Как отмечено многими специалистами, профессиональное становление специалиста, профессиональная готовность личности имеет базисные компоненты, такие как: личностные качества, коммуникативные способности и умения и профессиональная компетентность. На наш взгляд, к базисным компонентам необходимо добавить профессиональную зрелость, которая базируется на профориентационной работе старшеклассников и абитуриентов.
Единого международного набора требований к обучению и аттестации социальных работников не существует. Каждая страна определяет свой набор требований подготовки специалистов по социальной работе. Мировой опыт показывает, что во всех развитых странах существует строгий отбор контингента на профессию социального работника согласно личностным качествам и уровню образования.
К сожалению, в Российской Федерации до сих пор в социальной сфере не всегда работают специально обученные, имеющие соответствующееобразование люди. На то есть много причин: от низкой заработной платы до непрестижности профессии. Надо признать, до недавнего времени в России совсем не было профессионалов социальной работы, практически у нас нигде этому не учили. Работники социальной сферы получали мизерную зарплату.
В последнее время в России повышается интерес к профессии социального работника. В учебных заведениях открываются отделения по специальности «Социальная работа». На государственном уровне декларируется необходимость квалифицированной социальной защиты населения, что требует высокообразованных специалистов в данной сфере.
В этой связи нас заинтересовал вопрос степени готовности студентов посвятить себя социальной защите населения после окончания вуза, также – их взгляды на будущую профессию.
Для этой цели среди студентов первого и четвертого курсов было проведено анкетирование, в ходе которого проанализирована степень готовности студентов после получения диплома работать по специальности и при этом результативно решать проблемы различных категорий граждан при помощи эффективного взаимодействия социальных служб с учреждениями различного направления.
Цель анкетирования состояла в выявлении количества опрошенных студентов, планирующих работать после окончания ВУЗа по специальности «Социальная работа», готовых внести новые технологические приёмы и инновационные решения в развитие системы социальной защиты населения.
Задачи анкетирования:
Выявить среди студентов специальности «Социальная работа» потенциальных специалистов, планирующих удовлетворять социальные потребности различных слоёв населения.
Помочь студентам самоопределяться с выбором профессии.
Методы исследования – анкетирование. Выборку составили 25 респондентов – студенты первого и четвертого курсов факультета экономики и управления Ульяновского государственного педагогического университета, специальности «Социальная работа». Анкета состояла из 10 вопросов открытого типа.
В ходе анкетирования нами были получены следующие результаты.
На вопрос: «Как Вы относитесь к категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, и готовы ли вы им помочь?» 100% опрошенных дали положительный ответ.
Но при ответе на второй вопрос: «Планируете ли вы после окончания ВУЗа работать по специальности?» – были даны менее оптимистичные ответы:
только 50% опрошенных планируют работать по специальности;
12% – не определились с выбором профессии;
8% – не планируют работать (планируют удачно выйти замуж, получить наследство и т.д.);
30% – планируют работать в коммерческой сфере.
Таким образом, только половина студентов, поступившись в вуз по специальности «Социальная работа» имеют уже осознанное представление о будущей профессии и готовы, независимо от престижа профессии и размера заработной платы, работать по специальности.
В результате обработки информации по итогам анкетирования вызвали интерес ответы на вопрос: «Готовы ли вы внести в сферу социальной защиты населения новые предложения?». Несмотря на то, что практически 50 % студентов неосознанно поступили в вуз и не представляли себе сути социальной работы, в ходе обучения в вузе, получив профессиональные знания, умения и навыки, 15% опрошенных готовы внести принципиально новые предложения и идеи в развитие системы социальной защиты нашей страны. 75% респондентов считают, что у них достаточно знаний и опыта соответствующего уровня для внесения в социальную сферу практических рекомендаций, методик, программ. Здесь необходимо сделать оговорку. Все эти инновационные предложения в развитие системы социальной защиты населения студенты готовы внести при условии достойной заработной платы и повышения статуса социального работника до уровня сотрудника социальной службы развитых зарубежных стран.
Таким образом, по результатам анкетирования выяснилось, что только половина студентов имели профессиональную зрелость, т.е. прошли ступень профориентационной предвузовской работы и сознательно выбрали будущую профессию социального работника. В ходе учебного процесса в вузе все обучающиеся студенты готовы определиться с выбором профессии в сторону специалиста по социальной работе, если в России повысится статус социального работника.
На основании данного анкетирования можно сделать вывод, что ситуация на рынке труда с получением высококвалифицированных специалистов в социальной сфере требует немедленного решения на государственном уровне. Это необходимо прежде всего для квалифицированной социальной защиты всех слоёв населения, что предполагается по Конституции РФ.