ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО РОЛЬ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО РОЛЬ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Развитие – это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации, ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. Это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации. Значит, чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций.

Инновационный потенциал стоит рассматривать как систему элементов и необходимо понимать значимость каждого элемента системы и оценивать их взаимосвязь.

П. Друкер исследовал практический аспект инновационного потенциала [1]. Ученый считал, что инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного использования.

Необходимо подчеркнуть, что потенциал предприятия является первоосновой инновационной деятельности. Поэтому, методологической базой сущности инновационного потенциала является понятие «потенциал», который имеет специфические особенности с учетом целевой направленности, то есть обеспечения желаемого уровня инновационной активности предприятия.

Сущность любого объекта достаточно полно раскрывается посредством выявления его структуры. Поэтому следует остановиться на каждой компоненте исследуемой категории. Структура инновационного потенциала компании может быть представлена единством трех составляющих (ресурсной, институциональной и результативной), которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга (рис.1).

Рис.1. Структура инновационного потенциала предприятия.

Источник: составлено автором.

Ресурсная составляющая инновационного потенциала предприятия является своего рода основой для его формирования. Она включает в себя следующие элементы, которые имеют различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов. Материально-технические ресурсы определяют масштабы и темпы инновационной деятельности.

Следующая компонента ресурсной составляющей – информационный ресурс (такие ее активные формы, как базы знаний, модели, алгоритмы, программы, проекты и т.д.) Данный вид ресурсов, в отличие от прочих, практически неисчерпаем. Этот вид ресурсов не самостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только объединившись с такими ресурсами как: опыт, труд, квалификация, технология, энергия, сырье. Он появляется как движущая сила инновационного потенциала.

Финансовые ресурсы, входящие в состав ресурсного потенциала, характеризуются совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые есть в наличии, и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. Однако, помимо обеспечивающей функции, финансовые ресурсы выполняют и страховую функцию, непосредственным образом дублируя, а также измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала. Таким образом, значение этого ресурса неоднозначно. С одной стороны, в силу своей ограниченности он вынуждает искать более экономичный вариант, исходить из того, что есть, интенсифицировать использование имеющихся факторов, т.е. приводит в движение всю систему. С другой – его лимитированный характер может замедлить или прекратить формирование и реализацию самого инновационного потенциала.

Человеческий ресурс – еще одна компонентой ресурсной составляющей инновационного потенциала. Человеческий ресурс выступает, прежде всего, главной созидательной силой. Это совокупность проинвестированных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, неотделимы от него и практически используются в повседневной жизни. Данная компонента оказывает непосредственное влияние не только на ресурсную составляющую инновационного потенциала, но и на внутреннюю и особенно результативную.

Рональд Коуз утверждал: «Очевидно, что рынки, как они сегодня существуют, для своей деятельности требуют большего, чем помещение, в котором может происходить купля-продажа. Они требуют также утверждения правовых норм, которые бы определяли права и обязанности тех, кто осуществляет трансакции» [2]. Поэтому вторым элементом инновационного потенциала является институциональная составляющая. Институты оказывают значительное влияние на интенсивность инновационной деятельности любой экономической системы. Наиболее важными ее составляющими являются: стабильность политического курса, развитость правовых институтов, эффективность фискальной политики и развитость инфраструктуры. Доказательством тому служат слова Майкла Портера: «На сложность деятельности и производительность, в чем компании конкурируют в пределах определенного региона, сильное влияние оказывает качество экономической обстановки (бизнес-климат среды). Например, фирмы не имеют возможности использовать прогрессивную логистику, если отсутствует развитая транспортная инфраструктура. Фирмы не могут конкурировать, применяя стратегию предоставления выококачественного сервисы, если не имеют доступа к хорошо образованным специалистам» [3].

Третьим элементом инновационного потенциала является результативная составляющая, которая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждается тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной). Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования, как инновационного потенциала, так и экономической системы. Питер Друкер считал: «Инновационная деятельность - это особый инструмент, позволяющий предпринимателю использовать перемены и превращать их в новые возможности для, например, открытия нового бизнеса или оказания новой услуги. Все это можно представить как отдельную отрасль знаний, этому можно научиться, а затем использовать в своей практической деятельности. Предприниматель должен находиться в целенаправленном поиске источников инноваций, перемен и их признаков, указывающих на возможности для успешной инновационной деятельности, и он должен знать и применять на практике принципы успешной инновационной деятельности» [1].

Процесс формирования эффективной системы управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия — его возможности в достижении поставленных целей. Реализация этих целей выступает как средство повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом. Поэтому так важно понимать составляющие инновационного потенциала и уметь его оценивать.

Список литературы:

  1. Друкер Питер Ф. Бизнес и инновации. - М.:Вильямс, 2009.

  2. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. С. 18.

  3. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. С. 271.

Просмотров работы: 2174