О НЕКОТОРЫХ ПРИЁМАХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О НЕКОТОРЫХ ПРИЁМАХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Современная музыкальная педагогика проявляет значительный интерес к инновационным методам обучения. Целью новых методик становится воспитание личности музыканта, обладающей высоким потенциалом, ярким художественным воображением, креативными качествами. Творческие дисциплины такие, как импровизация и аранжировка, все чаще включаются в учебные программы Детских музыкальных школ, нацеливая учащихся на свободное музицирование.

Творческому взаимодействию с музыкальным текстом посвящены разработки проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики, руководителем которой является доктор искусствоведения, профессор Л.Н. Шаймухаметова. В рамках проекта «Креативное обучение» сотрудниками Лаборатории и студентами Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова создаются интересные учебно-методические пособия и хрестоматии. Среди них: «Музыкальный букварь в играх, картинках, загадках» (Л. Шаймухаметова, Р. Исламгулова), «Колокольчики» (Н. Тухватуллина, А. Кильдиярова, Л. Шаймухаметова), «Весёлое сольфеджио» (Л. Фёдорова), «Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио» (С. Грошева) и многие другие. Все они направлены на развитие творческого мышления учащихся. Нетрадиционным формам музицирования в классе фортепиано посвящены разработки, представленные в отдельных разделах Научно-методического Вестника «Креативное обучение в ДМШ».

Традиционно при изучении музыкального произведения педагоги акцентируют внимание на его грамматической и синтаксической стороне, обращаясь к содержанию сочинения лишь на заключительном этапе работы (в момент создания исполнительской интерпретации). Методология семантического анализа позволяет рассматривать содержательный аспект сочинения уже на самом начальном этапе работы (при разборе текста). Именно в этот период у ученика начинают складываться первые представления о музыкальном языке произведения. Правильно расшифровав смысловые структуры музыкального текста, юный музыкант может отразить раскрытое им содержание произведения в своём исполнении, которое в таком случае будет отличаться осмысленностью.

Креативные качества ученика могут проявиться в процессе создания новых вариантов звучания сочинения. Это становится возможным благодаря универсальной технологии, используемой во многих разработках Лаборатории музыкальной семантики. Доступность этой технологии позволяет даже юному музыканту выразить индивидуальное отношение к музыкальному тексту в виде аранжировки, представленной 14 универсальными приёмами преобразования. В разработках дипломного проекта задействовано несколько способов преобразования, которые легко могут быть освоены на начальном этапе обучения.

Настоящая дипломная работа выполнена в жанре учебно-методического пособия. Оно предназначено начинающим музыкантам, обучающимся в классе фортепиано. Разработки нацелены на совместную творческую деятельность ученика и учителя. В качестве учебного материала (нотные образцы) в пособие вошли популярные пьесы, к которым традиционно обращаются педагоги Детских музыкальных школ на начальном этапе обучения.

Цель дипломной работы заключается в адаптации технологии преобразования музыкального текста к пьесам детского фортепианного репертуара.

Цель определила постановку следующих задач:

  1. отобрать музыкальный материал из фортепианного репертуара для начального этапа обучения;

  2. выявить и проанализировать смысловые структуры музыкального текста представленных образцов;

  3. разработать интонационные этюды, развивающие инициативу и творческое мышление учащихся;

  4. составить вопросы и задания для ученика, способствующие закреплению материала;

  5. создать методические комментарии для учителя.

Дипломная работа состоит из Введения, Учебно-методического пособия «Весёлые аранжировки», Заключения, Библиографического и Нотографического списка. Пособие включает Методические комментарии для учителя, Два раздела, Словарь терминов, Список рекомендуемой литературы.

Васикова Г.Н.

Весёлые аранжировки

Учебно-методическое пособие

СОДЕРЖАНИЕ

Методические комментарии ………………….………………………………. 8

Первый раздел «Играю сам…» ………………………………………………. 11

Второй раздел «Играю вместе с учителем» ………………………………… 28

Памятка учителю ……………………………………………………………... 43

Список рекомендуемой литературы ………………………………………… 47

Художественное оформление Ж.Н. Куболевой

Методические комментарии

Учебно-методическое пособие «Весёлые аранжировки» предназначено юным музыкантам, обучающимся в классе фортепиано. В нём представлены разработки, связанные с преобразованием музыкального текста. Новые варианты исполнительского текста возникают в процессе совместной творческой деятельности ученика и учителя.

Разучивание пьес связано с освоением интонационной лексики1 – устойчивых оборотов с закреплёнными смысловыми значениями. Эти обороты называются ключевыми интонациями2. Они легко узнаются учащимися в разных текстах и помогают юным исполнителям конкретизировать содержание музыкального произведения.

Ключевые интонации могут быть явными и скрытыми. Явные интонации легко обнаруживаются в тексте, поскольку находятся в синтаксически сильной и определённой позиции. Скрытые интонации завуалированы в мелодическом и ритмическом рисунке произведения (их необходимо предварительно выявить).

Содержание музыкального произведения раскрывается с помощью понятий музыкальной поэтики (герой, персонаж, диалог, реплика, сюжет)3.Они рассматриваются в качестве структурных единиц текста. Герои являются участниками событий и включаются в музыкальные диалоги4, где находятся в ситуации речевого высказывания или сюжетного действия. Семантический анализ помогает обнаружить и структурно обозначить границы реплик героев, которых трудно выявить при традиционном анализе синтаксических структур.

Знакомство с интонационной лексикой в пособии происходит в форме интонационного этюда. Интонационный этюд – это результат преобразования первоначального музыкального текста (вокальной мелодии, инструментального фрагмента) на основе смысловой расшифровки ключевых интонаций произведения с последующим его исполнением. Форма интонационного этюда позволяет моделировать множество проблемных ситуаций, благодаря которым пианист учится осмысленно исполнять музыкальный текст: осознанно воспринимает регистровые краски и динамические оттенки, постепенно осваивает навыки артикуляции на интонационно-образной основе.

Интонационный этюд предполагает организацию ролевых игр с разделением музыкального материала на реплики и вариантным их произнесением «от лица» разных героев (в ситуациях диалога). Именно в игровой форме учащиеся знакомятся с терминами поэтики, которые способствуют пониманию содержания музыкального произведения. Ученик включается в различные игровые ситуации, решая задачи «сценариста», «режиссера», «композитора». Выполняя предложенные задания, он раскрывает свой творческий потенциал.

В интонационных этюдах происходит преобразование первичного (авторского) текста – во вторичный (исполнительский). Преобразование осуществляется на основе музыкального диалога, реплики которого распределяются между героями и произносятся на основе выявленных интонаций пластического, речевого или инструментального происхождения. Исполнительский текст может быть представлен исполнительским сценарием и аранжировкой. Эта технология разработана в Лаборатории музыкальной семантики (УГАИ) под руководством доктора искусствоведения, профессора Л. Н. Шаймухаметовой.

Перевод первичного текста во вторичный в виде аранжировки осуществляется с помощью приёмов преобразования музыкального текста. В предлагаемых разработках представлены наиболее простые для восприятия юных исполнителей способы: регистровка, дублировка, свёртывание, развёртывание.5 Учащимся предлагается познакомиться с ними и освоить в увлекательной игровой форме.

