ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ В РД - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ В РД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, проявился в нарушении ее структуры и функций: наблюдается рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде, приведя к росту социального сиротства. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей.

Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным факторам риска для развития ребенка становится безработица родителей. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

Дети-сироты - проблемная группа в социальном плане. Они лишены общения в семье с близкими людьми, порой перенесли жестокое обращение. В обычных случаях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства. При этом, именно профилактически – восстановительная работа с семьями группы риска, с кровной семьей в России практически не развита, такая работа не является сегодня приоритетом для большинства органов местного самоуправления в Российской Федерации. В Семейном Кодексе Российской Федерации есть целый раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка.

Социальное сиротство – это опасное социальное явление. В России до 95% детей-сирот относятся к категории «социальные сироты», так как к моменту получения своего статуса они имели живых родителей. В последние годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Ухудшение условий жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети «вытесняются на улицу», и, как следствие этого, большой рост беспризорности.

Дети-сироты относятся к группе социального риска. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей, в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительной болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов. Вместе с тем, многочисленные исследования показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что, в свою очередь, приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

Наиболее актуальными задачами социальной политики в отно­шении детей-сирот являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, создание благоприятных условий, позволяющих им вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности. Работа с социальной дезадаптацией детей-сирот, освоение такими детьми социального опыта, включение их в систему общественных отношений, овладение будущими профессиональными навыками требует от общества определенных усилий. Им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка. Социальный работник должен быть готов оказать такому ребенку помощь по целому ряду вопросов медико-социального, юридического, педагогического, психологического характера.

Задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Просмотров работы: 1575