Впервые понятие насилия было определенно древнегреческим философом Анаксимандром, как вторжение одной вещи в область другой вещи, серия актов несправедливости, совершаемых вещами в отношении друг друга и неизбежности «возмездия» за эту несправедливость.
Социально-политический подход представлен в XIX веке К.Марксом и Ф.Энгельсом в книге «Капитал» [3], где они рассматривают понятие насилия, как «применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов (социальных групп) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий».
Моральный подход был применен в конце XIX в. Львом Толстым, который источником понимания насилия как феномена считал понятие «борьбы» [1]. В начале XX в. термин «насилие» рассматривается, как олицетворение зла, греха, попирающего права человека. «Насилием является, прежде всего, нарушение следующих моральных заповедей: не убей, не причини какого-либо телесного вреда или материального ущерба, не посягай на чьи-либо права, интересы и свободу» [5].
Филологический подход находим в словарях русского языка. Например, С. И. Ожегов, дает такое определение «насилия»: 1. Применение физической силы к кому-нибудь. Акт насилия. Следы насилия на теле. 2. Принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности. Насилие над личностью. 3. Притеснение, беззаконие (книжн.), произвол» [4].
Психологический подход представлен Д. И. Елисеевой, она определяет: «насилие – это явление комплексное, реальное или выраженное в форме угрозы, преднамеренное применение физической силы или власти против личности, социальной группы или общества, причиняющее или с достаточно большой вероятностью приводящее к боли, увечью, смерти, психологической травме, нарушению развития или депривации» [2].
Современному социальному работнику необходимо учитывать всю гамму подходов, попытаться осмыслить понятие «насилие» всесторонне. Таким образом, насилие можно характеризовать, как:
Комплексное явление.
Применение силы, как психологической, так и физической.
Нарушение моральных заповедей (олицетворение зла).
Форма принуждения (может быть, как реальной, так и выраженой в угрозах).
Акт несправедливости.
Вторжение одной вещи в область другой вещи.
Борьба.
Обобщив сказанное, можно определить, что насилие – это акт «возмездия» за несправедливость, совершенное личностью, группой лиц (классом) или государством в различной форме: принуждения, притеснения, беззакония, с целью приобретения или сохранения тех или иных прав и привилегий.
Насилие можно классифицировать по следующим критериям:
Субъектно-объектные отношения:
Государство, как субъект. В качестве примера можно привести то, что в решающие моменты классовой борьбы буржуазное государство, не колеблясь, прибегает к насилию, обнажая эксплуататорскую сущность антагонистической системы отношений. Как объект, государство может быть подвергнуто насилию со стороны народа (например, революция 1917 года).
Социальная группа (класс). Примером может служить класс, как субъект, который широко применяет и применял насилие и в межгосударственных отношениях, развязывая войны, направленные на ограбление народов, стремясь удержать своё господство над порабощёнными нациями. Как объект, группа (класс) может быть подвергнута насилию со стороны государства, например дискриминация.
Личность, причинение боли другой личности (классу), как моральной, так и физической.
По форме:
Физическое – непосредственное воздействие на организм человека: нанесение побоев, телесных повреждений, истязание, нанесение вред здоровью.
Психологическое – воздействии на психику человека, путем запугивания, угроз, чтобы сломить сопротивляемость, к отстаиванию своих прав и интересов.
Политическое господство – осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.
Список используемой литературы:
Денисов, В. В. Социология насилия. Книга / В. В. Денисов. – М.: 2009. – С. 195.
Елисеева, Д. И. Жестокое обращение с женщинами как проблема современного общества / Д. И. Елисеев. – М.: Свобода, 2009. – С. 88–93.
Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Наука, 1968. – С. 768.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М., 1984. – С. 968.
Тевлюкова, О. Ю. Насилие как феномен социальной организации: опыт теоретико-методологического анализа: дис. … канд. социол. наук: 22.00.01: защищена 22.02.05: утв. 16.08.05 – Новосибирск, 2005. – С. 175.