НАСИЛИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАСИЛИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Насилие над детьми в России сегодня – распространенное социальное явление, требующее незамедлительного устранения; насилию в различных его формах подвергается ежегодно до 2 млн. детей и подростков.

Насилие над детьми приводит к глубоким личностным и социальным нарушениям; у истоков детских наркомании и алкоголизма, асоциальных поступков, преступлений стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком.

Аналитические данные по фактам домашнего насилия в России появляются эпизодически в рамках исследовательских программ, в системе же государственной статистики, статистике МВД не существует специальных индикаторов, которые указывали бы на совершение правонарушений именно внутри семьи. В настоящее время эти факты попадают в обычную уголовную статистику. В процессе формирования находятся и устойчивые группы, которые конструируют проблематику семейного насилия в общественном дискурсе.

Тем не менее, определенное представление о масштабе проблемы можно получить на основе специальных исследований этой проблемы в России, происходит и заметный рост общественного интереса к проблеме домашнего насилия.

Семья как социальное явление всегда интересовала и интересует человека. Это один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. В то же время она выступает малой социальной группой, в которой протекают основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Семья - это социальная группа, которую человек легче всего идентифицирует с собой, своими интересами, своим существованием.

Будучи фундаментальной социальной общностью, семья выполняет важнейшие социальные функции, занимает особое место в жизни человека и общества. Являясь неотъемлемым компонентом его социальной структуры, семья на протяжении всей истории человечества играла важнейшую роль

Семья попадает в поле зрения социальных служб тогда, когда поведение членов семьи, их ценностные идеалы противоречат идеалам общества, в частности, когда в семье существует проблема насилия.

Институты оказания социальной помощи семье по предупреждению насилия одних ее членов над другими только складываются в контексте социального исторического опыта.

Они немногочисленны, их усилия разрозненны, они не обладают всем необходимым для профилактической работы комплексом средств социальной защиты, сказывается отсутствие развитой правовой основы их деятельности [1,c.45]. Однако постепенно формируются принципы помощи неблагополучным семьям.

Применительно к семьям различных категорий клиентов используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, то есть направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности), и профилактические, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов [2, c.88].

В этой деятельности необходима более эффективная реализация принципов, частично практикуемых на местах. Среди них П.Д. Павленок указывает следующие:

1) адресность профилактической и другой работы: необходимость работы именно с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т. д.;

2) повышение эффективности использования выделяемых средств (здесь критерием может служить, например, уменьшение лиц с девиантным поведением, оздоровление обстановки в семье, в коллективе, на улице);

3) наступательный, опережающий характер работы: не лечить «социальные болезни», а предотвращать их, в том числе благодаря реализации соответствующей социальной политики государства, предусматривающей (и Международным законодательством, в частности) гарантии людям таких прав, как право на жилище (нередко люди остаются без квартиры при ее обмене, приватизации или даже лишаются жизни и т. д.), образование, воспитание, реальный механизм реализации этих гарантий, предусматривающий ответственность за нарушение законодательных норм самим государством, его исполнительными органами, школой, медицинскими и другими учреждениями;

4) усиление контроля над детьми, подростками, не посещающими школу, недопущение незаконного исключения детей из образовательных учреждений;

5) дополнительную оплату труда специалистов, работающих с лицами и группами девиантного поведения (ее надо рассматривать как «вредное» производство с точки зрения воздействия девиантности на социально-психологическое самочувствие таких специалистов);

6) развитие социального творчества как альтернативы антиобщественным проявлениям;

7) организацию в целом здорового досуга населения, особенно детей и молодежи, в том числе по месту жительства [3,c.72].

Следует отметить, что проблема насилия в семье является сравнительно новой социальной проблемой, признанной таковой в западном сообществе только в последние три-четыре десятилетия ХХ века.

Термин «насилие», согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, может быть истолкован как: «1) принуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы; 2) принудительное воздействие на кого-либо; 3) притеснение, беззаконие». Формы контроля над насилием в обществе можно подразделить на первичные, к которым относятся социальные и культурные нормы, обычаи, и вторичные, которые реализуются, с помощью социальных институтов и организаций (органов внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, местных властей и т. д.). Последние должны обеспечивать защиту, наказание и осуществление ресоциализации [4].