В отличие от аранжировки, в исполнительском сценарии исполнитель отражает содержание музыкального текста с помощью «регуляторов смысла» (термин Л.Шаймухаметовой): артикуляции, темпа и динамики. В разработках пособия ученик выступает в роли редактора, проявляя креативные качества. Он может самостоятельно или с помощью учителя выставить в тексте знаки артикуляции, темпа и динамики на основе понимания содержания заложенных в них значений (Интонационные этюды № 1, 4 – 6, 8, 9, 11, 13 – 18).

Форма интонационного этюда уже с первых шагов нацеливает юного исполнителя на приобретение навыков варьирования, аранжировки и преобразования музыкального текста. Перед учеником открывается возможность оказаться за пределами композиторского текста и создать собственный вариант сочинения. Креативные способы работы с первичным текстом развивают творческое мышление ученика, способствует приобретению начальных импровизационных навыков, позволяют сделать процесс обучения увлекательным.

Успешное выполнение творческих заданий по преобразованию музыкального текста позволит юному исполнителю не только проявить свои креативные качества в создании собственного варианта сочинения, но и даст возможность ему раскрепоститься в исполнительской деятельности (свободное музицирование).

Интонационный этюд может исполняться учеником самостоятельно или в ансамбле (в этом случае авторский однострочный или двухстрочный текст разворачивается в ансамблевую партитуру). Каждый из этих способов отражён в разделах пособия: «Играю сам…», «Играю вместе с учителем».

1 раздел

«Играю сам…»

Первый раздел учебно-методического пособия «Весёлые аранжировки» состоит из мелодий с диалогическим строением. Это даёт возможность использовать для разработки сценария структуру диалога. Реплики диалога наполнены различными интонациями (ключевыми интонациями с закреплённым значением), что позволяет ввести в музыкальный диалог разных героев. Не во всех музыкальных текстах обнаруживаются признаки конкретных героев. Так, в музыкальном тексте «Детской песенки» (пример № 4) нет Обезьянки и Слонёнка, но они могут появиться в исполнительском сценарии, поскольку в мелодии есть признаки диалога.

Иногда главные герои музыкального текста обозначены в названии пьесы (пример № 1 «Жучка и Кот») и тогда исполнителю нужно определить границы реплик их диалога. В том случае, если герои не отмечены в заголовке автора или музыкальный текст содержит признаки других действующих лиц, то тогда они отражены в названии (сюжете) интонационного этюда.

В первый раздел включены фортепианные пьесы, предназначенные для сольного исполнения. Предварительно вместе с учителем ученику следует разобрать музыкальный текст: выявить в нём два вида ключевых интонаций (явные и скрытые), соотнести их с образами героев, персонажей и сюжетом. И только после выполнения этих заданий интонационный этюд может быть исполнен на фортепиано.

Освоение интонационной лексики начинается с мелодий с явными ключевыми интонациями. Затем в разделе изложены примеры, знакомящие юных музыкантов со скрытыми ключевыми фигурами и в заключении – представлены разработки, в которых эти два типа интонаций совмещены.

Интонационный этюд № 1 «Жучка и Кот»

В мелодии музыкального примера чаще других встречается фигура «шага» (т. 2, 3, 6, 7). Она станет ключевой в интонационном этюде «Жучка и Кот».

Пример № 1 Жучка и кот

Герои: Жучка, Кот.

Исполнитель: ученик (играет правой и левой рукой поочерёдно).

Вопросы и задания:

  1. Определите границы реплик главных героев.

  2. Запишите в тетради на разных строчках их реплики.

  3. Расставьте знаки артикуляции и динамики.

Порядок игровых действий:

  1. Во время исполнения мелодии учителем простучите «шаги» Жучки ладошкой, а «шаги» Кота – подушечками пальцев.

  2. Сыграйте реплики героев на фортепиано: уверенный «шаг» Жучки fи nonlegato, а мягкую поступь Кота p и legato.

Интонационный этюд № 2 «Танец»

В танцевальной мелодии музыкального примера чаще других встречается «фигура притопа» (т. 2, 4, 6, 8). Также в музыкальном тексте выделяется «фигурашага» (т. 5). На основе этих интонаций создадим новую версию исполнительского текста – интонационный этюд «Танец».

Пример № 2Мы на луг ходили

Сюжет: Танец Вити и Оксаны.

Герои: Витя и Оксана.

Исполнитель: ученик.

Порядок игровых действий:

  1. Спойте мелодию с названием нот.

  2. Простучите «фигуру притопа» во время исполнения пьесы учителем.

  3. Распределите реплики между участниками ролевой игры.

  4. Разучите реплики героев:

  • Реплику Вити (т. 1 – 2) сыграйте левой рукой в первой октаве, f.

  • Реплику Оксаны (т. 3 – 4) сыграйте правой рукой, переместив мелодию на октаву выше (регистровка), p.

  • Совместную реплику Вити и Оксаны (т. 5 – 8 и реприза) сыграйте двумя руками в октавной дублировке.

Вопросы и задания:

  1. Что означает реприза? Каким знаком она обозначается в нотном тексте?

  2. Нарисуйте в альбоме картинку «Весёлый танец».

Интонационный этюд № 3 «Скрипач-кузнечик»

В тексте детской песенки «Весёлый музыкант» словами «ти-ли-ли» (т. 3 – 4 и т. 7 – 8) выделена «музыкальная реплика». В интонационном этюде «Скрипач-кузнечик» «наигрыш» скрипочки – это ключевая интонация.

Пример № 3 Весёлый музыкант

Герой: музыкант-Кузнечик.

Исполнитель: ученик (играет правой и левой рукой поочерёдно).

Вопросы и задания:

  1. Подготовьте к записи две нотные строки, объединённые акколадой и

выпишите диалогические реплики героя на разных строчках:

  • вокальную партию Кузнечика (т. 1 – 2, 5 – 6 строго по тексту) – на нижней;

  • партию скрипочки (т. 3 – 4, 7 – 8 в инструментальной группировке) – на верхней.

  1. Нарисуйте в альбоме картинку «Скрипач-кузнечик».

Порядок игровых действий:

  1. Разучите песню со словами.

  2. Сыграйте ключевую интонацию Скрипочки на фортепиано, используя приём регистровки (перенести во 2-ю октаву).

  3. Исполните интонационный этюд двумя руками: вокальную реплику Музыканта сыграйте левой рукой, а инструментальную («наигрыш» скрипочки) – правой.

Интонационный этюд № 4 «Танец Слонёнка и Обезьянки»

В мелодии примера № 4 несколько раз повторяется ритмическая «фигура притопа» (т. 1 – 2, 3 – 4, 5 – 6, 7 – 8), которая является ключевой интонацией музыкального текста.

Пример №4 Детская песенка

Сюжет: На арене цирка притопывает Слонёнок, а рядом с ним весело пританцовывает Обезьянка.

Герои: Слонёнок, Обезьянка.

Исполнитель: ученик (играет правой и левой рукой поочерёдно).

Вопросы и задания:

  1. Перепишите мелодию в тетрадь.

  2. Разделите её на реплики героев – Слонёнка и Обезьянки (по 4 такта).

