РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО ПОСОБИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО ПОСОБИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Знакомясь с научной или научно-популярной статьей, посвященной той или иной проблеме информатизации образования, часто сталкиваешься с таким термином как электронный учебник (ЭУ). Большое количество статей посвященных разработке ЭУ, говорит о том, что не существует общепринятых понятий. Однако, как и любой другой, учебник, ЭУ должен давать определенные знания по предмету. Появление приставки «электронный» связано с активным использованием компьютерных технологий. Некоторые понимают под ЭУ текстовый материал, набранный в электронном виде, но такой учебник не позволяет полностью изучить: предметную область, а так же проверить полученные знания. Разработав программно-информационную систему, мы придерживались следующего положения.

ЭУ должен:

  • обеспечивать полноту и непрерывность дидактического цикла процесса обучения;

  • возможность изложения сложного и объемного материала с использованием различных форм представления информации (мультимедиа, глоссарий, дополнительные электронные материалы, персоналий, гипертекст);

  • формирование и закрепление навыков, знаний и умений в определенном объеме и предметной области;

Для выполнения этой задачи нужно обладать определенными знаниями в области программирования. Не каждый преподаватель обладает такими знаниями, поэтому выполнить данную работу может только программист. Получается, чтобы преподавателю создать ЭУ, ему нужна помощь специалиста, а это несет немалые денежные затраты, не говоря о дополнительных денежных затратах при дополнении, редактировании, обновлении и возможных ошибках как программистом так и преподавателем.

На сегодняшний день существуют множество ЭУ по разным направлениям. Однако данные материалы не редактируются и не дополняются преподавателями, из-за денежных затрат, а это говорит об устаревании пособия. Конечно, существуют некоторые средства создания электронных учебников, но они не обладают высокой степенью автоматизации, полноты знаний и приемлемым качеством генерируемого материала.

Целью данной работы является повышение качества визуальной информации с помощью разработки программно-информационной системы по созданию электронных обучающих пособий без использования специальных знаний в области программирования.

Таким образом, для создания ЭУ необходимо два человека – программист и преподаватель. Если от первого мы можем отказаться, разработав программно-информационную систему,которая создает электронные пособия, то без второго - не можем. А значит, разрабатываемую программу можно разделить на две категории:

  1. Полностью ручная обработка данных (преподаватель);

  2. Программно-информационнаясистема с фиксированной логикой.

В качестве ручной обработки входит: содержание, теоретический и практический материал, тестовая часть учебника,добавление дополнительной электронной литературы, добавление мультимедиа. Ксистеме фиксированной логики относится: навигация, поиск информации по ЭУ, составление текстового материала с мультимедиа, организация глоссария, персоналия, дополнительной электронной литературы (как прилагающаяся информация), реализация «честного» тестирования и его проверки, защита от несанкционированного изменения и доступа, освобождение рабочего пространство (сворачивание в трей).

При ручной обработке, преподаватель задействует специальные, созданные в автоматизированной системе, команды для заполнения лекционного и практического материала, глоссария и персоналия (Рис.1):

  • - команда добавляет изображение в страницу из имеющего списка картинок или добавление новой картинки;

  • - команда которая позволяет сэкономить место на страницы, спрятав объемный текст и при возможности показать его;

  • - команда отображает слово в качестве заголовка первого уровня;

  • - команда отображает слово в качестве заголовка второго уровня;

  • - команда отображает дополнительную информацию по тому или иному слову;

  • - команда выделяет информацию как важную, на которой нужно обратить внимание;

  • - команда посылает пользователя на другую страницу;

Для организации тестовой части нужно учитывать аспект, для каких целей пользователь проходит тест. Либо он проходит тест, чтобы проверить свои знания лично, либо проходит тест, чтобы автор теста смог оценить его знания и указать на допущенные ошибки при тестировании. Значит, тестовая часть делится на два вида:

  • тест для личной проверки знаний (самоконтроль);

  • тест для проверки знания преподавателем (итоговый);

Как и любой другой, тест, содержит в себе разные виды вопросов. А именно:

  • вопрос-ответ (открытый тип) – вопрос, ответ на который нужно записать, в выделенном для этого, окне;

  • вопрос-вариант ответа (закрытый тип) – вопрос, на который нужно указать один или несколько правильных вариантов ответа;

  • вопрос – последовательность (упорядочивание) – вопрос, на который нужно указать правильную последовательность;

  • вопрос-соотношение (соотношение) – вопрос, на который нужно указать правильное соотношение между двумя группами;

Помимо разделения на виды теста и вопросы, нужно разделить прохождение теста по уровню строгости оценивания:

  • жесткий режим (оценивается по количеству правильных ответов);

  • мягкий режим (оценивается по набранным балам за правильные ответы);

В конце пройденного теста выдается количество правильных вариантов ответов, общее количество ответов, результат жесткого и мягкого режима, соотношение правильных и неправильных ответов в процентах и время прохождения теста (Рис. 2). Запоминание правильного варианта ответа исключается. Варианты ответов и вопросы меняются случайным образом. При выборе итогового тестирования, результат отправляется преподавателю на электронную почту.

Пособие позволяет лучше усвоить данный материал пользователям, программно-информационная система позволяет преподавателю, без использования знаний в программировании, создать свой ЭУ. Но электронное пособие, как и другой учебный материал, является только обучающим приложением. В конечном итоге после заполнения преподавателем ЭУ при помощи автоматизированной системы, данный учебник распространяется, как лично, так и через интернет. Данная информационная система находится на апробации и в дальнейшем планируется ее регистрация в Роспатенте, связанного с государственной регистрацией программы для ЭВМ.

Рис. Программно-информационная система. Заполнение лекционного материала

Рис. Тестовая часть электронного пособия

  1. Беляев М.И., Вымятин В.М., Григорьев С.Г. и др. Основы концепции создания образовательных электронных изданий // Материалы научно-практической конференции «Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов»; сайт «Образовательные электронные издания» http://vw.eir.ru7cimission.php?doc=/trudi/seminar31belaev

  2. Демкин В.П., Вымятин В.М. Принципы и технологии создания электронныхучебников. — Томск, 2002.

  3. Овчиникова К.Р. К вопросу об определении понятия «ЭУ». Челябинский государственный университет.

Просмотров работы: 2266