ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной России одной из важных, требующих решения проблем, является проблема занятости граждан с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

Среди множества определений занятости инвалидов хотелось бы выделить точку зрения В.Н. Ярской, рассматривающей занятость инвалидов как и новый социальный институт, и новую социальную стратегию в реализации социальной политики, в конечном итоге – новую идеологию спасения, выживания, социальной реабилитации индивида и смягчения социальной напряженности [6]. На основании этого определения можно говорить о занятости как о системе отношений по поводу включения инвалидов в сферу занятости.

Рассматривая вопросы трудоустройства людей с ограниченными возможностями, считаем, что проблема занятости инвалидов имеет двойственный характер: во первых, со стороны – государства и предприятий, а во вторых – со стороны самих инвалидов.

Инвалиды испытывают ряд трудностей при трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели отказываются принимать их на работу в связи с лишними затратами, психологическими особенностями инвалидов, необходимостью лечения, отсутствием возможности привлечения их к сверхурочным работам. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность, и вхождение в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, ощущали себя наравне со здоровыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства.

Государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. Однако в нашем законодательстве запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав.

Например, на государственном уровне мало обращается внимания на:

1. невозможность большинства инвалидов передвигаться в общественном транспорте, въезжать в жилые и учебные строения и выезжать из них по причине того, что они являются инвалидами-колясочниками;

2. отсутствие специальных программ обучения инвалидов;

3. необорудование учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании».

В связи с этим можно сделать вывод, что граждане с ограниченными возможностями здоровья не могут обучаться и работать на равных со здоровыми гражданами.

К недостаткам современного законодательства можно отнести и то, что государственные социальные выплаты поставлены в зависимость от такого критерия инвалидности как группы ограничения способности к трудовой деятельности. Этим шагом государство отняло право распоряжаться своим трудом у большинства инвалидов, так как первая группа стала, по сути, означать понятие "нетрудоспособен".

Вместе с тем, люди с инвалидностью практически лишились стимула к труду. Разница в размере выплат между разными группами получилась весьма значительной (почти 1000 рублей) и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочитают различными способами добиваться первой группы и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства, как на открытом рынке труда, так и через госструктуры.

Государственные гарантии трудовой занятости инвалидов должны, разумеется, предусматривать комплекс мер, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одной из наиболее эффективных мер является квотирование рабочих мест. В реалии получается следующее.

Федеральным Законом от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утверждены положения, которые полностью исключают весь малый бизнес из-под действия норм квотирования рабочих мест для инвалидов. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, субъектами малого предпринимательства считаются организации, численность сотрудников в которых не превышает 35 человек, а квотирование рабочих мест устанавливается в организациях, численность работников которой превышает 100 человек.

Кроме того, в нашей стране отсутствует применяемый в других странах законодательный механизм, согласно которому те предприятия, которые не заполняют всю квоту рабочих мест для инвалидов, вынуждены платить дополнительные налоги и сборы, которые в свою очередь, распределяются государством для создания и улучшения уже созданных рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях государственного сектора.

Установление специальных антидискриминационных законодательных актов, в том числе препятствующих ущемлению прав и созданию неравных условий по сравнению с другими гражданами при трудоустройстве, будет благоприятно воздействовать на дальнейшую работу людей с инвалидностью. Также необходимо, чтобы Правительство развивало новые государственные программы по решению проблем именно трудоустройства инвалидов с обязательным привлечением к их реализации и разработке общественных организаций инвалидов.

Говоря об ухудшающих положение инвалидов тенденциях, нельзя не упомянуть о поправках, внесённых в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с этими поправками для признания инвалида безработным и постановки на учёт в службе занятости необходимо представить индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Между тем, сейчас такие программы есть не более чем у половины инвалидов, так как инвалиды по каким-то причинам не знают своих прав, предусмотренных Российским законодательством. Те граждане, которые не имеют ИПР, фактически оказываются ограниченными в возможностях трудоустройства.

Трудоустройство инвалидов также затруднено по причине количественного превышения числа инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, над подходящими для них вакансиями. При обращении инвалидов по вопросам регистрации в целях поиска подходящей работы, в ИПР указывается узкий перечень профессий (например, вахтер, контролер, лифтер). В массовом количестве обычно такие специалисты не требуются, и в этом случае инвалид продолжает быть незанятым.

Имеются случаи, когда инвалиды не знакомы с рекомендациями по труду и от предлагаемых вариантов трудоустройства, указанных в ИПР, отказываются, ссылаясь на то, что совсем не могут трудиться.

В связи с тем, что узкий перечень профессий, указанных в ИПР, не позволяет трудоустроить часть инвалидов, они имеют низкую мотивацию к труду и после окончания периода безработицы вновь обращаются для регистрации в качестве безработного.

Увеличение числа трудоспособных граждан позволит решить не только проблемы этой социальной группы, но и проблемы социально-экономической политики государства в целом.

Проблемы трудоустройства инвалидов необходимо решать как можно быстрее, так как им не прожить на свою пенсию. Поэтому нужно решить проблему конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. К тому же демографическая обстановка в России такова, что в ближайшие годы общество столкнется с острым дефицитом рабочих рук.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) //Гарант. – 2008. – 17 ноября.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25 ноября 2009 года) //Гарант. – 2009. – 17 ноября.

3. Федеральный Закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. №1032-1 (с изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г.) //Гарант. – 2012. – 17 ноября.

4. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 24 июля 2009 года) //Гарант. – 2009. – 17 ноября.

5. Бриллиантова Н.А. Трудовое право: учебное пособие /Смирнова О.В., Снигирёвой И.О. – М.: Проспект, 2011, - С. 624.

6. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. /Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: Питер, 2004, – С. 120.

Просмотров работы: 13509