  3. Обозначьте танцевальную фигуру в нотном тексте, раскрасив её фломастерами разных цветов6притоп» Слонёнка – одним, «притоп» Обезьянки – другим).

  4. Обозначьте знаки артикуляции (marcato, staccato) и динамические оттенки (f,p).

Порядок игровых действий:

  1. Сыграйте мелодию на фортепиано.

  2. Во время исполнения мелодии учителем простучите «фигуру притопа».

  3. Разделите реплики (т. 1 – 4; 5 – 8) между участниками ролевой игры.

  4. Разучите реплики героев: «притоп» Слонёнка сыграйте подчёркнуто (marcato) и громко (f), а танцевальный шаг Обезьянки легко, отрывисто (staccato) и тихо (p).

  5. Исполните реплики героев в разных регистрах: «танец Слонёнка» (т. 1 – 4) сыграйте в малой октаве левой рукой, а «танец Обезьянки» (т. 5 – 8) во второй октаве правой рукой.

Интонационный этюд № 5 «Егорка-мастер»

Если свернуть ритмический рисунок мелодии в половинные длительности, то возникнет новый ритм, который в интонационном этюде «Егорка-мастер» исполнит роль скрытой ключевой интонации «стука».

Пример № 5 Русская народная песня

Взял Егор в углу топор,

С топором пошёл во двор,

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор7.

Герой: мальчик Егор.

Исполнитель: ученик.

Вопросы и задания:

  1. Выявите скрытую ключевую «интонацию стука», свернув текст пьесы в половинные длительности.

  2. Простучите ключевой ритм в разных темпах – «медленно», «оживлённо», «скоро».

  3. Подготовьте к записи две нотные строки, объединённые акколадой: на верхней строке выпишите мелодию, на нижней – ключевую фигуру интонационного этюда на звуке «соль» в малой октаве.

Порядок игровых действий:

  1. Во время исполнения пьесы учителем изобразите «стук» топора, непрерывно повторяя ключевой ритм интонационного этюда.

  2. Исполните пьесу под названием «Егорка-мастер» двумя руками: правой рукой в первой октаве сыграйте мелодию пьесы, левой рукой в малой октаве (приём регистровка) на звуке «соль» изобразите «стук» топора.

Интонационный этюд № 6 «Колокольчик»

В мелодии пьесы «Солнышко» чередуются повторяющиеся звуки «фа» – «ми» – «фа» – «до». В интонационном этюде «Колокольчик» этим звукам мы придадим значение ключевой интонации «перезвона».

Пример № 6 Солнышко

Сюжет: Ранним утром у крыльца своего дома девочка услышала тихий звон колокольчика. Это был только что распустившийся Цветочек-колокольчик.

Герой: Цветок-колокольчик.

Исполнитель: ученик.

Вопросы и задания:

  1. Разделите мелодию на мотивы по 2 такта.

  2. Выберите обозначение динамики для каждого мотива Колокольчика: «f», «p».

Порядок игровых действий:

  1. Спойте мелодию с названием нот.

  2. Сыграйте на фортепиано скрытую ключевую интонацию «перезвона», свернув звуки мелодии в половинные длительности.

  3. Разучите «перезвон» Колокольчика:

  • Первый мотив (т. 1 – 2) сыграйте в свёрнутом виде в первой октаве левой рукой.

  • Второй мотив (т. 3 – 4) сыграйте, используя приёмы развёртывания (половинные развернуть в восьмые) и регистровки (перенести во 2-ю октаву) правой рукой.

  1. Исполните интонационный этюд «Колокольчик» в игровой ситуации «близко-далеко»: первый мотив сыграйте f, второй – p.

Интонационный этюд № 7 «Дед Мороз»

Если свернуть ритмический рисунок пьесы в половинные длительности, то возникнет новый ритм, который в интонационном этюде «Дед Мороз» сыграет роль скрытой ключевой «интонациишага».

Пример №7 Праздничная ёлочка

Отгадайте загадку:

Нарядились мы в костюмы

Мышек, бабочек, стрекоз.

Зажигай скорее ёлку

Для детишек, ...(Дед Мороз)8

Сюжет: На новогоднем утреннике в детском саду дети вокруг ёлочки водили хоровод. Через несколько мгновений они услышали шаги Деда Мороза.

Герой: Дед Мороз

Исполнитель: ученик

Вопросы и задания:

  1.  
    1. Выявите скрытую ключевую интонацию «шага» при помощи приёма свёртывания (свернуть восьмые длительности в четвертные).

    2. Подготовьте для записи интонационного этюда две нотные строки, объединённые акколадой: на верхней – запишите мелодию, на нижней – выявленную ключевую интонацию «шага» (в басовом ключе в малой октаве).

    3. Расставьте знаки артикуляции.

Порядок игровых действий:

1.Спойте мелодию с названием нот.

2. Во время исполнения мелодии учителем не спеша простучите выявленную «ритмоинтонацию шага».

3. Исполните интонационный этюд двумя руками:

  • правой рукой сыграйте мелодию в первой октаве;

  • левой рукой сыграйте «ритмоинтонацию шага» в малой октаве.

Интонационный этюд № 8 «Зайчик и Зайчиха»

В музыкальном тексте пьесы выделяется интонация (т. 1 – 2), которой в интонационном этюде «Зайчик и Зайчиха» мы зададим значение «прыжка» (явная ключевая интонация). Если свернуть мелодию пьесы в целые ноты, то возникает новая интонация – «зов» (в скрытом виде).

Зайчик

Сюжет: Зайчик резвился на лужайке. Услышав голос мамы-зайчихи, он ускакал.

Скачет Зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет Зайка, ты его поймай-ка!9

Герои: Зайчик, Зайчиха.

Исполнитель: ученик.

Вопросы и задания:

  1. Укажите в нотном тексте интонацию «прыжка».

  2. Выявите скрытую интонацию «зова» с помощью приёма свертывания (свернуть мелодию в целые ноты). Запишите её в тетрадь.

  3. Подумайте, какие знаки артикуляции подчеркнут интонацию «зова» мамы-Зайчихи и «прыжки» Зайчика.

Порядок игровых действий:

  1. Спойте мелодию с названием нот.

  2. Поставьте в конце пьесы знак репризы, чтоб повторить записанный нотный текст еще раз (таковы условия ролевой игры).

  3. Разучите реплики героев:

  • Реплику Зайчихи (т. 1 – 4) спойте её со словами «Зай-чик, до-мой!».

  • РепликуЗайчонка (т. 1 – 4 реприза) сыграйте на фортепиано в ситуации «удаление – приближение».

Интонационный этюд № 9 «Солдатики»

В музыкальном тексте примера № 9 представлены «ритмоинтонация барабанной дроби» (т. 1 – 2, 3 – 4, 5 – 6, 7 – 8) и «фигура шага» (т. 9 – 10), которые в интонационном этюде «Солдатики» приобретут значение явных ключевых интонаций. Если свернуть ритмический рисунок пьесы в половинные длительности, то возникнет новый ритм, который в исполнительском тексте исполнит роль скрытой ключевой ритмоинтонации – «удара большого барабана».

Игра в солдатики

Сюжет: Глубокой ночью все игрушки оживают. Самыми шумными среди них оказываются Солдатики, которые стучат в барабаны.

