ДИСКУРС И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДИСКУРС И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дискурсивность фразеологических единиц (далее – ФЕ) находится в тесной связи с их семантическими характеристиками. В данной статье исследуется семантическая организация ФЕ, представляющих собой часть вербального компонента кинодискурса А.А. Тарковского. Отметим, что семантическое определение ФЕ позволяет продуктивно исследовать свойства данного дискурса, а также дискурсивные свойства фразеологии.

Динамизм речевой организации кинодискурса А.А. Тарковского выражается посредством процессуальных ФЕ. Заметим, что они являются самыми продуктивными (29%) и разделяются нами на две субкатегории.

К первой субкатегории относятся процессуальные ФЕ, обозначающие действия, ненаправленные на предмет: 1) ФЕ со значением коммуникативной деятельности. Например: « - Ну, что смотришь? Язык проглотил или оглох?» («Андрей Рублев»). Смысловая реализация ФЕ проглотить язык – 'замолчать', ее функция – создание речевой характеристики героя. 2) ФЕ со значением деятельности человека или ее характеристики. Например: «Игнат, не валяй дурака, поставь стакан на место» («Зеркало»). Смысловая реализация ФЕ валять дурака – 'потешать выходками'; ФЕ обладает функцией отрицательной оценки. 3) ФЕ со значением психологического и эмоционального состояния. Например: «Как я людям в глаза смотреть буду? Я со стыда сгорю(«Андрей Рублев»). Смысловая реализация ФЕ сгореть со стыда– 'чувствовать себя крайне неловко, полностью признавая свою вину'. ФЕ используется для создания речевой характеристики персонажа. 4) ФЕ со значением интеллектуального состояния. Например: «Ты толкуй мне, может, я стар стал, из ума выжил (Там же). Смысловая реализация ФЕ выжить из ума– 'глупеть, лишаться памяти от старости'; ФЕ в речи героя служит для его характеристики. 5) ФЕ со значением положения (социального, нравственного и др.). Например: «Мне кажется, в свете последних сведений мы не имеем никакого нравственного права прекращать исследования» («Солярис»). Смысловая реализация ФЕ не иметь права– 'не обладать основаниями для совершения какого-либо поступка', ФЕ выступает в функции общеотрицательной оценочности. 6)ФЕ со значением положения, движения в пространстве. Например: «Вот не закончит он школу, загремит в армию, и будешь ты обивать пороги, освобождать его от службы, причем стыдно будет мне!» («Зеркало»). Смысловая реализация ФЕ обивать пороги– 'настойчиво ходить куда-либо, добиваясь чего-либо'. Функция ФЕ заключается в изображении эмоционального, резко отрицательного отношения субъекта речи к лицу, о котором идет разговор, к своему собеседнику, а также к сложившейся ситуации. 7) ФЕ со значением поступков, поведения человека. Например: « - Мы-то ладно, главное – профессорский мешок с подштанниками цел остался!» « - Не суйте свой нос в чужие подштанники, если не понимаете...» («Сталкер»). Смысловая реализация ФЕ совать нос – 'вмешиваться в чужие дела'. Данная ФЕ служит для создания эффекта иронии. 8) ФЕ со значением отвлеченного действия. Например: «Несет свой крест смиренно, не отчаивается, а молчит и терпит, и только бога молит, чтобы сил хватило» («Андрей Рублев»). Смысловая реализация ФЕ нести крест – 'иметь тяжелую долю, трудную судьбу'. ФЕ способствует созданию стилистически высокой речи персонажа.

