СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время детская инвалидность рассматривается как медицинская проблема, связанная со стойким расстройством функций организма, обусловленная внешними и внутренними факторами, которые могут привести в итоге к социальнойдезадаптации. Сложность феномена инвалидности обусловили неоднозначность в его оценке в научной литературе и созданию медицинской, социальной, правовой, биопсихосоциальной и социокультурной моделей инвалидности. Пересмотр понятия «инвалидность» предполагает необходимость соотносить различные концепции инвалидности на основе взаимодополняемости, для того чтобы в последующем осмыслить феномен инвалидности в новом свете.

Из всех проблем, препятствующих полноценному включению инвалидов в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем.

Социокультурная адаптация - сложный и многогранный феномен, характеризующийся постоянными трансформациями. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка. В результате успешной социокультурной адаптации инвалид приспосабливает свои установки, поведение и притязания к реалиям той социальной среды, в которую он адаптируется. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети с ограниченными возможностями направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.

Эффективная адаптация детей-инвалидов в современное социокультурное пространство зависит от приоритетности мер государственной социальной политики в отношении детей-инвалидов и находится в прямой зависимости от социально-экономического развития страны. Важным результатом в работе по адаптации детей-инвалидов является активизация социокультурной деятельности по повышению интереса к культуре, искусству и внедрению новых форм развития и демонстрации достижений и талантов людей с инвалидностью.Одним из основополагающих направлений результативной адаптации детей-инвалидов является применение современных социокультурных технологий, направленных на свободное время и досуг. Разработка и реализация эффективных механизмов организации свободного времени и досуга способствуют эффективной адаптации детей-инвалидов.

Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться как можно полнее влиться в социальную жизнь. Работа в этом направлении осуществляется в рамках психологоориентированных моделей социальной работы и помощи. При этом милосердие понимается как первая ступенька гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества. Активная позиция в деле адаптации в обществе необходима, так как доказано, что возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации

на проведение реабилитационных мероприятий. Это ярко свидетельствует о том, что установки общества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта соцзащиты, как не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью».Большая часть инвалидов хочет и, главное, может приносить пользу обществу. У людей с ограниченными возможностями существует нереализованная потребность в социокультурной адаптации. Именно поэтому, в осуществлении данной потребности велико значение культурно-досуговых учреждений, осуществляющих социальные и социокультурные функции.

Вовлекая инвалидов в профессиональную, общественную и иную деятельность различными средствами – культурно-просветительскими, научно-исследовательскими, информационно-досуговыми и иными – с целью адаптации инвалида в среде и активных взаимоотношений с ней, данные учреждения включаются в социокультурную адаптацию. Социокультурная адаптация процесс приспособления индивида к окружению и целенаправленного приспособления индивидом элементов этого окружения к удовлетворению собственных потребностей и запросов. Он осуществляется с помощью знаний и навыков, полученных в ходе социализации (инкультурации) в процессах социального взаимодействия и коммуникации.

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом. Поэтому перед учреждениями культуры и досуга стоят следующие задачи в социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями:

- помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные природные потребности возраста (потребность в

самообразовании и самовоспитании, потребность в общении со сверстниками и взрослыми);

- помощь в развитии волевых качеств ребёнка-инвалида (чувство взаимной ответственности, отзывчивости, уважения друг другу), способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон и искоренении не желательных;

- помощь в формировании позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о себе и окружающем мире [7].

Реализация основных видов и форм вхождения индивида в общество осуществляется в рамках пяти концентров адаптации (первый – социокультурное взаимодействие внутри родительской семьи; второй – с ближайшим окружением семьи; третий – в рамках дошкольного образовательного учреждения, во дворе дома; четвертый – в стенах среднего общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях культуры, спорта; пятый – в постшкольный период). Наличие концентров социокультурной адаптации индивида в общество определяет линейно-концентрический характер данного процесса [7].

Успешность адаптационных практик напрямую связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социокультурной политики. Благодаря функционированию институтов семьи и образования возможно достижение индивидом адаптационного стандарта, уровень которого можно определить по разработанной критериальной системе готовности индивида к адаптации и его социальной интегрированности.

Сущность социокультурной адаптации лиц с ограниченными возможностями связана, прежде всего, с их «включением» в общество, в обычные межличностные отношения, вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех видах и формах социокультурной жизни.

Социальное отношение к проблемам лиц с отклонениями в развитии

традиционно детерминировано признанием ненормативности их социокультурного развития и осуществлением процессов стигматизации и сегрегации.

Институт социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья существовал с момента появления человеческого общества, но на первоначальных этапах его развития деятельность данного института носила стихийный, неформализованный характер. Процесс институциализации системы социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья осуществлялся поэтапно. Первый этап: изменение отношения от безразличия и дискриминации к толерантности и социальному призрению лиц с отклонениями в развитии; второй этап – от социального призрения к осознанию возможности социокультурной адаптации и адаптации лиц с отклонениями в развитии через образование; третий этап – от социокультурной адаптации через образование, дифференциации и сегрегации к социокультурной адаптации лиц с отклонениями в развитии; от равных прав к равным возможностям [4].