Герои: Первый Солдатик, Второй Солдатик.

Исполнитель: ученик.

Вопросы и задания:

  1.  
    1. Укажите в нотном тексте «ритмоинтонацию барабанной дроби».

    2. Выявите скрытую интонацию «удара большого барабана» с помощью приёма свертывания. Запишите её в тетрадь.

Порядок игровых действий:

1.Сыграйте пьесу на фортепиано.

2.Во время исполнения пьесы учителем изобразите «барабанную дробь», непрерывно повторяя ключевой ритм пьесы.

3.Сыграйте реплики героев на фортепиано в ситуации «солдатики шагают навстречу друг другу» с динамикой crescendo:

  1.  
    • Реплику Первого Солдатика (т. 1 – 4) исполните левой рукой в малой (т. 1 – 2) и первой октавах (т. 3 – 4). В основе реплики героя – «ритмоинтонация барабанной дроби».

    • Реплику Второго Солдатика (т. 5 – 8): сыграйте правой рукой во второй (т. 5 – 6) и первой октавах (т. 7 – 8). В основе его реплики – интонация «удара большого барабана».

    • Совместную реплику героев (т. 9 – 10) сыграйте двумя руками по тексту. Заключительный «шаг» героев дополните словами «Ать-два-три».

Интонационный этюд № 10 «Хвастунишки котики»

В музыкальном примере № 10 несколько раз повторяется ритмическая фигура «притопа», которая в интонационном этюде «Хвастунишки котики» становится явной ключевой интонацией. Если свернуть мелодию (т. 2, 4) в четвертные звуки, то возникнет интонация, которой в интонационном этюде мы зададим значение «интонации мяукания».

Серый Кот

Сюжет: Мурзик и Васька – два хвастливых котёнка.

Отгадай загадку:

Ребятишки все хотят

Завести себе … (котят)10

Герои: котёнок Мурзик, котёнок Васька.

Исполнитель: ученик

Вопросы и задания:

  1. Разделите мелодию на реплики по 2 такта.

  2. Распределите реплики между участниками ролевой игры.

  3. Выявите скрытую «интонацию мяукания» с помощью приёма свёртывания.

  4. Перепишите мелодию в тетрадь. Сделайте маркировку «фигуры притопа» и «интонации мяукания» («ми-до», обозначьте реплику котят словом «мяу»).

Порядок игровых действий:

  1. Спойте мелодию с названием нот.

  2. Во время исполнения пьесы учителем простучите «фигуру притопа».

  3. Исполните реплики котят на фортепиано:

  • Реплику Котёнка Мурзика сыграйте двумя руками (левой рукой – «фигуру притопа», правой – «интонацию мяукания»).

  • Реплику Котёнка Васьки сыграйте также.

***

Материал для повторения

Повторите ключевые интонации I раздела и вспомните, каким героям они принадлежали в ролевых играх.

– ритмоинтонация «притопа» была выражена крупными и мелкими

длительностями

– ритмоинтонация «шага» была представлена равномерным движением четвертных

– интонация «наигрыша» подчёркивалась в словесном тексте песенки

.

– скрытая интонация «стука» (раскрывалась при помощи приёма свёртывания);

– скрытая интонация «перезвона» (раскрывалась при помощи приёма развёртывания);

– скрытая интонация «шага» (обнаруживалась при помощи приёма свёртывания).

явная интонация «прыжка» и скрытая интонация «зова»

явная интонация «шага»

и скрытая интонация «стука»

явная интонация «притопа» и скрытая интонация «мяукания»

Многие из этих ключевых интонаций встретятся в интонационных этюдах II раздела.

2 раздел

«Играю вместе с учителем»

Во втором разделе учебно-методического пособия собраны пьесы, предназначенные для ансамблевого исполнения: участниками ансамбля являются учитель и ученик. Так же как и в интонационных этюдах первой части, предварительно следует разобрать музыкальный текст: определить границы реплик диалога, выявить ключевые интонации, познакомиться с героями и сюжетом.

В условиях ансамблевой игры реплики героев будут распределяться между учеником и учителем. Игра в ансамбле – увлекательное занятие. В ансамблевых пьесах пособия «Веселые аранжировки» можно экспериментировать: меняться ролями и каждый раз с новым нюансом исполнять музыкальный текст.

Интонационный этюд № 11 «Журавль и лягушка»

В музыкальном тексте пьесы представлены две ключевые фигуры: «шаг» (т. 1, 3) и «прыжок» (т. 2, 4).

Пример №11 Журавель

Отгадай загадку:

Непоседы, поскакушки,

У воды живут … (лягушки)11

Сюжет: По болоту важно шагает Журавль, а вокруг него скачет Лягушка.

Герои: Журавль, Лягушка.

Исполнители: ученик, учитель.

Вопросы и задания:

  1. Найдите в тексте ключевые интонации «шага» и «прыжка».

  2. Подготовьте к записи две нотные строки, объединённые акколадой:

  • На верхней строчке запишите мелодию, вытянув её в одну линию (т. 1 – 4). Это реплика Лягушки.

  • На нижней строчке запишите свернутый в четвертные длительности текст. Это реплика Журавля.

  1. Обозначьте знаки артикуляции.

Порядок игровых действий:

  1. Сыграйте мелодию на фортепиано.

  2. Во время исполнения пьесы учителем прохлопапйте «шаг» Журавля, а затем «прыжки» Лягушки.

  3. Сыграйте интонационный этюд «Журавль и лягушка» на фортепиано в ансамбле вместе с учителем: ученик играет партию Лягушки, а учитель – партию Журавля. Озвучьте в последнем такте «прыжок» Лягушки кластером («соль-ля»). Поменяйтесь ролями.

Интонационный этюд № 12 «Песня»

В мелодии украинской народной песни два вида движения – восходящее и нисходящее. В интонационном этюде зададим им значение «вопроса» (т. 4) и «ответа» (т. 8).

Пример №12Украинская народная песня

Сюжет: Две сестры – Галя и Аня напевали протяжную песню. Им 58вторил Соловей.

Герои: Сёстры Галя и Аня, Соловей.

Исполнители: ученик, ученик.

Вопросы и задания:

  1. Разделите мелодию на три реплики по 8 тактов.

  2. Распределите реплики между участниками ролевой игры: Галей, Аней, Соловьём.

  3. Выпишите в нотную тетрадь реплику Соловья (т. 17 – 24). Переместите её на октаву выше с помощью 8-----

Порядок игровых действий:

  1. Сыграйте мелодию на фортепиано.

  2. Разучите реплики героев:

- реплику Гали (т. 1 – 4 и 9 – 12) сыграйте левой рукой на mf;

- реплику Ани (тт. 5 – 8 и 13 – 16) – сыграйте правой рукой на mp;

- реплику Соловья (тт. 17 – 24) – сыграйте, используя приём регистровки (перенесите мелодию в третью октаву) p.

3. Исполните интонационный этюд в ансамбле вместе с учителем.

  • Партии Гали и Ани – ученик

  • Партия Соловья – учитель.

Поменяйтесь ролями.

Интонационный этюд № 13 «Лесной ансамбль»

На нижней строчке примера № 13 выписана «интонация сигнала» (т. 1-2, 5-6). Мелодия пьесы делится на реплики, что позволяет представить в исполнительском тексте музыкальный диалог. Ключевой интонацией мелодии является «наигрыш».