Ко второй субкатегории относятся функционирующие в кинодискурсе процессуальные ФЕ, которые обозначают действия, направленные на предмет: 1) ФЕ со значением интеллектуального воздействия. Например: «Я не понимаю, зачем ты мне морочишь голову? Я прекрасно помню, как мы пили чай и она выгнала меня вон» («Солярис»). Смысловая реализация ФЕ морочить голову – 'сбивать с току'. Функция ФЕ – выражение субъектом речи отрицательной оценки. 2) ФЕ со значением психологического или физического воздействия. Например: 1. «Он и так уже влез мне в душу(Там же). Смысловая реализация ФЕ влезать в душу– 'вмешиваться в сугубо личную жизнь'. 2. «Ты хочешь, чтобы Великий с нас семь шкур спустил («Андрей Рублев»). Смысловая реализация ФЕ спустить семь шкур– 'наказать розгами, плетью'. В обоих примерах ФЕ выполняют функцию общеотрицательной оценки. 3) ФЕ, выражающие различные отношения между кем/чем-либо. Например: «Я в каком-то смысле ученый, а вот вам это зачем? Модный писатель... Женщины, наверное, на шею гроздьями вешаются» («Сталкер»). Смысловая реализация ФЕ вешаться на шею – 'усиленно добиваться взаимности'. ФЕ обладает эмоционально-оценочной функцией. 4) ФЕ со значением безразличного или пренебрежительного отношения. Например: « - Хотите одарить человечество перлами своего покупного вдохновения?» « - Плевать хотел я на человечество» («Сталкер»). Смысловая реализация ФЕ плевать хотел – 'равнодушное отношение к кому-либо'. Данная ФЕ придает речи персонажа просторечный оттенок.

Ввиду вышесказанного стоит заметить, что в кинодискурсе, в его вербальной составляющей, ФЕ процессуального класса в основном выполняют две функции: 1) выражение эмоционально-отрицательной оценки; 2) создание речевой характеристики героя.

Активное использование процессуальных ФЕ не только отражает общую тенденцию русского языка как одного из самых динамичных, но и подчеркивает прослеживающийся на языковом уровне динамизм кинопроизведений А.А. Тарковского.

ФЕ репрезентируют эмоционально-чувственную сферу вербального компонента кинодискурса. По нашим данным, 20,5 % единиц иссл6едуемого дискурса являются модальными. Они выражают отношение говорящего к предмету высказывания, собеседнику, ситуации общения и др. С нашей точки зрения, активное функционирование ФЕ данного класса в кинодискурсе А.А. Тарковского обусловлено спецификой его кино, которое преследует цель не проиллюстрировать жизнь какого-либо из героев, а изобразить пейзаж человеческой души 1.

Модальные ФЕ выполняют в кинодискурсе различные функции: 1) ФЕ выражают положительную оценку действий (событий, состояний), а также положительное отношение говорящего к сообщаемому. Например: 1 «Но это же не беда! Ты зря нервничаешь!» («Зеркало»).2) ФЕ, выражают отрицательную оценку действий (событий, состояний), а также отрицательное отношение говорящего к сообщаемому. Например: «Я уже грешным делом думал, что профессор не выберется» («Сталкер»). 3) ФЕ выражают уверенность / неуверенность по отношению к высказанной мысли. Например: 1. «Во всяком случае, что касается матери и меня, то я острей все это чувствую, чем ты со стороны» («Зеркало»). 4) ФЕ обозначают заверение кого-либо в чем-либо. Например: «Не виновен он, братцы, не придавал он никого! Вот вам крест святой! Не придавал!» («Андрей Рублев»).

Заметим, что модальные ФЕ кинодискурса выступают в функции этикетных фраз и выражают: 1) пожелание (положительного / отрицательного характера). Например: 1. «Спаси Христос, хозяюшка» («Андрей Рублев»). 2.« - Здесь и оборваться может...» « - Типун тебе на язык(Там же); 2) просьбу. Например: 1. «Не гони, владыка, ради Господа Бога(Там же). 2. «Одну минуту, и вы что, видели его лицо?..» («Солярис»); 3) извинение. Например: «Ну и упрям ты, Андрей, прости господи («Андрей Рублев»).

Отдельно стоит отметить модально-междометные ФЕ, которые также активно функционируют в вербальной составляющей исследуемого кинодискурса. Например: 1. «Ну и денек, мать честна (Там же). Функция ФЕ эмоционально-экспрессивное выражение чувств героя. 2. « - Вы, правда, много денег запросили?» « - Какой там (Там же). ФЕ обладает общеотрицательной функцией. 3. «Если я буду знать наверняка, что я – гений, зачем мне тогда писать? Какого рожна («Сталкер»). Функция ФЕ – эмоциональное выражение отрицательной оценки предмета речи.

