«УЧИМСЯ АРАНЖИРОВКЕ. ВЫПУСК 3. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДМШ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

«УЧИМСЯ АРАНЖИРОВКЕ. ВЫПУСК 3. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДМШ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

От автора и руководителя проекта

Издания серии «Учимся аранжировке» (Выпуски 1-4) содержат несложные творческие задания на переизложение пьес и песен из репертуара начинающих пианистов самими учениками и на овладение правилами нотной записи.

Обычно фортепианная пьеса для начинающих на первом этапе знакомства ученика с музыкой представляет собой мелодию, адаптированную редактором для формирования первичных навыков игры одной или двумя руками. Однако чтение и понимание логики оформления фортепианной пьесы при этом отстаёт от практики исполнения, часто оно затруднено двухстрочным расположением элементов мелодии, подчинённых логике технического распределения материала между руками.

Создавая переложения примеров, приведённых в рабочей тетради, ученик без затруднений сможет обнаружить в двустрочнике «скрытую» неделимую вокальную мелодическую линию или, наоборот, – переложить одноголосную мелодию для исполнения двумя руками на фортепиано.

Рабочая тетрадь предназначена для совместной работы учителя с учеником на уроках фортепиано (или сольфеджио) в младших классах ДМШ.

- 4 -

I.Пьеса и песня

В приведённых ниже примерах (№ 1-7) предлагается выполнить следующее задание: пьесы, записанные на двух нотных строчках и предназначенные для двухручного исполнения на фортепиано, переписать как песни, на одну нотную строчку для вокального интонирования. Для последовательного выполнения заданий необходимо: 1) записать в нотной тетради каждую пьесу на одну строчку, 2) подписать под нотами стихотворный текст и 3) пропеть записанную песню со словами.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, потренируйтесь на образцах № 1 а и № 1 б. Сравните два нотных примера. Первый – пьеса – записан на двух нотных строчках. Сыграйте пьесу на фортепиано двумя руками.

Образец № 1 а Детская попевка «Кот-мореход»

Пьеса

В образце № 2 та же мелодия записана на одной строке со словами, то есть пьеса превратилась в песню. Спойте песню – сначала называя звуки (сольфеджируя), затем – со словами.

Образец № 1 б

Песня

Кот, кот - мо - ре- ход. Он враз-ва-лоч - ку и - дёт.

Выполните аналогичные действия с другими примерами (№ 1-7).

- 5 -

Пример № 1 «У кота»

Пьеса

У кота-воркота

Песня Колыбелька хороша!

Пример № 2 «Прозвенел звонок»

Пьеса

Прозвенел звонок,

Песня Начался урок.

- 6 -

Пример № 3 «Белка» Пьеса Скачет белка скок, да скок,

Песня Что за маленький зверёк.

Пример № 4 «Как пошли наши подружки»

Пьеса

Как пошли наши подружки

В лес по ягоды гулять.

Сею, вею, вею, вью,

Песня В лес по ягоды гулять.

- 7 -

Пример № 5 «Серенькая кошечка»

Пьеса Серенькая кошечка

Села у окошечка,

Хвостиком махает,

Песня Деток поджидает.

Пример № 6«Яблоня»

Пьеса

- 8 -

Яблоня кудрявая.

Ой, люли-лю, кудрявая.

Как под этой яблоней

Песня Тешут доски тонкие.

Пример № 7 «Заинька»

Пьеса

Заинька, попляши,

Серенький, поскочи,

Держи себя за бочки,

Песня Держи себя за бочки.

II. Песня и пьеса

В представленных ниже примерах (№ 8-11) предлагается преобразовать песни, записанные на одной строчке, в инструментальные пьесы. Для выполнения задания каждую одноголосную песню следует записать в виде пьесы на двух строках.

Прорепетируйте выполнение заданий по образцам № 2 а, 2 б. Образец № 2а представляет собой вокальную одноголосную мелодию – песню. Спойте её с названием звуков.

- 9 -

Образец № 2 а М. Старокадомский. «Воздушная песня»

Песня

В образце № 2 б эта же мелодия записана уже в двухстрочном варианте. Исполните её на фортепиано двумя руками.

Образец № 2 б

Пьеса

Перепишите нижеприведённые песни (примеры № 8-11) в виде двухручных пьес, сохраняя указанный в образцах № 2 а и 2 б порядок действий.

Пример № 8 «Горелки»

Песня

Пьеса

- 10 -

Пример № 9 «Две тетери»

Песня

Пьеса

Пример № 10 Детская песня «Лошадка»

Песня

Пьеса

- 11 -

Пример № 11 Венгерская песня «Болтушки»

Песня

Пьеса

- 12 -

Рабочая тетрадь для учащихся младших классов ДМШ

Учимся аранжировке

Выпуск 3

Над выпуском работали:

Л. Н. Шаймухаметова, А. А. Исламова, Я. Ю. Данилова

Уфимская государственная академия искусств

им. Загира Исмагилова

Лаборатория музыкальной семантики

450008, г. Уфа, ул. Ленина, 14, комн. 2-34.

E-mail: [email protected]. Телефон: (347) 272-49-05

Просмотров работы: 1342