Пример №13Янка

Сюжет: Филин, Ласточка и Синичка музицируют в ансамбле.

Герои: Филин, Ласточка, Синичка.

Исполнители: ученик, учитель.

Вопросы и задания:

  1. Найдите «интонацию сигнала». Посмотрите на картинку и определите какому герою она принадлежит? На каком инструменте играет герой?

  2. Выпишите в нотную тетрадь мелодию и сделайте маркировку:

  • т. 1 – 2, 5 – 6 – реплика флейты;

  • т. 3 – 4, 7 – 8 – реплика скрипки.

  1. В партии каждого инструмента укажите динамические оттенки.

Порядок игровых действий:

  1. Сыграйте пьесу на фортепиано.

  2. Разучите партии:

  • реплику Синички (флейта) сыграйте правой рукой во 2-й октаве (приём регистровки) легко и воздушно, mp;

  • реплику Ласточки (скрипка) сыграйте левой рукой по тексту, legatomf;

  • реплику Филина (труба) сыграйте призывно и громко – f.

  1. Исполните интонационный этюд совместно с учителем:

  • Партии Синички и Ласточки – ученик

  • Партия Филина – учитель.

Поменяйтесь ролями.

Интонационный этюд № 14 «Кот Василий»

Если свернуть ритмический рисунок пьесы в четвертные длительности, то возникнет новый ритм, который в интонационном этюде «Кот Василий» сыграет роль скрытой ключевой «фигурышага».

Пример №14 Как на тоненький ледок

Сюжет: Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел…

Вот вам и всё, что он делать умел.12

Герой: кот Василий.

Исполнители: ученик, учитель.

Вопросы и задания:

  1. Выявите скрытую «интонацию шага» с помощью приёма свёртывания (свернутьвосьмые длительности в четвертные) и выпишите её в тетрадь.

  2. Подумайте, какой темп подойдёт для изображения ленивой походки кота Василия (медленный, быстрый)?

  3. Выберите знак артикуляции, подходящий к плавному «шагу» кота Василия: staccato, legato, marcato.

Порядок игровых действий:

  1. Спойте мелодию с названием нот под аккомпанемент учителя.

  2. Во время повторного исполнения мелодии учителем, простучите «ритмшага» главного героя в медленном темпе.

  3. Сыграйте реплику кота Василия на фортепиано в первой октаве, чередуя руки и плавно их поднимая.

  4. Исполните интонационный этюд вместе с учителем: реплику кота Василия в первой октаве сыграет ученик, мелодию примера во второй октаве сыграет учитель. Затем поменяйтесь ролями.

Интонационный этюд № 15 «Бой часов»

Если свернуть ритмический рисунок пьесы «У меня ль во садочке» в длительности – половинная с точкой, то возникнет новый ритм, который в интонационном этюде «Бой часов» сыграет роль скрытой ключевой «интонации боя» больших часов.

Пример №15У меня ль во садочке

Сюжет:

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре –

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался

Страшный звон –

Убежали мышки вон!13

Герой: Часы.

Исполнители: Ученик, учитель.

Вопросы и задания:

  1.  
    •  
      1.  
        1. Выявите скрытую «интонацию боя» с помощью приёма свёртывания(свернуть все звуки в половинную с точкой) и выпишите её в тетрадь.

        2. Выберите динамический оттенок, подходящий для изображения «боя» больших часов (f, p).

Порядок игровых действий:

  1. Сыграйте мелодию на фортепиано.

  2. Разучите интонацию «боя»: сыграйте чётко и звонко в малой октаве, используя приём регистровки.

  3. Исполните интонационный этюд совместно с учителем: учитель сыграет мелодию в первой октаве, а ученик – «бой Часов» в малой октаве. Затем поменяйтесь ролями.

Интонационный этюд № 16 «Дождик»

Если развернуть ритмический рисунок пьесы «Слышен гром» в восьмые и четвертные длительности, то возникнет новый ритм. В интонационном этюде зададим ему значение интонации «капель дождя».

Пример №16 Слышен гром

Сюжет: В летний день ярко светило солнышко и вдруг пошёл грибной дождик.

Герой: Дождик.

Исполнители: ученик, учитель

Вопросы и задания:

  1. Выявите скрытую ключевую интонацию с помощью приёма развёртывания: четвертные длительности превратите в восьмые, половинные – в четвертные.

  2. Запишите на двух нотных строчках, объединённых акколадой, интонационный этюд: на верхней строчке в разных регистрах – «интонациюкапель», на нижней строчке – мелодию песни.

  3. Раскрасьте разными цветами маленькие и большие капли.

  4. Выбери знак артикуляции для исполнения ключевой интонации: legato, staccato, marcato.

Порядок игровых действий:

  1. Спойте мелодию под аккомпанемент учителя.

  2. Во время исполнения пьесы учителем изобразите маленькие и большие капли Дождика: маленькие капли прохлопайте, а большие – простучите по столу карандашом со словами «кап-кап-кап-кап».

  3. Сыграйте интонацию «капель дождя» на инструменте: т. 1 – 2 и 5 – 6 левой рукой во второй октаве, т. 3 – 4 и 7 – 8 правой рукой в третье октаве.

  4. Исполните интонационный этюд вместе с учителем: ученик сыграет «интонацию капель» Дождика, учитель сыграет мелодию песни в первой октаве. Поменяйтесь ролями.

Интонационный этюд № 17 «Синички прыгают и дразнятся»

В названии пьесы обозначены главные герои – синички. Благодаря диалогической структуре мелодии в музыкальном тексте можно обнаружить их реплики. Ключевые интонации этюда представлены в своих вторичных значениях: «интонация чириканья» (т. 6, 8), «интонация перелётов» (т. 1, 2, 3, 4, 5, 7), а в скрытом виде – «интонация шага».

Пример №17 Синички

Сюжет: Птички-синички весело резвились на ветках дерева. А вокруг украдкой ходил кот.

Герои: первая Синичка, вторая Синичка, Кот.

Исполнители: ученик, учитель.

Вопросы и задания:

  1. Разделите мелодию на реплики по 2 такта.

  2. Распределите их между участниками ролевой игры: первой Синичкой, и Второй Синичкой.

  3. Выявите скрытую «фигуру шага» Кота, используя приём свёртывания (восьмые длительности свернуть в четвертные) и запишите её в тетрадь в басовом ключе (малая октава).

  4. Выберите динамику для изображения «шагов» крадущегося Кота: pили f.

Порядок игровых действий:

  1. Сыграйте мелодию на фортепиано.

  2. Во время исполнения пьесы учителем исполните ключевую интонацию «чириканья» интервалом секунды – «фа-соль» на инструменте во второй октаве, выделите её «sf».

  3. Разучите реплики героев:

    • Реплики Первой Синички сыграйте в первой (т. 1 – 2) и во второй октаве (т. 5 – 6) в ситуации «перелёта с нижней ветки на верхнюю».

    • Реплики Второй Синички сыграйте во второй (т. 3 – 4) и в первой (т. 7 – 8) в ситуации «перелёта с верхней ветки на нижнюю».