Подчеркнем, что большое количество модальных ФЕ (37,7%) содержит в своем составе компоненты «бог», «господь», «Христос», в то время, как ФЕ с компонентом «черт» являются менее употребительными (11%). Нам представляется возможным определенным образом связать подобный отбор модальной фразеологии с целевыми установками фильмов А.А.Тарковского.

Конечным результатом всех киноработ режиссера является пробуждение духовности в зрителе, а также самого главного, по мнению Андрея Арсеньевича, чувства совести. «Людям нужно чаще говорить, что они люди», – произносит герой фильма «Андрей Рублев», а герой фильма «Солярис», переиначивая высказывание Ф.М.Достоевского о красоте, говорит о великом очистительном чувстве стыда: «Стыд, вот чувство, которое спасет человечество».

Посредством ФЕ выражается пространственно-временные характеристики в кинодискурсе. Так, качественно-обстоятельные ФЕ довольно частотны и составляют, по нашим подсчетам, 18,2 %.

В кинодискурсе А.А. Тарковского ФЕ данного класса обозначают: 1) обстоятельства времени. Например: « - Ты мне доверяешь?» « - Так ты же врешь на каждом шагу («Андрей Рублев»). Смысловая реализация ФЕ на каждом шагу – 'постоянно'. ФЕ обладает оценочной функцией. 2. «Время от времени я включал кинокамеру, все, что видел до и после, должно быть зафиксировано на пленку» («Солярис»). Смысловая реализация ФЕ время от времени – 'иногда', ее функция – создание речевой характеристики героя; 2) обстоятельство места. Например: «Тащиться куда-то в обход! А здесь все перед носом («Сталкер»). Смысловая реализация ФЕ перед носом – 'в непосредственной близости'. ФЕ, функционирующая в речи персонажа, придает ей просторечный оттенок; 3) способ и образа действия. Например: «Простите, но я не сторонник познания истины любой ценой» («Солярис»). Смысловая реализация ФЕ любой ценой – 'всеми средствами'. Функция ФЕ – придание речи персонажа экспрессии.

Выявленные качественно-обстоятельные ФЕ в кинодискурсе также выражают: 1) значение качества и характера действия. Например: «Я без дураков говорю! Сам ведь напрашивался, а теперь струсил?» («Иваново детство»). Смысловая реализация ФЕ без дураков– 'без вранья'. Просторечная природа ФЕ передается всему высказыванию, создавая таким образом речевую характеристику персонажа; 2) сравнительно-уподобительное значение. Например: 1. «Ишь ты! Голубец он любит! Драть его нужно по субботам как сидорову козу («Андрей Рублев»). Смысловая реализация ФЕ как сидорову козу– 'высечь очень сильно'. Функция ФЕ заключается в создании комического эффекта. 2. «Ты не улыбайся и не смотри на меня как баран на новые ворота» («Иваново детство»). Смысловая реализация ФЕ смотреть как баран на новые ворота – 'смотреть непонимающе'. Функция ФЕ – изобразительно-отрицательная оценка.

Некоторые единицы фразеосферы кинодискурса А.А. Тарковского обозначают меру и степень проявления признака или действия. Например: «Здесь все кем-то выдумано, все это чья-то идиотская выдумка. А вам, конечно, до зарезу, нужно знать, чья» («Сталкер»). Смысловая реализация ФЕ до зарезу – 'жизненно необходимо'. Данная ФЕ наравне с лексическими повторами, а также экспрессивно-окрашенными словами способствует передаче эмоционального состояние героя.

Таким образом, качественно-обстоятельные ФЕ в кинодискурсе выполняют преимущественно следующие функции: 1) изобразительно-оценочную (положительная / отрицательная); 2) функцию создания речевой характеристики героя (придание речи экспрессии, просторечного, высокого оттенков и др.); 3) функцию создания комического эффекта; 4) функцию передачи эмоционально-чувственного состояния персонажа.