Социокультурная адаптация относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики. Высокая гуманитарная направленность, социальная духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве детей-инвалидов, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Развитие традиционных и нетрадиционных инструментов милосердия, социальной поддержки и благотворительности всегда имели место в социокультурной сфере в России. Для более глубокого понимания и осмысления сути и содержания этого вида социально-культурной практики необходимо ознакомиться с его ключевыми понятиями.

Основным объектом социокультурной адаптации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети с ограниченными возможностями. Значительную часть этих детей объединяет принятая по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик [8].

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества. Таким образом, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями – это система и процесс восстановления способностей человека к самостоятельной деятельности во всех сферах общественной жизни, в частности, в социокультурной [6].

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни детей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции,

который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, ─ такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих детей с ограниченными возможностями.

На многочисленные социально ослабленные и социально не защищенные категории населения, включая в первую очередь детей-инвалидов, распространяется и их социально-культурная поддержка.

Это исключительно важная сфера повседневной практической деятельности государственных и негосударственных (общественных, коммерческих, частных) организаций. В данном случае речь идет о практическом решении на уровне каждого социума множества проблем, связанных с отчуждением этой части населения от культурных, духовных благ, созданием полноценной среды для их творческого самоутверждения и саморазвития.

Когда говорят о социально ослабленных или незащищенных слоях населения, имеются в виду не только ограничения, по разным причинам, трудоспособности этих людей, но и ограничения или отклонения от норм их доступа к духовным благам, их социально-культурного функционирования, постоянная или временная утрата ими возможности или способностей к активному участию в многообразных видах социально-культурной деятельности. Следовательно, в основе социокультурной деятельности общества должна постоянно находиться забота о поддержке этой внушительной массы детей, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений и отклонений.

В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий.

Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого ребенка резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве [5].

В отличие от процесса первоначального формирования социокультурных умений и навыков у детей с ограниченными возможностями, который называют абилитацией, социально-культурная адаптация означает восстановление, возмещение утраченных ими способностей и возможностей самоутверждения и самореализации в различных видах досуга и творчества.

Таким образом, объектом социокультурной адаптации являются социально незащищенные группы людей, в данном случае объектом выступают дети с ограниченными возможностями; целью социокультурной адаптации является социальная интеграция детей с ограниченными возможностями в общество; процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты; основой социокультурной деятельности является постоянная поддержка детей с ограниченными возможностями, помощь в преодолении, компенсации существующих ограничений, мобилизации собственных резервов.

К условиям обеспечения достойного качества жизни инвалидов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина в медицинской и социальной помощи, трудоустройстве, получении образования, общения, передвижения, доступа к объектам инфраструктуры и др.

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья – болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь процессов соматического (отношение к своей телесности, к своему здоровью), личностного (отношения к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам), и социального (общение, отношение к ситуациям и социальным институтам, деятельность) функционирования.

Для более глубокого изучения проблем дадим сравнительный анализ определений «социальная адаптация» и «социокультурная адаптация».

Социальная адаптация - процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды (например, к жилищным условиям вследствие болезни или инвалидности, организации, в которую он приходит), сложившихся в ней форм социального взаимодействия (к примеру, стиля руководства, круга общения) и характерных для нее форм деятельности (способов выполнения профессиональных обязанностей) [1].

Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения (т.е. изменения тех норм и ценностей, а также форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять), и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Показателями успешной социальной адаптации являются: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворенность ею.

Социокультурная адаптация - процесс приспособления индивида к окружению и целенаправленного приспособления индивидом элементов этого окружения к удовлетворению собственных потребностей и запросов; осуществляется с помощью знаний и навыков, полученных в ходе социализации (инкультурации) в процессах социального взаимодействия и

коммуникации. В свою очередь инкультурация представляет собой процесс освоения индивидом социально значимых культурных знаний и навыков, приобретение культурной компетентности [9].

Таким образом, социокультурная адаптация рассматривает более узкий контекст приспособления индивида. В данном случае механизмом социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями является полноценная включенность инвалида в обычную социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия и коммуникации.

Социокультурная адаптация предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития.

Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Однако социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Именно поэтому, социокультурная адаптация имеет свои отличительные особенности и проблемы [2].

Так, одной из проблем социокультурной адаптации являются символические барьеры, выстраиваемые обществом, которые сломать гораздо сложнее, чем физические препятствия. Поэтому на сегодняшний день важным является привлечение внимание к жизненной активности самих инвалидов, формировании в обществе новой концепции независимой жизни людей с ограниченными возможностями.

Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности в России свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости для людей с ограниченными возможностями. Участие в Паралимпийской спартакиаде, фестивале видеофильмов или литературном конкурсе для многих инвалидов становится отправной точкой к активному образу жизни.

