ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ СО СТУДЕНТАМИ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ СО СТУДЕНТАМИ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время приоритетной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, легкая атлетика и др.

Баскетбол занимает одно из ведущих мест в программном материале по физической культуре всех образовательных школ, колледжей и вузов. Поэтому очевидна актуальность вопроса повышения качества образовательной деятельности, совершенствования методики обучения студентов физкультурных вузов навыкам игры в баскетбол, независимо от вида спортивной специализации.

Противоречие между потребностью в квалифицированных специалистах и дефицитом учебного времени, отведенного на освоение программы общего курса баскетбола определило проблему оптимизации учебного процесса по данному виду спорта в физкультурных вузах. Одним из направлений решения данной проблемы представляется разработка методики применения подвижных игр в процессе обучения баскетболу с учетом уровня подготовленности студентов различных специализаций.

Реализация дифференцированного подхода при разработке новых технологий обучения является важным условием совершенствования системы обучения в физкультурном вузе (Т.К. Селевко, 1998; В.А, Корнилов, А.К. Рынков, 1994; В.Ф. Ковалевский, 1994, Е.А. Короткова, 2001 и др.). Поэтому дифференцированное использование подвижных игр в содержании учебного процесса по баскетболу с учетом особенностей студентов разных спортивных специализаций определило направление нашего исследования.

Цель исследования — совершенствование процесса обучения технике баскетбола на основе дифференцированной методики применения подвижных игр для студентов различных специализаций.

Мы предполагаем, что процесс обучения студентов в физкультурных вузах основам техники игры в баскетбол будет эффективен, если:

- разработаны и научно обоснованы технологические подходы, обеспечивающие становление навыков игры в баскетбол в условиях ограниченного учебного времени;

- учтены особенности избранной специализации студентов и уровень их подготовленности;

- в содержании занятий по баскетболу использованы подвижные игры, специально подобранные с учетом специализаций учебных групп.

Научные исследования проводились в четыре этапа.

Ha 1 этапе был проведен анализ и обобщение литературных данных с целью теоретического обоснования проблемы, поиска форм, методов организации и проведения экспериментального исследования.

На II этапе провели педагогическое исследование, которое было направлено на: I. Выявление уровня развития основных физических качеств студентов различных специализаций; II. Определение влияния занятий баскетболом на уровень проявления физических качеств и техническую подготовленнсть.

На III этапе проводился педагогический эксперимент. Основываясь результатами предварительного исследования и данными специальной научной литературы (Л.П. Матвеев, 1991; И.А. Филина, 1997), студенты были организованы в следующие группы: в первую вошли студенты, специализирующиеся в легкой атлетике, плавании, лыжном спорте; во вторую — представители гимнастики (спортивной и художественной), спортивных танцев и акробатики; в третью группу - студенты спортивных единоборств; в четвертую - студенты адаптивной физической культуры и двигательной рекреации; пятую группу составили студенты, занимающиеся спортивными играми (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).

Программный материал в группах был распределен в соответствии с результатами первого этапа эксперимента, с учетом выявленных сильных и слабых сторон подготовленности и специфики избранного вида спорта.

Особенностью построения занятий в учебных группах было использование в подготовительной части урока подвижных игр, специально подобранных с учетом уровня подготовленности и специфики соревновательной деятельности представителей различных специализаций. Их направленность связана с развитием «профилирующих» для баскетбола двигательных способностей, определяющих успешность освоения программного материала и, соответственно, подтягивания «отстающих» сторон физической подготовленности.

На четвертом этапе исследования проводилась статистическая обработка, анализ и обобщение полученных экспериментальных данных.

По результатам выполнения контрольных упражнений в конце эксперимента выявлен достоверно более высокий уровень подготовленности студентов, занимающихся по предложенной нами программе. Темпы прироста исследуемых показателей у участников второго этапа эксперимента были значительно выше, чем устудентов, занимающихся по традиционной программе на первом этапе исследования.

Полученные данные подтвердили гипотезу, что занятия на общем курсе баскетбола должны строиться сучетом специфики спортивной деятельности студентов различных специализаций. Занимающиеся должны развивать ведущие физические качества, характерные для избранного вида спорта и в тоже время «подтягивать» отстающие двигательные способности, от которых зависит успешность освоения техники игры в баскетбол. Это положение, являющееся основой экспериментальной методики, подтвердило свою эффективность в процессе настоящего исследования.

Подвижные игры целесообразно подбирать с акцентом на слабые ("отстающие") стороны подготовленности студентов, параллельно развивая и более сильные, "профилирующие" — для каждой спортивной специализации физические качества в соотношении 60 на 40%.

В процессе обучения основ техники баскетбола следует уделятьбольшое влияние формированию профессионально-педагогических умений инавыков, активизируя сознательную деятельность занимающихся и ихпознавательные способности. С этой целью рекомендуется применять специальные методические приемы, связанные с привлечением студентов к непосредственному участию в организации и проведении урока.

Регистрационная форма.

Ионова Наталья Алексеевна

Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры спорта и туризма.

Студентка 5 курса очного отделения кафедры «Теории и методики спортивных игр».

Адрес места работы: 423807, Россия, Республика Татарстан, ул. имени Е.Н. Батенчука, д. 21.

«Влияние дифференцированного использования подвижных игр на занятиях по баскетболу со студентами на уровень физического развития и техническую подготовленность».

Название секции (конференции): «Педагогические науки» (актуальные вопросы теории и методики спортивных игр)

Оплата организационного взноса участника электронной конференции (и публикации в журнале, если требуется)

(сумма, номер платежного документа, дата оплаты)

200+660=860

 

yprof@yandex.ru

Просмотров работы: 1740