малыми порциями; быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.
Кроме тестов, предложенные для компьютерной проверки знаний задания могут быть в виде:
биологического диктанта;
графического диктанта;
заданий типа "Убери лишнее" и т.д.
Для проверки знаний могут использоваться как задания, составленные учителем самостоятельно, так и задания, предлагаемые в мультимедийных пособиях по предмету биология. Так, в частности в пособиях Виртуальная школа Кирилла и Мефодия предлагаются различные варианты задания для контроля знаний.
Проверка выполнения заданий учащимися может осуществляться разными способами:
самим компьютером (в случае использования готовых заданий в мультимедийных пособиях);
непосредственно сами учителем по мере выполнения заданий или после того как учащийся сохраняет результаты выполненной работы в компьютере или на электронном носителе;
назначенным из числа учеников консультантом.
Все зависит от технических возможностей, креативности и главным образом, желания учителя.