О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕРМИНОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕРМИНОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В конце ХХ – начале ХХI вв. в России наблюдается устойчивый интерес к вопросам веры, религии. Многие термины, названия реалий, считавшиеся на протяжении нескольких десятилетий устаревшими, не только вновь вошли в русский язык, но и частотны в религиозном дискурсе. В связи с тем, что принятые в религиозном общении клише и функционально-обусловленные обороты во многом были утрачены и понятны далеко не каждому, возникает необходимость изучения этого пласта языка. Наиболее авторитетные словари советской эпохи включали лишь те слова, обойти которые было невозможно. Эти словарные статьи включали обязательные пометы.

В религиозном дискурсе функционируют отдельные грамматические формы общеупотребительных слов, которые характерны лишь для данной области. Это своего рода «профессионализмы». Так, особую группу в русском языке представляют существительные, которые в религиозном дискурсе употребляются только во множественном числе: силы, власти, престолы, начала, господства. Данные существительные имеют общие семы с существительными, употребляющимися вне религиозного контекста. Значения же, позволившие им обслуживать религиозный дискурс, в словарях русского языка не выделяются. Не найдём мы и примеры употребления этих лексем в форме множественного числа (то, что позволяет противопоставить сферу функционирования форм). В словарных статьях данные существительные даны в форме единственного числа, а при образование множественного может изменяться семантика этих слов. Обратимся к словарям. В словаре С.И. Ожегова представлены следующие значения слова начало: НАЧАЛО, -а, ср. 1. Первый момент или первые моменты какого-н. действия, явления. Н. работы. Н. учебного года. Положить н. или дать н. чему-н. (начать). Неплохо для начала (одобрение начинающему, разг.). 2. Исходный пункт, исходная точка. Н. главы. Н. улицы. Вести свое н. от чего-н. (происходить от чего-н.). Брать н. (начинаться). 3. Первоисточник, основа, основная причина (книжн.). Организующее н. Сдерживающее н. 4. мн. Основные положения, принципы (какой-н. науки, учения). Начала химии. 5. мн. Способы, методы осуществления чего-н. Организовывать дело на новых началах. На общественных началах (о чьей-н. работе, деятельности: безвозмездно). * Под началом кого или у кого (разг.) – в подчинении у кого-н. Работать под началом главного инженера (у главного инженера) (Ожегов. Электронный ресурс http://www.ozhegov. org/words/32373.shtml).

Данная статья типична для толковых словарей: религиозная сема при толковании слова за редкими случаями не отмечается, хотя форма множественного числа существительного начало имеет общую сему с лексемой, употребляющейся в религиозном контексте.

Интересно лексическое значение существительного Престолы. Дело в том, что в словарях современного русского языка данное слово имеет форму как единственного, так и множественного числа и обозначает неодушевлённый предмет. А в православии данное слово имеет только форму множественного числа и обозначает одушевлённые имена существительные. Обратимся к словарю: ПРЕСТОЛ, -а, м. 1. То же, что трон. Свергнуть с престола (лишить власти монарха). Вступить, взойти на п. (начать царствовать). 2. Высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря 3. То же, что престольный праздник (устар. и прост.). В нашей деревне п. - Петров день. || прил. престольный, -ая, -ое (ко 2 знач.). П. праздник (в честь святого, имя которого присвоено данной церкви). (http://www.ozhegov.org/words/32373.shtml). Это одна из немногих дефиниций, содержащая определение значения слова с точки зрения религиозного понимания.

Имеются некоторые особенности и в образовании терминов, функционирующих в религиозном дискурсе. Например, интересно словообразование некоторых существительных: архангел, архиерей, архимандрит, архидьякон, протоиерей, протодьякон, антипасха, пятидесятница. Рассмотрим их. В словах архангел, архиерей, архимандрит, архидьякон, архангел смысловую роль играет многозначный префикс архи- – достаточно регулярная и продуктивная (особенно в общественно-политической и книжно-литературной речи) словообразовательная единица, функционирующая в одном из своих значений при образовании имен существительных со значением старшинства в звании, в том числе и в названиях церковных должностей: архиерей, архимандрит, архидьякон. (Ефремова 2005, с. 63). Такое же значение имеет префикс в слове архангел, образованном по тождественной модели. Конечная гласная префикса архи- усекается, подобное усечение позволяет образовывать единичные слова с данным префиксом.

В образовании религиозных терминов протодьякон и протоиерей смысловую роль играет префикс прото- – достаточно регулярный и продуктивный, образующий тождественные по значению указанным выше существительным (Ефремова 2005, с. 429).

Регулярный и продуктивный элемент анти-,в отличие от приведенных выше, однозначен. Основные семы, которые привносит данный элемент, –“значение противоположности, противодействия или враждебности тому, что названо мотивирующим именем существительным’. Однако этимологическая справка и толкование значения данного слова позволяют сделать вывод о том, что традиционного значения префикса, отмечаемого толковыми словообразовательными словарями, не отмечается: антипа́сха – 1. "первое воскресенье после пасхи". 2. "Фомина неделя", церк., др.-русск. антипасха, с XII в. Из греч. ἀντίπασχα – то же; Фасмер, Гр.-сл. эт. 32. Следовательно, этот термин имеет свои особенности при образовании.

В религиозном дискурсе (в православных календарях, в богослужениях) частотно существительное пятидесятница, которое имеет более понятное для православных название «Троица». Первое название церковного праздника мотивируется денотативной ситуацией – Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи. В этимологическом словаре находим: Пятидесятница – "троица", церк., калька греч. πεντηκοστή (ηΏμερα) "пятидесятый день после пасхи". Это слово было заимств. без перевода в др.-русск., цслав. пѧтикостии ж., пѧтикостие (ср. р.) – то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 147; Соболевский, РФВ 20, 259.

Обращение к религиозным терминам, изучение этого типа дискурса – не дань моде. В связи с возросшим интересом к духовной жизни, актуализацией религиозного дискурса необходимо серьезное комплексное изучение его составляющих не только в лингвистическом, но и в лингвокультурологическом аспектах.

Литература

  1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Астрель АСТ, 2005.

  2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987.

  3. http://www.ozhegov.org/words/32373.shtml

Просмотров работы: 1273