В настоящее время в международном профессиональном сообществе социальных работников чаще всего используются две классификации видов насилия, в соответствии с которыми разрабатываются и внедряются специализированные исследовательские и коррекционные программы.

Первая типология основывается на характере насильственных действий и включает в себя такие виды насилия, как физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое.

Очевидно, что в большинстве случаев насилие носит интегративный характер, в частности любой вид насилия всегда своей составной частью имеет психологическое (эмоциональное) насилие.

По мнению В.А. Ситарова, вторая классификация фокусируется на характеристиках объекта насилия. К таким характеристикам могут относиться возраст (например, насилие над детьми и престарелыми), пол (насилие над женщинами), состояние здоровья (насилие над инвалидами или недееспособными), родственные отношения (семейное насилие, инцест), этническая принадлежность, социальный статус, профессия и др. Иногда систематизируют типовые обстоятельства совершения насилия иных действий (например, изнасилование во время свидания) [5,c.94].

Под семейным насилием понимаются агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых объекту насилия могут причинены вред, травма, унижения или иногда смерть.

Факты свидетельствуют о том, что проявления насилия не зависят от социального положения, уровня жизни семьи или уровня образования родителей.

Самыми уязвимыми жертвами семейного (домашнего) насилия являются дети, поскольку они в силу своих физических, возрастных, психических особенностей не могут оказывать сопротивление, не знают, как себя защитить в конфликтной ситуации, куда обратиться за помощью. Существование данной проблемы в обществе уже давно признается в развитых странах.

Многие исследователи понятие насилия ограничивают применением грубой физической силы, другая часть авторов предпочитает более широкое значение слова, охватывающее весь круг форм плохого обращения с родственниками или людьми, живущими под одной крышей. Третья часть присоединяется к промежуточному определению, принятому Национальной ассоциацией социальных работников: «Термин «домашнее насилие» означает эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или несознательно в отношении членов семьи или других домочадцев».

При всем разнообразии определений и при всей их неполноте в них проявляются общие моменты:

1. Насилие всегда есть применение силы, угроз, поскольку носит проявленный в поведении, открытый характер.

2. Насилие имеет определенную цель, поскольку действие и поступки, как правило, имеют необходимым атрибутом наличие целеполагания в насилии.

3. Насилие – принуждение кого-либо к чему-либо, воздействие некого субъекта на объект.

4. Насилие может иметь две формы – физическую и моральную.

5. Добавим, что целью насилия всегда является лишение партнера по конфликту каких-либо прав, возможностей, ресурсов, привилегий.

6. Форма проявления данного конфликта всегда унижает человеческое достоинство жертвы насилия.

Сегодня общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем неблагополучных детей, постигая необходимость их ресоциализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом. На данный момент ощущается недостаток в исследовании феномена насилия и жестокости в повседневной семейной жизни и его влияния на неблагополучие детей в России.

Казалось бы, наиболее безопасное для детей место – это собственный дом и семья. Однако по данным российской статистики, от двух до двух с половиной тысяч детей ежегодно погибают от домашнего насилия, около 2 миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, 25 тыс. из них находятся в розыске, около 2000 ежегодно сводят счеты с жизнью, более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30-40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье.

По данным Минздравсоцразвития России количество несовершеннолетних, подвергшихся преступным посягательствам и обратившихся в центры социальной помощи семье и детям, увеличилось с 2005 в 1,2 раза; число обращений несовершеннолетних в центры экстренной психологической помощи по телефону увеличилось в 2,7 раза.

По данным МВД России более чем у 74 тысяч детей родители лишены родительских прав (с 1995 года это число увеличилось в 2,3 раза). Более 126 тысяч несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств (в 2000 году – 104 тысячи детей).

По исследованиям центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят, в основном, дети 6-7 лет; 60-70 % таких детей постоянно избиваются своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца). Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 до 50% погибших детей убиты родителями или лицами, их заменяющими.