    • Реплику Кота сыграйте по выписанному в тетради тексту.

4. Исполните интонационный этюд совместно с учителем:

  • Реплики синичек – ученик

– Реплику Кота – учитель.

Поменяйтесь ролями.

Интонационный этюд № 18 «Весёлый танец»

В примере № 18 несколько раз повторяется ритмическая «фигура притопа» (т. 2, 3, 6, 7), которая является ключевой интонацией мелодии. В партии сопровождения выписана «фигура шага». На основе ключевых фигур создадим интонационный этюд «Весёлый танец».

Пример №19 Ой, лопнул обруч

Сюжет: Танец Обезьянки, Львёночка и Бегемота.

Герои: Обезьянка, Львёночек, Бегемот.

Исполнители: ученик, учитель.

Вопросы и задания:

  1. Разделите мелодию на реплики по 2 такта и распределите их между участниками ролевой игры: Обезьянкой и Львёночком.

  2. Запишите реплику Бегемота в басовом ключе (малая октава), используя приём развёртывания(разверните половинные длительности в четвертные).

  3. Выберите динамику для изображения «шагов» Бегемота: pили f.

  4. Стрелочками соедините каждый «шаг» с образом героя:

(целые ноты) (четвертные ноты) (восьмые ноты)

Обезьянка Львёночек Бегемот

Порядок игровых действий:

  1. Сыграйте пьесу на фортепиано.

  2. Разучите реплики Обезьянки и Львёночка: распределите их между двумя руками.

- танцевальные «шаги» Обезьянки (т. 1 – 2, т. 5 – 6) исполните правой рукой строго по тексту;

- реплику Львёночка (т. 3 – 4, т. 7 – 8) – сыграйте левой рукой четвертными длительностями (свёртывание). В репризе перенесите реплику в первую октаву и сыграйте левой рукой (регистровка).

  1. Сыграйте «шаги» Бегемота f, marcato.

  2. Сыграйте интонационный этюд «Весёлый танец» в ансамбле вместе с учителем:

  • реплики Обезьянки и Львёночка (верхняя строка нотного текста) – ученик;

  • «шаги» Бегемота (нижняя строка нотного текста) – учитель.

  • В репризе поменяйтесь ролями.

***

В интонационных этюдах учебно-методического пособия ученики познакомились с различными креативными способами работы с музыкальным текстом.

Технология творческой работы (в виде аранжировки) основана на последовательном освоении учеником в классе фортепиано 14-ти приёмов преобразования текста. В интонационных этюдах были представлены некоторые из них. Дублировка, регистровка, свёртывание, развёртывание, изменение темпа, динамики и артикуляции являются одними из простых и доступных начинающему музыканту способов.

Разучивание простых мелодий в форме интонационного этюда позволяет учащимся исполнять музыкальный текст в вариантно-преобразованном виде, что способствует эффективности обучения, а кроме того нацеливает юного музыканта на свободное творческое музицирование.

Памятка для учителя

Термины14

Исполнитель – автор вторичного текста, посредник между композитором и слушателем, который воспроизводит музыку с помощью исполнительских средств. Основные среди них – темп, динамика, артикуляция.

Композитор – автор музыкального сочинения.

Виды музыкального текста

Авторский (первоначальный) текст – сочинённый и записанный автором музыкального произведения.

Исполнительский (вторичный) текст – созданный исполнителем на основе авторского произведения в результате анализа его смысловых структур.

Исполнительский сценарий – это вторичный текст, созданный исполнителем на основе трактовки авторского содержания в результате семантического анализа его смысловых структур.

Аранжировка – преобразование текста исполнителем, в результате которого происходит трансформация жанра и его первоначального авторского содержания.

Интерпретация – это толкование музыкального произведения исполнителем. Целью интерпретации является раскрытия замысла произведения.

Интонационный этюд – это результат преобразования первоначального текста на основе смысловой расшифровки ключевых интонаций произведения с последующим его исполнением.

Интонационная лексика – устойчивые обороты с закреплёнными смысловыми значениями.

Термины музыкальной поэтики

Поэтика – смысловая организация художественного текста. К категориям поэтики относятся: герой, персонаж, сюжет, образ.

Герой – смысловая структура музыкального текста, обеспечивающая узнаваемость образа как символа внемузыкального происхождения (заимствованной из литературного, театрального, живописного произведения).

Сюжет – развёртывание событий в процессе действия и взаимоотношения героев.

Реплика – смысловая структура диалога, граница высказывания героя или персонажа.

Диалог – смысловая конструкция музыкального текста, обеспечивающая присутствие образов героев (персонажей), находящихся в ситуации речевого сообщения или сюжетного действия.

Термины практической семантики

Семантика – изучение смысловых структур музыкального текста.

Семантическая фигура – интонационный оборот с закреплённым значением, узнаваемый в разных текстах в связи с конкретными образными представлениями. Например: «фигура притопа», ритм «шага», ритм «бега», фигура «прыжка», и т. д.

Ключевая интонация – главная, наиболее часто встречающаяся фигура с закреплённым значением, которая выполняет основную смысловую нагрузку в тексте.

Музыкальные термины

Динамические оттенки:

f – форте – громко;

mf – меццофорте – не очень громко;

sf – сфортцандо – внезапное усиление (отдельного звука или аккорда);

p – пиано – тихо;

mp – меццопиано – не очень тихо;

crescendo – крещендо – постепенно усиливая звучание;

diminuendo – диминуендо – постепенно ослабляя звучание.

Знаки артикуляции:

legato- легато – связно;

marcato – маркато – подчёркивая;

staccato – стаккато – отрывисто.

Темпы:

Adagio – адажио – медленно;

Vivo – виво – живо, оживлённо;

Allegro – аллегро – скоро.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая дипломная работа выполнена в рамках проекта «Креативное обучение в ДМШ». Она демонстрирует возможность применения инновационных технологий в работе с начинающими музыкантами.

В процессе музыкального обучения важно научить юных исполнителей не только правильно прочитывать нотный текст, понимать его грамматическую и синтаксическую составляющую, но главным образом воспринимать содержательную сторону музыки. В разработках Лаборатории музыкальной семантики в игровой и доступной форме ученикам предлагается осмыслить содержание музыкальных фрагментов, а кроме того проявить творческие качества в процессе создания исполнительского текста.

В работе акцентирован метод вариантного исполнения музыкального текста (в форме интонационного этюда). На основе первичного текста с помощью грамотной расшифровки смысловых структур можно создать немало вторичных исполнительских текстов. Благодаря этому методу преподаватель может ставить перед учеником разные задачи: художественные (создать сюжет, придумать название), исполнительские (интонирование на интонационно-образной основе), творческие (преобразование музыкального текста).

Методология, созданная Лабораторией музыкальной семантики, отвечая всем современным требованиям образовательной системы, успешно применяется многими преподавателями. Привлекает в ней доступность, универсальность технологии, возможность развитие креативных качеств ребёнка, неудивительно, что ученики воспринимают разработки с большим воодушевлением, в этом сказывается реакция учеников на игровую деятельность.

Список рекомендуемой литературы

  1. Байкиева Р. Герой как категория поэтики и его признаки в музыкальном тексте пьес детского фортепианного репертуара . Музыка прошлого и современность: сб. статей / отв. ред.-сост. Л. Шаймухаметова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2011. – 5 – 13 с.

