ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психологическая готовность к школьному обучению интерпретируется некоторыми родителями как умение считать, писать, читать и т. д. Заботясь о том, чтобы ребенок был готов обучаться, родители изнуряют дитя излишними нагрузками, забывая о волшебном качестве – желании обучаться, необходимом любому человеку, для того, чтобы эффективно выполнять деятельность.

Мотивация учения определяется познавательными интересами и желанием занять новый статус ученика. Познавательные интересы формируются постепенно, в течение дошкольного детства в игровой деятельности и далее развиваются в учебной деятельности. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети с удовольствием играют в школу, развивая тем самым интеллект и формируя положительное отношение к школе. У детей появляется привычка думать, решать задачи. Таким образом, складывается здоровая интеллектуальная активность, обеспечивающая мотивационную готовность к школьному обучению.

Другим важным компонентом психологической готовности к школьному обучению является волевая готовность. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, управлять своим поведением, сдерживать эмоции, делать то, что требует учитель, соблюдать режим школьной жизни. Волевые качества оформляются к 6-ти годам, но они недостаточно осознанны, не устойчивы и, следовательно, требуют дальнейшего развития в процессе учебной деятельности.

Важным компонентом психологической готовности к школьному обучению является развитие речи – способность связно, понятно для окружающих описать явление, событие, картинку. А для правильного обучения чтению, у ребёнка необходимо развить фонематический слух – способность слышать в слове отдельные фонемы.

Сформированная психологическая готовность к школьному обучению способствует быстрой адаптации первоклассника к школе, и в целом во многом определяет успешность обучения. Однако даже хорошо подготовленные дети с началом школьного обучения испытывают чрезвычайное волнение. Это понятно, ведь они вступили в жизнь полную неопределённости: с началом учебного года меняется место в системе общественных отношений; ребенку нужно установить контакт со сверстниками и учителем, научиться выполнять требования школьной дисциплины. Учебная деятельность требует от ребёнка напряженного умственного труда, активизации внимания.

Период адаптации к школе длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. В этот период происходят изменения в поведении ребёнка, дети становятся чрезмерно возбужденными или наоборот заторможенными. Все изменения в поведении ребёнка отражают особенности психической адаптации к школе.

По степени адаптированности детей можно разделить на три группы:

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они добросовестны и без видимого напряжения выполняют указания учителя. Лишь иногда у них отмечаются сложности в контактах со сверстниками и учителем. Но уже к концу октября трудности у этих детей преодолеваются, они осваиваются с новым статусом ученика, с новыми требованиями, с новым режимом[5].

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации. Такие дети продолжают играть на уроках, могут выяснять отношения со сверстниками, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами и обидами. Эта группа детей адаптируется к школе лишь к концу первого полугодия[5].

Третья группа детей – это дети психологически не готовые к школьному обучению. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с трудом осваивают учебную программу[5].

Степень адаптированности тесно связана с уровнем готовности к школьному обучению. Педагоги и психологи рекомендуют проводить дошкольную подготовку детей, обеспечивающую адаптацию детей к условиям школьной жизни. Обычно в программу дошкольной подготовки входит проведение занятий учителя с будущими школьниками один раз в неделю. Каждое занятие содержит по три урока продолжительностью 25 минут. В это время дети знакомятся с будущим педагогом и с будущими одноклассниками, осваивают школьную дисциплину.

Таким образом, происходит плавный переход от игровой деятельности к зарождению учебной – ведущей деятельности в младшем школьном возрасте. Дети в процессе занятий, обретают иное мировоззрение, вклиниваясь тем самым в новую социальную ситуацию развития. Известно, что новая социальная развития определяет тот путь, следуя по которому ребёнок черпает новые индивидуальные качества личности, необходимые для формирования ведущего типа деятельности в определённом возрастном периоде.

Ребенок младшего школьного возраста осознаёт себя как субъекта деятельности, у него складывается самооценка. В младшем школьном возрасте самооценка преломляется через оценки успеваемости и взаимоотношения в школьном коллективе. К началу подросткового возраста происходит становление самооценки, она становится устойчивой. Ребенок представляют собой личность, готовую вступить в новый тип взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к учителю, они полностью признают его авторитет и почти безоговорочно принимают его оценки. Оценивание знаний учащихся с помощью отметки имеет глубокие психологические последствия, отрицательные отметки становятся причиной, по которой ребенок не желает учиться. Восприятие отметок детьми характеризуется тем, что очень быстро из знака успеха (неуспеха) в познавательной деятельности они превращаются в знак, оценивающий личность в целом; отметки определяют положение и статус ребенка в классе. [2].

Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. Относясь к взрослым, особенно к учителю как к образцу, ребенок притязает на их признание, стремиться получить одобрение и принятие его таковым, каков он есть. [1].

Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов[4].

Ребенок младшего школьного возраста находится в эмоциональной зависимости от учителя. То, как оценивает учитель поведение и успеваемость ребенка, определяет его дальнейшее настроение, успешность, взаимоотношения со сверстниками и родителями. Если учитель хвалит, поощряет ребенка, его захватывают положительные эмоции, а если оценивает как неуспешного, то он погружается в себя, конфликтует дома, завидует сверстникам, у него резко снижается самооценка. Приобретая новые знания, созерцая явления природы и ориентируясь при этом на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Так ребенок учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру [1].

Взаимоотношения в системе «ребенок-родитель» претерпевает изменения: ребенок становиться менее зависим от родителей, у него появляются секреты. Значимым взрослым, удовлетворяющим эмоциональный голод ребенка становиться первая учительница.

В начале учебного года взаимодействие первоклассника с другими детьми в классе осуществляется главным образом через учителя, который постепенно приучает детей вступать в непосредственные контакты друг с другом. По мере осознания себя частью целого – конкретного класса, первоначальная позиция «Я и моя учительница» постепенно перерастает в позицию «Мы и наша учительница»[3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студ. Вузов. – 6-е издание, стереотип/В.С.Мухина. – М.:Изд. Центр «Академия», 2000г. – 456с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип/Г.С.Абрамова. - М.:Изд. центр «Академия», 1999г.-672 с.

3. Реан А.А. Психология детства/А.А.Реан. – СПб.:«прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003г. – 368с.

4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования/Р.С.Немов. — М.: Изд. Центр «ВЛАДОС», 1995г. – 496с.

5. http://adalin.mospsy.ru/l_04_05.shtml

Просмотров работы: 5957