От автора и руководителя проекта
Издания серии «Учимся аранжировке» (Выпуски 1-4) содержат несложные творческие задания на переизложение пьес и песен из репертуара начинающих пианистов самими учениками и на овладение правилами нотной записи.
Обычно фортепианная пьеса для начинающих на первом этапе знакомства ученика с музыкой представляет собой мелодию, адаптированную редактором для формирования первичных навыков игры одной или двумя руками. Однако чтение и понимание логики оформления фортепианной пьесы при этом отстаёт от практики исполнения, часто оно затруднено двухстрочным расположением элементов мелодии, подчинённых логике технического распределения материала между руками.
Создавая переложения примеров, приведённых в рабочей тетради, ученик без затруднений сможет обнаружить в двустрочнике «скрытую» неделимую вокальную мелодическую линию или, наоборот, – переложить одноголосную мелодию для исполнения двумя руками на фортепиано.
Рабочая тетрадь предназначена для совместной работы учителя с учеником на уроках фортепиано (или сольфеджио) в младших классах ДМШ.
- 4 -
I.Пьеса и песня
В приведённых ниже примерах (№ 1-7) предлагается выполнить следующее задание: пьесы, записанные на двух нотных строчках и предназначенные для двухручного исполнения на фортепиано, переписать как песни, на одну нотную строчку для вокального интонирования. Для последовательного выполнения заданий необходимо: 1) записать в нотной тетради каждую пьесу на одну строчку, 2) подписать под нотами стихотворный текст и 3) пропеть записанную песню со словами.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, потренируйтесь на образцах № 1 а и № 1 б. Сравните два нотных примера. Первый – пьеса – записан на двух нотных строчках. Сыграйте пьесу на фортепиано двумя руками.
Образец № 1 а Детская попевка «Кот-мореход»
Пьеса
В образце № 2 та же мелодия записана на одной строке со словами, то есть пьеса превратилась в песню. Спойте песню – сначала называя звуки (сольфеджируя), затем – со словами.
Образец № 1 б
Песня
Кот, кот - мо - ре- ход. Он враз-ва-лоч - ку и - дёт.
Выполните аналогичные действия с другими примерами (№ 1-7).
- 5 -
Пример № 1 «У кота»
Пьеса
У кота-воркота
Песня Колыбелька хороша!
Пример № 2 «Прозвенел звонок»
Пьеса
Прозвенел звонок,
Песня Начался урок.
- 6 -
Пример № 3 «Белка» Пьеса Скачет белка скок, да скок,Песня Что за маленький зверёк.
Пример № 4 «Как пошли наши подружки»
Пьеса
Как пошли наши подружки
В лес по ягоды гулять.
Сею, вею, вею, вью,
Песня В лес по ягоды гулять.
- 7 -
Пример № 5 «Серенькая кошечка»
Пьеса Серенькая кошечкаСела у окошечка,
Хвостиком махает,
Песня Деток поджидает.
Пример № 6«Яблоня»
Пьеса
- 8 -
Яблоня кудрявая.
Ой, люли-лю, кудрявая.
Как под этой яблоней
Песня Тешут доски тонкие.
Пример № 7 «Заинька»
Пьеса
Заинька, попляши,
Серенький, поскочи,
Держи себя за бочки,
Песня Держи себя за бочки.
II. Песня и пьесаВ представленных ниже примерах (№ 8-11) предлагается преобразовать песни, записанные на одной строчке, в инструментальные пьесы. Для выполнения задания каждую одноголосную песню следует записать в виде пьесы на двух строках.
Прорепетируйте выполнение заданий по образцам № 2 а, 2 б. Образец № 2а представляет собой вокальную одноголосную мелодию – песню. Спойте её с названием звуков.
- 9 -
Образец № 2 а М. Старокадомский. «Воздушная песня»
Песня
В образце № 2 б эта же мелодия записана уже в двухстрочном варианте. Исполните её на фортепиано двумя руками.
Образец № 2 б
Пьеса
Перепишите нижеприведённые песни (примеры № 8-11) в виде двухручных пьес, сохраняя указанный в образцах № 2 а и 2 б порядок действий.
Пример № 8 «Горелки»
Песня
Пьеса
- 10 -
Пример № 9 «Две тетери»
Песня
Пьеса
Пример № 10 Детская песня «Лошадка»
Песня
Пьеса
- 11 -
Пример № 11 Венгерская песня «Болтушки»Песня
Пьеса
- 12 -
Рабочая тетрадь для учащихся младших классов ДМШ
Учимся аранжировке
Выпуск 3
Над выпуском работали:
Л. Н. Шаймухаметова, А. А. Исламова, Я. Ю. Данилова
Уфимская государственная академия искусств
им. Загира Исмагилова
Лаборатория музыкальной семантики
450008, г. Уфа, ул. Ленина, 14, комн. 2-34.
E-mail: creative-511@mail.ru. Телефон: (347) 272-49-05