Однако перед социальными структурами стоит задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Здесь необходимо повышать культуру по отношению к инвалидам не только общества в целом, но и самих инвалидов и их семей.

Система социокультурной адаптации должна способствовать формированию активной жизненной позиции у семей с ограниченными возможностями в целом.

Необходимо дальнейшее совершенствование не только формы их проведения и расширение категорий участников, но и переход от разовых акций к межотраслевой региональной концепции социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями. Ее разработка будет содействовать внедрению новых социально-культурных программ, развитию преемственности и повышению качества проведения социокультурных мероприятий.

К сожалению, до настоящего времени нет единого подхода к проблемам социокультурной адаптации инвалидов. В этой связи важным является четкое межведомственное взаимодействие органов государственной власти и организаций различных форм собственности в реализации социокультурных мероприятий.

Так, например, в Российской Федерации распространено сотрудничество органов социальной защиты и библиотек. Социокультурная деятельность библиотек в работе с инвалидами осуществляется в настоящее время как в форме специализированного, так и интегрированного библиотечного обслуживания [6].

В стране функционирует Российская государственная библиотека для слепых, которая является научно-методическим центром, сеть из 72 специализированных библиотек в субъектах РФ. В их фондах собраны 1,6 млн. книг с рельефноточечным шрифтом, 3,4 млн. «говорящих» книг и 1,2 млн. плоскопечатных. Библиотеками пользуются 135 тыс. инвалидов по зрению.

Кроме того, существуют Центральная научная библиотека Всероссийского общества глухих и сеть специализированных клубных библиотек, находящихся в ведении общества.

Производство «говорящих» книг осуществляется в России уже на протяжении половины столетия. Многие региональные библиотеки для слепых ведут самостоятельную запись книг по вопросам инвалидов по зрению.

Однако далеко не все инвалиды в России могут пользоваться специализированным библиотечным обслуживанием, это доступно лишь жителям крупных городов. Для соблюдения прав инвалидов, имеющих различные ограничения жизнедеятельности, проживающих внаселенных пунктов без библиотек, предусмотрена доставка литературы по почте, однако в реальной жизни воспользоваться этим не так легко.

Основные проблемы в развитии библиотечного дела в интересах социокультурной адаптации инвалидов в России – это недостаточное финансирование библиотек, неприспособленность библиотечных зданий для работы в них людей с физическими ограничениями, недостаточное количество книг специальных форматов и технических средств для инвалидов,

профессиональная и психологическая неподготовленность библиотекарей к

работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.

Межведомственное взаимодействие также предполагает включение в процесс социокультурной адаптации музеев. Несмотря на отсутствие правовых актов, в музеях проводятся мероприятия в интересах социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями. Основные формы работы музеев с инвалидами состоят в бесплатном обслуживании, проведении тематических мероприятий с участием инвалидов, шефстве над детскими учреждениями [6].

Что касается Ульяновской области, то управление социальной защиты населения сотрудничает со многими учреждениями искусства и культуры для реализации мероприятий направленных на социокультурную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями в общество. Сотрудничество осуществляется путем организации и проведения совместных мероприятий, посвященных социально значимым событиям.

Что касается музейного пространства, то в большинстве своем музеи в нашей стране остаются малодоступными для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности. Представляется необходимым принятие специальных нормативных актов, определяющих стандарты музейной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями.

Для решения проблем социокультурной адаптации необходимо расширение функций учреждений искусства и культуры, посредством введения нормативно-правовых документов, регламентирующих совместную деятельность с учреждениями социальной защиты.

Таким образом, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями должна рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое инвалиду в индивидуальной программе реабилитации для

восстановления или компенсация нарушенных или утраченных функций. С

другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых мероприятиях наряду со всеми членами

общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению инвалидов, что носит для инвалидов общий реабилитационный характер.

Сохранение и развитие национальных культурных традиций, народных промыслов необходимо осуществлять с учетом особых потребностей детей с ограниченными возможностями.

Проблемы социокультурной адаптации необходимо решать как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Использованная литература:

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб.пособие для вузов / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.;

2. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов/ И.Ю. Ветрова. – М.: Дело, 2000. – 256 с.;

3. Ильичев, Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями /Д.Ильичев //Социальная работа. - 2003. - № 2.- С. 46;

4. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Дело, 1995. – 293 с.;

5. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. – М.: Академия, 2005. – 304 с.;

6. Незамаева, М.А. Потенциал региональных культурно-досуговых учреждений в адаптации детей-инвалидов / М.А Незамаева // Успехи современного естествознания. – 2007. - №5. – С. 15-23;

7. Смирнова, Е.Р.Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты / Е.Р. Смирнова. – Саратов, 1996. – 134 с.;

8. Шпак, Л.Л. / Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: дис. …д-ра социол. наук. 02.03.92 / Шпак Лидия Леонидовна. - Кемерово, 1992 . - 398 с.

Просмотров работы: 17307