УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ОТБОРЕ В ФУТБОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ОТБОРЕ В ФУТБОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дети, подростки отличаются друг от друга тем, как формируются у них привычки, как усваиваются знания, приобретаются и совершенствуются умения, навыки в том или ином виде спорта. И это понятно, поскольку темп развития детей бывает различным. Если возрастной период с 7 до 11-12 лет можно назвать относительно спокойным, то подростковый возраст с 13 до 16 лет резко отличается от всех других этапов жизни человека. В этот период наблюдаются бурные перестройки всех физиологических систем организма, меняются психика и поведение подростка, причем здесь более всего проявляются индивидуальные особенности в зависимости от унаследованных качеств и влияния внешней среды, в которой развивался ребенок. Кроме того, имеются индивидуальные различия в тренируемости функциональных систем и органов, определяющих достижения в спорте. Например, В.К. Бальсевичем подмечено, что дети одного возраста, занимавшиеся в одних и тех же условиях, по-разному справлялись с двигательными задачами.

Интересно, что быстрый рост спортивных результатов в первые годы тренировки не гарантирует высоких достижений в будущем. В то же время отсутствие раннего развития не исключает последующего подъема. Практика футбола неоднократно подтверждала это.

Заслуживает внимания и то, что быстрый рост результатов в детском возрасте чаще всего связан с чисто биологическими причинами, темпами превращения ребенка, подростка во взрослого. Замечено, что дети на какой-то отрезок времени могут опережать сверстников в развитии, но потом темп развития падает.

Уровень и темпы возрастных изменений скоростно-силовых качеств различных возрастов также неодинаковы. Чаще всего показатель скоростно-силовых качеств увеличивается в возрасте от 14 до 16 лет. В возрасте от 7 до 10 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости движений, а также гибкости.

Дети младшего возраста отличаются незначительной выносливостью. Показатели физической работоспособности достаточно стабильны в 11-12-летнем возрасте, и ее можно прогнозировать. Острота мышечного чувства, а вместе с ней и точность движений, от которых также зависит быстрота освоения технических приемов игры, развивается у подростков очень быстро до 13-14 лет. В то же время у 8-11-летних детей точность движений развита слабо.

Недостаточный уровень развития психофизиологических функций в 11-12 лет не позволяет юным футболистам добиваться высокой степени быстроты и точности движений. И это объяснимо: у подростков в связи с бурным развитием и началом полового созревания отмечается временная задержка в развитии способности овладевать движениями. А в 12-13-летнем возрасте заметна высокая способность к овладению сложными движениями, двигательными навыками (лучше, чем у 14-15-летних).

Приведенные данные свидетельствуют о неравномерности развития, индивидуальных различиях в созревании, формировании двигательных и других функций у детей, подростков. Обращает на себя внимание то, что некоторые важные физические и психологические качества и свойства личности достигают полного развития к 16-18 годам (максимальный прирост силы, выносливость), многие - к 13-14-летнему возрасту (скоростно-силовые показатели; быстрота движений; быстрота овладения новыми, даже сложными движениями, видами деятельности, точность дифференцировки мышечных усилий; устойчивость вестибулярного аппарата), а отдельные (координация движений рук и ног) - к 13-14-летнему возрасту и даже к 9-10 годам (гибкость, ловкость).

При прогнозировании способностей детей, подростков к занятиям футболом нельзя пренебрегать и влиянием наследственных факторов. Ведь дети чаще всего не только внешне, но и по характеру, индивидуальным свойствам нервной системы повторяют в основных чертах своих родителей. И если говорить о спортивных способностях, то наследственное влияние обнаруживается здесь бесспорно. П.В. Осташев обсуждая проблему отбора, приводит интересные данные японских и немецких ученых, по которым в среднем у 50% детей выдающихся спортсменов можно ожидать наличия выраженных спортивных способностей. Поэтому необходимо иметь полное представление о спортивных увлечениях и достижениях родителей, старших братьев.

Для успешного решения проблемы отбора к занятиям футболом прежде всего необходимо изучить содержание, специфику игры, выявить требования, предъявляемые к организму, личности спортсмена в связи с занятиями и состязаниями (для определения комплекса качеств и способностей, обеспечивающих высокопродуктивную учебно-тренировочную и игровую деятельность). Далее следует кропотливо изучать личностные качества юных футболистов, способности у каждого из них к овладению техникой, тактикой футбола и к совершенствованию в нем. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей, подростков, а также объективные закономерности развития, формирования систем организма. И, наконец, при определении перспективности к занятиям футболом необходимо применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки возможностей каждого подростка в овладении игрой.

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА

срок представления – до 15 февраля 2013 г.)

Фамилия, имя, отчество Миннибаев Ильсур Ирекович

Учреждение, факультет, курс Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, факультет ФКиС,4 курс заочного отделения

Адрес (с индексом)Набережные Челны, ул. Батенчука, 21, ПовГАФКСиТ

E-mail [email protected]

Название доклада УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ОТБОРЕ В ФУТБОЛЕ

Название секции (конференции) Педагогические науки (актуальные вопросы теории и методики спортивных игр)

Оплата организационного взноса участника электронной конференции (и публикации в журнале, если требуется)

(сумма, номер платежного документа, дата оплаты) 200+440=640 руб

студент 43 гр.

Фаттахов Р.В., к.п.н., ст. преподаватель

«Поволжская государственная академия физической

культуры спорта и туризма» Наб. Челны, Россия

Просмотров работы: 1541