Привлекаемые в процессе обучения математике факты из курсов смежных дисциплин и из современной жизни в доступной для школьников форме позволяют раскрыть основу происхождения научных знаний, показать потенциальную познаваемость явлений окружающего мира. Тем самым изучение математики содействует пониманию закономерностей окружающего мира, вносит свой вклад в формирование научного мировоззрения учащихся. В частности, обучение математике дает учащимся строго научное понимание вопросов происхождения и развития математических понятий и методов.
В процессе обучения математике формируются новые для учащихся понятия этой науки. При этом необходимо стремиться показать на примерах, как эти понятия возникли из реальной действительности, какую из сторон действительности и как они отражают. Нужно уделять внимание наблюдению, связи с реальными предметами и явлениями. Переход к абстракции, к обобщениям целесообразно совершать, после накопления достаточных результатов наблюдений, дающих возможность подметить в явлениях то общее, что служит существенным признаком образуемого понятия. Это необходимо для формирования научного мировоззрения учащихся, так как образование понятия является существенным элементом познания.
Действенный показ использования математических понятий в других науках имеет огромное значение для воспитания научного мировоззрения учащихся. Математика тем и полезна, что ее понятия и формулы, методы и алгоритмы могут использовать физики, химики, биологи, представители других наук.
Вводя понятие «функции», рассматривая примеры различных видов функциональных зависимостей, учитель должен помнить справедливые слова А.Я. Хинчина о том, что в понятии функции «… как в зародыше, уже заложена вся идея овладения явлениями природы и процессами техники с помощью математического аппарата. Вот почему мы должны со всей беспощадностью требовать от этого определения полной, безукоризненной ясности; ни одно слово в нем не должно вызывать и тени сомнения; малейшая двусмысленность здесь грозит сделать все величественное здание, которое строит наука на базе этого основного понятия, несовершенным, требующим капитальной перестройки» 1,9.
На конкретных примерах функций из курсов смежных дисциплин следует убедить обучаемых в широкой применимости понятия функции в разнообразных, на первый взгляд далеких друг от друга, ситуациях. С помощью таких конкретных примеров перед учащимися раскрывается связь математического понятия функции с реальными физическими, химическими и другими процессами. Так при вычислении площади круга (S=R2) (геометрия), при расчетах электронагревательных приборов (P=RJ2), при расчете летательных аппаратов (A=RV2, где А – сила сопротивления воздуха движению тела при некоторых скоростях) и т.п.
Так при изучении показательной и логарифмической функций для показа того, какие процессы отражают эти функции, можно привести учащимся следующие примеры:
формула сложных процентов:
закон органического роста:
,
где - начальный объем органического вещества, - коэффициент скорости роста, он зависит от природы предмета, условий климата и почвы е – основа натурального логарифма;
закон радиоактивного распада:
закон охлаждения тела ( закон Ньютона):
,
где - начальная температура, - коэффициент, зависящий от природы охлаждаемого тела, - температура среды.
барометрическая формула:
P=760,
где Р – давление в мм. рт.ст., const=0,8818, h – высота в километрах, дающая описание физического процесса изменения атмосферного давления с изменением высоты.
На уроках по повторению функциональных зависимостей, их видов можно предложить учащимся задачи типа:
Задача. Данные физические формулы нужно разделить на три группы, при этом каждая формула входит в одну из групп известной вам математической зависимости:
При анализе зависимостей между физическими величинами нужно определить, какие величины в данной задаче являются параметрами, а какие – переменными. Переменных должно быть два – аргумент и функция, остальные величины в задаче должны быть определены.
Говоря о применении конкретных фактов, жизненных примеров, сведений из других дисциплин, не следует чрезмерно насыщать излагаемый материал такими примерами. Необходимо выбирать те связи, которые будут способствовать конкретизации знаний, умению делать самостоятельные выводы и обобщения.
Литература
Хинчин А.Я. Восемь лекций по математическому анализу. - М.: Наука. - 1977.
Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике: Кн. для внеклас. чтения. – 9-10кл. - М.: Просвещение. - 1978.