АКТИВИЗАЦИЯ СМЫСЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В НАЗВАНИЯХ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АКТИВИЗАЦИЯ СМЫСЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В НАЗВАНИЯХ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ВУЗОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире всё большую популярность приобретает такое понятие, как «инновация». Термин часто встречающийся, но далеко не всем знакомый, что обусловлено большим количеством его толкований. «Инновации – термин неоднозначно толкуемый. Этот термин постепенно становится таким же важным, и где-то даже – модным, каким не так давно пытались сделать термины «эффективность и качество». И, к сожалению, – столь же неопределенным» [Азгальдов Г.Г., Костин А.В., 2009].

Впервые термин «инновация» ввел в экономический «обиход» в 1912 году австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Изначально он трактовал его исключительно широко: как «средство предпринимательства для увеличения прибыли» [Йозеф Шумпетер, 1982, 169-170]. В 1930-х годах Шумпетер конкретизировал трактовку инновации как «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности» [Йозеф Шумпетер, 1982]. Наибольший интерес представляет, с нашей точки зрения, первая часть определения: «инновация – это изменение с целью…», так как дает основания полагать, что инновация есть процесс, результатом которого является достижение таких целей, как внедрение и использование «новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств и т.д.».

Для толкования термина используют разные подходы. Так, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором идея изобретения приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Кроме того, «Руководство Осло» [2006, с. 192] – действующий методологический документ, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащий рекомендации в области учета и анализа данных по инновациям – трактует инновацию именно как деятельность, процесс изменений.

В свою очередь, официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Считаем возможным с учетом приведенных определений понятия «инновация» выделить его основные смысловые элементы:

  • системность масштаба целей и задач репрезентируется смыслами ‘системность’, ‘масштабность’, ‘результативность’;

  • выход за рамки существующих теорий согласно научному контексту репрезентируется смыслами ‘реализация’, ‘практичность’;

  • целостный продолжительный характер действий репрезентируется смыслами ‘перспективность’, ‘целостность’, ‘динамичность’;

  • проектирование новой системы деятельности в данной практике репрезентируется смыслами ‘новизна’, ноу-хау;

  • по реализации характерно проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности репрезентируется смыслами ‘необходимость’, ‘востребованность’;

  • результатом инновации является полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы репрезентируется смыслами ‘обновление’, ‘новые идеи’, ‘прагматичность’, ‘система’;

  • открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности репрезентируется смыслами ‘новый’, ‘технологичность’, ‘деятельность’, ‘качество’, ‘востребованность’;

  • в результате нововведений возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок репрезентируется смыслами ‘нововведение’, ‘возникновение’, ‘зарождение’, ‘исследование’, ‘новая парадигма’, ‘новая практика’.

Необходимо отметить активное использование термина «инновация» в семантическом поле высшей школы. Думается, подробный семантический анализ формулировок названий конференций позволит выявить актуальные смыслы в каждом конкретном примере, ср.: 1) «Инновации и традиции науки и образования» [МГСУ НИУ]; 2) «Молодежь, наука, инновации» [ГГНТУ]; 3) «Инновационная практика: вузы, инкубаторы, корпорации» [МГИМО]; 4) «Наука университета – инновации производства» [ДВГУПС]; 5) «Библиотека в информационно-образовательной среде вуза: традиции и инновации» [НГТУ им. Р.Е. Алексеева]; 6) «Трансфер инноваций: Россия-Евросоюз» [МФЮУ]; 7) «Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий» [МИЭП Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ]; 8) «Инновации и перспективы сервиса» [Уфимская государственная академия экономики и сервиса]; 9) «Инновационная среда: Сколковский полдень» [Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО]; 10) «Инновационные проекты в области предпринимательства, менеджмента, экологии и туризма» [РГПУ им. А.И. Герцена]; 11) «Управление инновациями» [ИПУ РАН].

Следует отметить, что инновации в различных сферах деятельности общества имеется свою специфику, которую необходимо учитывать при рассмотрении вопросов смысловой реализации данного термина.

Литература

  1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. К вопросу о термине «инновация». http://www.labrate.ru/articles/azgaldov-kostin_doklad_2009-2_about-innovation.htm

  2. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия. Экономические стратегии, 2008. № 2(60)

  3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.

  4. Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd edition. A Joint Publication of OECD and Eurostat. OECD/EC, 2005 (Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер. на рус. яз. — М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006.

  5. Медведев Д.А. Россия, вперед! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medvedev-da.ru/.

  6. http://innovation.aspu.ru/

  7. http://www.aspu.ru/universitet/1983-centr-lingvisticheskih-ekspertiz.html

  8. http://www.referent.ru/1/28928

Просмотров работы: 1719