Семейное насилие в различных формах приобретает значительные масштабы и требует глубокого изучения и осмысления.

По инициативе женских общественных организаций в печати появились первые публикации, посвященные семейному насилию. Именно благодаря женскому движению в России, так же как и в других странах, создаются первые социальные службы по профилактике, предотвращению и борьбе с проявлениями и социальными последствиями семейного насилия: телефоны доверия, кризисные центры, убежища и приюты для пострадавших от домашнего насилия.

Основными мотивами насилия над детьми со стороны родителей и других ее членов являются: бессознательная потребность перенести унижение на другого, которому подвергались когда-то сами; потребность выхода подавленных чувств; потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования; перенос собственного детского опыта, обусловленный потребностью идеализировать свое детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских воспитательных методов к собственному ребенку; реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Впервые А.Бандура заметил, что ребенок, который является очевидцем жестокого отношения в семье, повзрослев, переносит такое жестокое обращение на собственную семью: супруга (супругу), детей, отца, мать. «Каждое поколение обучается насилию, если он вырастает в семье, где это насилие существует» [7,c.127]. Корни жестокого обращения могут быть заложены в ребенке в период социализации и напрямую зависят от характера отношений в семье. Кроме того, склонность к насилию могут спровоцировать СМИ (телевидение, интернет, журналы, книги и т.д.), что тождественно по эффективности живому примеру в семье или другом месте.

Встречаются в научной литературе и типологии насилия по критерию дифференциации его жертв. Н.В.Тарабрина считает, что наиболее часто жертвами насилия как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

  • дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, враждебно воспринимающие мир и готовые быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых;

  • дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

  • уличные дети;

  • дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеют сказать «нет», с нечеткими внутренними границами личности, делающими их неспособными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

  • дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, психопатии, последствия поражения головного мозга и т.д.);

  • младенцы и маленькие дети в силу своей беспомощности;

  • недоношенные или с малым весом при рождении дети, которые более раздражительны и доставляют больше проблем родителям.

Депрессия родителей, как и низкая самооценка, могут способствовать жестокому обращению с детьми, выступая как фактор риска насилия и результат перенесенного ранее насилия. Е.Н.Волкова выделяет ряд факторов риска насилия по отношению к ребенку:

Во-первых и прежде всего – это факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом:

  • семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерными признаками является систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т.д.;

  • многодетные семьи, в которых родители оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь. В данном случае многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни обоих родителей, в частности матери;

  • неполные и конфликтные семьи, характеризующиеся тяжелой, напряженной обстановкой в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака и др.;

  • семьи с усыновленными детьми, где уже есть свои дети, определяются тем, что существует множество мотивов для установления попечительства, например получение материальных дотаций.

Во-вторых, это факторы риска, связанные со здоровьем родителей:

  • алкоголизм одного или обоих родителей;

  • умственная отсталость родителей;

  • душевные заболевания (шизофрения, депрессивные заболевания и др.).

В-третьих, выделяются факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, также родительскими установками:

  • агрессивность;

  • сниженный уровень самоконтроля;

  • стремление к доминированию;

  • повышенный уровень раздражительности;

  • неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;

  • нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку;

  • неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка, обусловленные его физическими и интеллектуальными возможностями, способностями и т.д.;

  • искаженное восприятие ребенка, страх того, что ребенок «испортится»;

  • преувеличение ценности физических наказаний;

  • собственный детский опыт, связанный с насилием.

В-четвертых, это факторы риска, связанные с особенностями ребенка:

  • гиперкинетический синдром, чрезмерная подвижность, сниженная способность к концентрации внимания ребенка;

  • нелюбимый или «нежеланный» ребенок;

  • физические и психические отклонения ребенка [8,c.175].

Из огромного количества детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают 10%, у остальных развиваются физические и психические отклонения.

Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение потребностями ребенка, эмоциональное насилие.

Первая из этих категорий – физическое насилие – представляет собой преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которое можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм: внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.), повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев. Данный вид насилия больше характерен для семей с низким уровнем образовательного и материального уровня.