  2. Баймухаметова А. Мои первые транскрипции: методическая разработка для младших классов ДМШ / Сост. А. Р. Баймухаметова, А. А. Насырова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. З. Исмагилова, 2011. – Вып. 1. – 11 с.

  3. Баязитова Д. Семантические фигуры пластической этимологии в тексте пьес детского фортепианного репертуара: очерк / Д.Баязитова. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. – 44 с.

  4. Грошева С. Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ / С.Грошева. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2005. – 67 с.

  5. Кириченко П. Интонационные этюды в классе общего фортепиано: методическая разработка / П.Кириченко. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. – 23с.

  6. Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио (в 4-х выпусках); отв. ред.-соств. Л.Шаймухаметова / УГАИ. – Уфа: РИЦ УГАИ. Вып. 1. Тухватуллина Н. Интонационные этюды и ролевые игры: методическая разработка / Н.Тухватуллина. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 1998. – 16 с.; Вып. 2. Кильдиярова, А. Стихи на уроках сольфеджио: методическая разработка / А.Кильдиярова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 1998. – 16 с.; Вып. 3. Шаймухаметова, Л. Веселая ритмика: методическая разработка / Л.Шаймухаметова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2004. – 17 с.; Вып. 4. Шаймухаметова, Л. Диалоги в устной музыкальной речи: методическая разработка / Л.Шаймухаметова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2004. – 16 с.

  7. Креативное обучение в Детской музыкальной школе: Научно-методический вестник Лаборатории музыкальной семантики // Приложение к российскому специализированному журналу «Проблемы музыкальной науки» / Автор и руководитель проекта Л.Шаймухаметова. – Уфа, 2008. – №1-2. Креативное обучение в Детской музыкальной школе: Уфа, 2009. – №3-6. Креативное обучение в Детской музыкальной школе Уфа, 2010. – №7-10. Креативное обучение в Детской музыкальной школе: Уфа, 2011. – №11.

  8. Репина Н. Идёт репетиция старинного оркестра. Интонационные этюды и ролевые игры в классе фортепиано / Н. Репина / под ред. Л.Шаймухаметовой. – Уфа, 1998. – 25 с.

  9. Тихонова О. Рабочая тетрадь для младших классов ДМШ / О. Н. Тихонова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. З. Исмагилова, 2011. – Вып. 1. – 13 с.

  10. Фёдорова Л. Весёлое сольфеджио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ / Л. Федорова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ. – РИЦ УГАИ, 2005. – 67 с.

  11. Шаймухаметова Л. Если хочешь стать волшебником / Л. Шаймухаметова, Н.Тухватуллина. – Уфа: УГАИ, 1998. – 16 с.

  12. Шаймухаметова Л.Семантический анализ музыкальной темы – М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. – 266 с.

  13. Шаймухаметова Л. Учимся по «Букварю». Методические рекомендации к учебному пособию «Музыкальный букварь в играх, картинках, загадках» (с поурочной разработкой) для начальных классов ДМШ / Л.Шаймухаметова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2005. – 64 с.

  14. Шаймухаметова Л.Диалоги-этюды в работе исполнителя с музыкальным текстом: на примере фортепианных произведений западно-европейских композиторов ХУ11-ХУ111в. – Уфа: Лаболатория музыкальной семантики УГИИ, 2003 . – 25с.

  15. Шаймухаметова Л., Кириченко П. Интонационные этюды в классе фортепиано: Ролевые игры и задания по композиции (на материале клавирной музыки западноевропейских композиторов ХVII-ХVIII вв. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002 . – 127с.

  16. Шаймухаметова Л., Исламгулова Р. Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках . – Уфа: РИЦ УГИИ, 2000 . – 160 с.

  17. Шаймухаметова Л., Исламгулова Р. Звук и темп, или кто как двигается: Художественные задачи, игры, импровизации в занятиях музыкальным творчеством . – Уфа: Издательство БГПИ, 1998 . – 12 с.

  18. Шаймухаметова Л., Исламгулова Р. Звук, ритм и фантазия: Музыкальные длительности и размеры . – Уфа: Изд/ БГПИ, 1998 . – 24 с.

  19. Шаймухаметова Л., Исламгулова Р. Лесная школа профессора Жирафа. – Уфа, 1998 . – 15 с.

  20. Шаймухаметова, Л., Исламгулова, Р. Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках: учебное пособие / Л.Шаймухаметова. Р.Исламгулова. – Уфа, 2000. – 160 с.

  21. Шаймухаметова Л. Звуковые краски музыки: Игры, загадки, веселые импровизации на уроках творчества профессора Жирафа / Л. Шаймухаметова, Р.Исламгулова; Уфимский государственный институт искусств // 19 с.

  22. Шаймухаметова Л, Исмагилова Р. Весёлые интервалы: учебные тетради для ДМШ в 6 выпусках – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2003.

Библиографический список

  1. Алексеева И. Мелодия и орнамент: история о чудесных превращениях мелодии в стране старинных танцев и музыкальных инструментов / И.Алексеева. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2004 – 19 с.

  2. Алексеева И. Интонационная лексика заподноеропейского барокко (на примере бассо-остинатных жанров): очерк / И.Алексеева. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2002. – 28 с.

  3. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства – М., 1998.

  4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой // Музыкальная жизнь. – 1985. – №17.

  5. Асфандиярова А. О некоторых способах воплощения образов пасторали в финалах фортепианных сонат Гайдна // Музыкальный текст и исплнитель/ отв. ред.-сост. Шаймухаметова Л.Н. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2004. – 132с.

  6. Байкиева Р.Герой как категория музыкальной поэтики и его признаки в музыкальном тексте пьес детского фортепианного репертуара// Музыка прошлого и современность. Отв.ред.-сост.. Шаймухаметова Л.Н. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантикит УГАИ, 2010. – С. 5 – 13.

  7. Байкиева Р. Смысловые структуры музыкального текста в пьесах детского фортепианного репертуара // Проблема музыкальной науки. – 2008. – №1(2). – С. 203 – 209.

  8. Баязитова Д. О семантической связи заголовка и смысловых структур музыкального текста (на примерах пьес детского фортепианного репертуара) // Проблема музыкальной науки. – 2008. - №1(2). – С. 210 – 213.

  9. Баязитова Д. Семантические фигуры пластической этимологии в тексте пьес детского фортепианного репертуара: Очерк. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. – 44с., нот.

  10. Баязитова Д. О категориях музыкального содержания (научный и педагогический аспекты) / Д.Баязитова // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материала III Всероссийской научно-практической конференции 26-29 апреля 2004г. / Отв. Ред.- составитель Л.Шаймухаметова. – Уфа: ГИЦ УГАИ. – С. 551-557.

  11. Баязитова Д.И. Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара: автореферат диссертации/ Д.И. Баязитова. – Магнитогорск, 2008. – 22 с.

  12. Болдырева А. Мои первые транскрипции: Дипломная работа/ А.В.Болдырева: Министерство культуры РФ ФГОУ ВПО «Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова» Лаборатория музыкальной семантики; Л.Н.Шаймухаметова. – Уфа, 2010 – 66 с.: ноты.

