Без учета семейного фактора нельзя решать социальные вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения и устранением таких негативных явлений, как рост преступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма. Исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье [1, с.104].
В конце 90-х гг. ХХ в. – начале XXI в. быстрыми темпами стали появляться такие формы семьи, которые не совсем типичны для многих стран и народов, в том числе и для России. Речь идёт о неполных семьях. Интересен факт рассмотрения самого понятия «неполная семья».
Существуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только один родитель (мать или отец). Дементьева И.Ф. утверждает, что для ребенка абсолютно безразлично, кто и сколько человек его воспитывает. Викторов О.Н. считает, что факт воспитания ребенка в семье одним родителем является плохим примером, как для окружающих людей, так и для самого воспитуемого. Николаева Я.Г. доказывает, что неполная семья имеет даже определенные преимущества пред полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи.
Нельзя сказать, что любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью [2, с. 99 - 102].
Таким образом, в определение понятия «неполная семья» ложится количественная характеристика, которая заключается в следующем: неполными считаются семьи, в которых одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность [3, с. 87]. Например, известный советский педагог А.С. Макаренко понимал под неполной семьёй семью, которая не имеет отца или матери.
За рубежом термин «неполная семья» практически не используют, заменяя его выражением «материнская семья», подчеркивая ее особенность, но вместе с тем социальное и психологическое равноправие [4, с. 19]. Социальная политика большинства европейских стран предусматривает оказание одиноким родителям значительной помощи со стороны государства; такие шаги со стороны государства показывают правовое, социально-психологическое, материальное вспоможение неполным семьям, решая их определенные проблемы (опыт США, Франции, Швеции и других стран).
В настоящее время в Ульяновской области проживает порядка 54 тысяч неполных семей, это почти 26 % от общего числа количества семей с несовершеннолетними детьми. В связи с этим, в Ульяновской области создана сеть учреждений социальной помощи семье и детям, включающая в себя: три центра социального обслуживания населения, один центр социально-психологической помощи семей и детям, восемь социально-реабилитационных центров с приютами, два социально-реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем регионе активно внедряется программно-целевой подход к вопросам оказания социальной помощи семье и детям. В учреждениях социальной помощи семье и детям реализуется более 30 программ и проектов, разработано более 10 авторских методик.
В целом учреждения социальной защиты населения Ульяновской области имеют широкую и многоплановую деятельность по поддержке семьи. Прежде всего, это оказание помощи одинокому родителю и его ребёнку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг.
Зарубежный и российский опыт работы с семьями, где один родитель воспитывает детей, показывает, что в понятие «неполная семья» необходимо вкладывать не только количественную, но и качественную характеристику. В основе индикативных показателей качественной стороны неполных семей ложится комплекс проблемных вопросов материального, жилищного, психологического, социального и др. аспектов. Кратко рассмотрим эти аспекты.
Материальная проблема неполных семей сегодня является одной из актуальных. Задача местных социальных служб – определение действительной потребности каждой конкретной неполной семьи в финансовой поддержке. По итогам мониторинга социально-экономического положения семей Ульяновской области ежемесячный среднедушевой денежный доход одного члена неполной семьи не достигает 50 % установленной величины прожиточного минимума, т.е. находятся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, структура денежных доходов неполных семей распределяется следующим образом: 58,5 % доходов тратится на приобретение продуктов питания; 26,1 % – на лечение и поддержание здоровья, 10, 7 % - на приобретение одежды, обуви; 4, 7 % – на отдых и развлечения [5, с. 6, 10].
Важной поддержкой одиноким родителям является содействие в поиске работы. Эту помощь социальные службы оказывают путем взаимодействия с территориальными службами занятости и самостоятельно – выясняя каким предприятиям требуются работники той профессии, которую имеют одинокие мать или отец, помогая в случае необходимости в обучении или переобучении. Одним из важнейших направлений помощи может быть обеспечение работой в режиме неполной занятости.