Вторая категория – сексуальное насилие (или растление, развращение) – характеризуется вовлечением ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального или психологического удовлетворения или выгоды. По всей видимости, изнасилование взаимосвязано с ассоциацией насильником себя с «мачо», доказательством своей мужественности, силы, превосходства, твердости и решительности. По мнению Э.Гидденса, только определенная часть людей, совершивших сексуальные злоупотребления по отношению к детям, психически больны, поэтому объяснить данный вид преступления с точки зрения умственного расстройства насильника невозможно.

Третья категория – пренебрежение нуждами ребенка – проявляется при отсутствии элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, поскольку может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.

В процессе социализационного воздействия ребенку необходимо усвоить те нормы и моральные практики, которые сложились в социуме. В этом случае он имеет шанс интегрироваться в социальное пространство и занять определенную социально одобряемую позицию, дающую ему возможность действовать легально. Иначе ему предстоит пройти путь формирования девиантной или преступной карьеры, которая, вырастая из неблагоприятных условий в семье, может развиваться по трем схемам:

1) «неудачи в школе – знакомство с преступной субкультурой – правонарушения – тюрьма/колония – углубленная профессионализация в преступном мире»;

2) «неудачи в школе – знакомство с делинквентной субкультурой – девиантное поведение (злоупотребление алкоголем, наркотиками, проституция и т.д.) – смерть или самоубийство»;

3) наложение друг на друга первого и второго направлений [9].

И, наконец, четвертая категория жестокого обращения с детьми – психологическое (эмоциональное) насилие – определяется как периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. Это насилие чаще имеет латентный характер, поскольку сами жертвы не осознают, что подвергаются негативному психологическому воздействию со стороны других лиц.

Все формы жестокого обращения над ребенком сопряжены с повышенным риском возникновения разнообразных поведенческих проблем интернализации и экстернализации у детей и подростков. Физическое насилие, противоправные сексуальные действия и невыполнение родительских обязанностей могут явиться следствием разнообразных поведенческих и эмоциональных проблем, а именно повышенного риска агрессии и депрессии у детей. Интенсивность агрессивности у ребенка напрямую может зависеть от содержания социализации воспитания. Отклоняющееся поведение подрастающего поколения детерминировано неудавшейся социализацией, хотя некоторые формы девиаций могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и случайное явление, например, болезнь, опьянение индивида, а также длительные и стойкие девиационные состояния организма, как физические дефекты, неврозы, психозы и т.д. [10].

Существуют разнообразные причины, приводящие к неблагоприятной социализации ребенка в семье и в обществе. К примеру, эта обстановка может проявиться в молодых семьях, в которых характерно незнание родителями структуры и содержания гармоничного процесса воспитания детей. Другой причиной неудавшейся социализации может стать нежелание познать мотивы родительского поведения во взаимоотношениях с собственным ребенком, что проявляется в любой семье. Кроме того, одной из основных причин является отсутствие времени на воспитание ребенка вследствие добывания средств к существованию, чем на сегодняшний день заняты многие российские семьи. Все названные факторы могут привести современную ячейку общества к деградации, к социально-психологической изоляции ребенка от собственных родителей.

Список литературы

1.Ильяшенко А.Н. Борьба с насильственной преступностью в семье. М., 2009.

2.Демушкина О.П. Социальная работа. Рн / Д, 2009.

3.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности // Под редакцией П. Д. Павленка. – М.: Дашков, 2004.

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2008.

5.Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия / В.А. Ситаров, В.Г.Маралов, -М . : Клуб «Реалисты», 1997.

6.Дмитриев, А.В. Насилие: социо-политический анализ / А.В. Дмитириев, И.Ю. Залысин. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2008.

7.Дмитриев, А.В. Насилие: социо-политический анализ / А.В. Дмитириев, И.Ю. Залысин. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2008.

8.Волкова, Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2008.

9.Шипунова, Т.В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований / Т.В. Шипунова (http://www.narcom.ru/publ/info/324).

10.Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования. – 2008. - №9.

Просмотров работы: 3400