  13. Горборукова К. Интонационные этюды в классе фортепиано (на репертуаре ДМШ) : Дипломная работа / К. А. Горборукова ; Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова". Лаборатория музыкальной семантики; И. В. Алексеева .— Уфа, 2010 .— 64 с. : ноты.

  14. Данилова Я. Интонационные этюды в классе фортепиано (на материале клавирных сочинений Моцарта) // Музыка прошлого и современность. Отв.ред.-сост. Шаймухаметова Л.Н. – Лаборатория музыкальной семантики. – Уфа. – 2010. – С. 56 – 64.

  15. Казанцева Л. Заголовок как словесный атрибут музыкального текста / Л.П.Казанцева // Наука и художественное образование. Материалы Всероссийской научно-практичкской конференции, посвященной 25-летию Красноярской государственной академии музыки и театра 14-16 декабря 2003. – Красноярск, 2004. – С. 49 – 57.

  16. Кириченко Н. Интонационные этюды в классе общего фортепиано: Метод. разработка / Н.Кириченко. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. –23 с.

  17. Кузнецова Н. Семантика музыкального диалога в пьесах «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал/ Главный редактор Л.Н.Шаймухаметова. – 2007. – С. 249 – 257.

  18. Кудряшов, А. Семантика в музыке и типология музыкальных знаков / А.Кудряшов // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы I Российской научно – практической конференции 4-5 декабря 2000г. / Отв. ред. – составитель В.Холопова; МГК им. П.И. Чайковского; РИЦ УГИИ. – Москва – Уфа, 2002. – С. 31-40.

  19. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. – М.: Музыка,1988.

  20. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка. 1991. – С. 87.

  1. Мингажев А. Занимательная инструментовка в фортепианном классе. Вертикальные и горизонтальные диалоги в пьесах Бетховена: методическая разработка для младших классов ДМШ / А. Мингажев. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. З. Исмагилова, 2011. – Вып. 3. – С. 12

  1. Мячина Э. Сюжеты музицирования в практике работы над пьесами детского фортепианного репертуара : Дипломная работа / Э. Б. Мячина; Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова. Лаборатория музыкальной семантики; И. В. Алексеева .— Уфа, 2010 .— 48 с. : ноты.

  2. Садеева Э. Нетрадиционные формы ансамблевого музицирования в классе фортепиано: Дипломная работа/ Э.М.Садеева: Министерство культуры РФ, ФГОУ ВПО " Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова". Лаборатория музыкальной семантики; Е.Ю.Корниенко. — Уфа, 2010 . – 48 с.: ноты.

  3. Смирнова Н. Нотный текст как исполнительская партитура// Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал/ Главный редактор Л.Н.Шаймухаметова. – 2007. – С. 89 – 99.

  4. Старчеус М. Слух музыканта – М.: Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского. – М., 2003. – С. 640.

  5. Тараева, Г. Содержание музыки и музыкальная семантика в историко-культурной динамике / Г.Тараева // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 26-29 апреля 2004г. / Отв. Ред.- составитель Л.Шаймухаметова. – Уфа: ГИЦ УГАИ. – С. 26-49.

  6. Фейнберг, С. Пианизм как искусство. – М.: Классика XXI, 2001. 304с.

  7. Царёва Е. Играем вместе с учителем: Учебное пособие для начинающих пианистов: дипломная работа/ Е.Ю.Царёва. – Уфа: УГАИ, 2008. – 68 с.

  8. Шаймухаметова, Л. Семантика музыкального диалога в клавирных произведениях западноевропейских композиторов XVII-XVIII веков. // Семантика старинного уртекста. сб. ст. / отв. Ред. – сост. Л.Шаймухаметова– Уфа, 2002. С. 16-36.

  9. Шаймухаметова, Л. Смысловые структуры музыкального текста как проблема практической семантики // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы I Российской научно – практической конференции 4-5 декабря 2000г. / Отв. ред.- составитель В.Холопова / Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского. – Москва – Уфа: РИЦ УГИИ. 2002. – С. 84-101.

  10. Шаймухаметова, Л. Об авторской программе Основы музыкального интонирования (для фортепианных отделений вузов) // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы III всероссийской научно-практической конференции 26-29 апреля 2004г. / Отв. ред.- составитель Л.Шаймухаметова. – Уфа: ГИЦ УГАИ. – С. 557-574.

  11. Шаймухаметова, Л. Основы музыкального интонирования. Программа для фортепианных отделений консерваторий / Л. Шаймухаметова. – Уфа: РИЦ УГАИ, 1998. – С. 72.

  12. Шаймухаметова Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы : Исследование / Гос. ин-т искусствознания .— М., 1999 .— 318 с. : нот. — Библиогр.: с. 181-201. — Нотные примеры: с.202-317.

  13. Шаймухаметова Л. Семантический анализ в работе музыканта исполнителя / Л.Шаймухаметова // Музыкальный текст и исполнитель / отв. ред. – сост. Л.Шаймухаметова; УГАИ: Лаборатория музыкальной семантики. – Уфа:, 2004. – С. 3-16.

  14. Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики) // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал/ Главный редактор Л.Н.Шаймухаметова. – 2007. – С. 31 – 43.

  15. Шаймухаметова, Л. Смысловые структуры музыкального текста как проблема практической семантики // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы I Российской научно – практической конференции 4-5 декабря 2000г. / Отв. ред.- составитель В.Холопова / Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского. – Москва – Уфа: РИЦ УГИИ. 2002. – С. 84-101.

  16. Шаймухаметова Л., Кириченко, П. «Театральный диалог в классической музыкальной теме / Л.Шаймухаметова, П.Кириченко // Музыкальный текст и исполнитель / отв. ред. – сост. Л.Шаймухаметова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2004. – С. 17-38.

  17. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ / Г.Шатковский. – М., 1989.

Нотография

  1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для I – II классов детских музыкальных школ. М.: Музыка, 1996. – 80 с.

  2. Фортепианая игра: 1-2 классы ДМШ/ ред. Николаева. – М.: Музыка, 1991. – 188с.

  3. Хрестоматия для фортепиано. Составитель А. Бакулов и др. / Педагогический репертуар ДМШ. М.: 1990

1 См.памятку для учителя стр. 44

2 Там же. С. 44

3 Там же. С. 44

4 Там же. С. 44

5 В разработках научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики в настоящее время представлены 14 приёмов преобразования текста. Помимо перечисленных, методология предполагает использование других, например: «увеличение», «уменьшение», «arscombinatoria», «зеркало», «орнамент», «инверсия» («Креативное обучение в ДМШ» Научно-методический Вестник Лаборатории музыкальной семантики. Автор и руководитель проекта Л. Н. Шаймухаметова). – Вып. 3 – 9.

6 Такой способ работы с музыкальным текстом называется маркировка.

7 Детская считалка.

8 Автор загадки И. Д. Агеева

9 Прибаутка

10 Автор загадки И. Д. Агеева

11 Автор загадки И. Д. Агеева

12 Автор стихотворения Е. Королёва

13 Английская песенка.

14 Научно-Методический Вестник Лаборатории Музыкальной Семантики № 2009/4 (6)

58

Просмотров работы: 2086