Многие одинокие родители не имеют нормальных жилищных условий. Малообеспеченные слои населения не имеют невозможности приобретать или самостоятельно строить жилье. По данным социологического опроса, 20 % неполных семей живут в общежитии или снимают жилье. И даже при условии повышения доходов неполная семья не в состоянии улучшить свои жилищные условия. Банки, выдающие различного рода кредиты и ссуды для приобретения жилья, неполным семьям практически их не выделяют [6, с. 12].
Следующая проблема неполной семьи заключается в здоровье детей. Доказано, что дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей, подвержены острым и хроническим заболеваниям. Неблагополучные показатели здоровья детей связаны с низкой медицинской активностью матери (отца).
Конечно, не все неполные семьи можно отнести к категории материально нуждающихся. Среди них есть и материально благополучные, но в таких семьях, где мать (отец) практически все время отдает работе, будут возникать другие проблемы, в частности проблема безнадзорности ребенка. Исследование И.Е. Калабихиной [7, с. 121] свидетельствует о том, что несовершеннолетние правонарушители и преступники чаще всего воспитывались в неполных семьях.
Типичными проблемами одинокого родителя являются бытовые трудности и недостаток времени на ведение домашнего хозяйства. Преодоление этих трудностей мешают как материальная необеспеченность неполных семей, так и неналаженная и дорогостоящая работа системы служб бытового обслуживания [8, с. 99].
Одинокие родители сталкиваются и с юридическими проблемами: установление отцовства, невыплата пособий на ребенка или пенсии по утрате кормильца, оформление наследства, прописка или выписка после развода, смена фамилии ребенка и другие вопросы, с которыми мать (отец) не всегда знают к кому обратиться в связи с материальными, временными, бытовыми и другими затратами.
Характерны для неполной семьи и личностные проблемы: адаптация к новому образу жизни после развода, психологические проблемы вдов (вдовцов),. предвзятое и недоброжелательное отношение окружающих к одиноким матерям, имеющим внебрачного ребенка Важными факторами, облегчающими восстановление семьи после стресса, считаются открытость семейного общения, эмоциональная поддержка друг друга, общение с людьми, пережившими те же проблемы.
Все вышеперечисленные проблемы в комплексе часто вызывают у одиноких родителей состояние стресса, который может оказать негативное влияние на здоровье матери (отца) и ребенка, на выполнение воспитательных и других функций, а также на построение определенной модели семьи. Имея комплексную и своевременную поддержку социального работника, психолога, педагога, объективно или субъективно созданная неполная семья сможет войти (или заново адаптироваться) в социальное общество с минимальными стрессами.
Подводя итог, можно сказать, что более полное определение понятия «неполная семья» включает в себя количественные и качественные показатели, которые нельзя рассматривать отдельно без взаимодействия и взаимовлияния друг на друга. Таким образом, неполная семья – это социальный объект института семьи, состоящий из одного родителя с одним или нескольким детьми и имеющий комплекс проблем, которые необходимо решать адресно, конкретно, индивидуально и своевременно с целью социализации семьи в современных условиях.
Список литературы:
1. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. - М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Викторов О.Н., Николаева Я.Г. Неполная семья и воспитание. - М., 2002.
3. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. – М.: Педагогика, 2009. – 159 с.
4. Козлов А.А. Социальная работа с неполной семьей за рубежом: состояние, тенденции, перспективы / А.А. Козлов // Российский журнал социальной работы. – 2010. - № 2. – С. 18-34.
5. Семья в Ульяновской области: статистический сборник / Под ред. О.И. Ковалёва. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2012. – 25 с.
6. Кислякова Е.Н. Социальная работа с неполной семьей / Е.Н. Кислякова // Социальная работа. – 2011. - № 4. – С. 9-13.
7. Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии. – М.: ТЕИС, 2010. – 264 с.
8. Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи: анализ, моделирование, управление. – М.: Мысль, 2008. – 244 с.