В вербальном плане предметный мир кинопроизведений А.А.Тарковского широко представлен во фразеологическом многообразии, присутствующем в речи персонажей. Предметные ФЕв соответствии со своими семантическими особенностями в исследуемом кинодискурсе обозначают: 1) одушевленное лицо. Например: «Я думаю, что виновник торжества уже не явится» («Солярис»). Смысловая реализация ФЕ виновник торжества– 'лицо, в честь которого устроен праздник'; 2) пространство. Например: «Блокировали нас в лесу, ну я самолетом на большую землю, в интернат» («Иваново детство»). Генетический дискурс ФЕ большая землясвязан со временем Второй мировой войны: так в осажденном Ленинграде называли всю советскую землю, расположенную за Ладожским озером. Функция данного фразеологизма, как и предыдущего, заключается в создании речевой характеристики героя; 3) религиозные понятия. Например: «Вы уйдете, а мы опять все построим, а вы в геенне огненной гореть будете!» («Андрей Рублев»). Смысловая реализация ФЕ геенна огненная – 'ад'. Ее генетический дискурс восходит к названию Генномской долины близ Иерусалима, где язычники совершали человеческие жертвоприношения: сжигали заживо людей. Данная устаревшая ФЕ имеет книжный характер, который, несомненно, передается речи героя; 4) жизненные явления. Например: «Понятно, сухой закон. Алкоголизм – бич народа! Ну что ж, будем пить пиво» («Сталкер»). Смысловая реализация ФЕ сухой закон – 'запрет на спиртные напитки'. ФЕ является способом характеристики ситуации; 5) чувства, ощущения, состояние человека. Например: «Уже давно бы купол закончили и столбы тоже, а справа грешников, кипящих в смоле, написать можно так, что мороз по коже(«Андрей Рублев»). Смысловая реализация ФЕ мороз по коже– 'озноб от сильного чувства страха'. ФЕ выполняет изобразительно-оценочную функцию (здесь – положительная оценка предмета речи).

В сопряжении с номинативными единицами, репрезентирующими предметный мир, находятся единицы, выражающие его атрибутивность. Функционирующие в дискурсе кинофильмов А.А. Тарковского призначные ФЕ обозначают: 1) особенности характера и поведения человека. Например: «Ты не горюй. Не ты первый, не ты последний» («Андрей Рублев»). Смысловая реализация данной ФЕ – 'не в первый раз кому-либо выпадает на долю что-либо'. Выступающая в роли утешения, ФЕ является компонентом речевой характеристики персонажа; 2) физическое состояние человека. Например: «Суров игумен, суровую епитимию на старости лет положил!» (Там же). Смысловая реализация ФЕ на старости лет– 'в преклонном возрасте'. ФЕ представляет собой способ выделения индивидуальных особенностей героя; 3) неодушевленный субъект. Например: «Положим, вернусь в наш богом забытый город гением. Но ведь человек пишет, потому что мучается, сомневается, а если я буду наверняка знать, что я – гений, зачем мне тогда писать?..» («Сталкер»). Смысловая реализация ФЕ богом забытый– 'заброшенное, опустевшее место'. Функция ФЕ – выражение субъектом речи индивидуальной (отрицательной) оценки.

Исходя из вышеизложенного, отметим, что предметные ФЕ в исследуемом кинодискурсе выполняют функции: 1) создания речевой характеристики героев; 2) характеристики ситуации; 3) изобразительно-оценочную; призначные ФЕ – функции: 1) выделения индивидуальных особенностей персонажей; 2) выражения субъективной оценки; 3) ФЕ являются компонентами речевой характеристики героев.

Подчеркнем, что призначные ФЕ в кинодискурсе А.А. Тарковского отличаются непродуктивностью (6,4 %), что связано со стремлением режиссера не к описанию событий, характеров, судеб персонажей и т.д., а к изображению героев, рассуждающих над своими поступками, жизнью и ее смыслом. Следовательно, в большинстве коммуникативных ситуаций, представленных в кинопроизведениях, речь героев имеет тип рассуждения, для которого в меньшей степени свойственно использование слов, характеризующих различные признаки предметов или лиц, чем, например, для описательного функционально-смыслового типа речи.

Таким образом, нами определена семантика единиц, входящих в состав фразеосферы кинодискурса А.А. Тарковского, однако, наиболее полное семантическое определение ФЕ возможно дать лишь посредством анализа их стилистических особенностей.

1

Туровская, М.И. Семь с половиной, или фильмы Андрея Тарковского / М.И. Туровская. – М.: Искусство, 1991. – 255 с. С. 131.

Просмотров работы: 1238