В развитых странах разработка проблем социальной реабилитации и интеграции инвалидов, взаимодействия их со здоровой частью населения относится к числу приоритетных направлений научного исследования. В нашей же стране эта проблематика только начинает разрабатываться.
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.п.), но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим – не жить, а именно выживать.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно – иждивенческих жизненных ориентаций.
Статистические данные свидетельствуют о том, что среди инвалидов особенно много лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП). За последние годы эта патология вышла на одно из первых мест по частоте встречаемости среди поражений нервной системы вдетскомвозрасте во всех странах мира и является одним из инвалидизирующих заболеваний детского возраста.
С 2006 года Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации впервые отметило тенденцию к росту числа больных ДЦП, распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс. детей (т.е. 1,94 на 1000), что составляет 54 тыс. детей-инвалидов с ДЦП. в 90-х годах 46,3% от всей другой патологии. В целом же заболеваемость церебральным параличом возросла на 0,17 на 1000 человек и составляет 1,88 на 1000 детей [1, 2].
Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды вследствие ДЦП, настолько серьёзны, что для многих становятся непреодолимыми на пути их социальной адаптации. Эти лица постепенно теряют надежду устроиться на работу, уходят в себя, чувствуют свою ненужность и требуют повышения группы инвалидности.
Большую опасность в этой ситуации представляет пессимистический взгляд на возможности инвалидов вследствие ДЦП, который прочно укоренился в сознании многих социальных работников. Особенно тяжелой и малоперспективной в отношении восстановления и развития двигательных, психических и речевых функций считают позднюю резидуальную стадию ДЦП.
В последние годы во многих странах, в том числе и в России, предпринимаются попытки использовать в качестве лечебного и реабилитирующего средства иппотерапию (верховую езду).
Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия.
Критерии эффективности иппотерапии как инновационной технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями можно условно подразделить на две группы: медицинские и социальные.
К медицинским критериям относится следующее:
происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных;
происходит укрепление равновесия.
улучшается координация движений и пространственной ориентации.
улучшается психоэмоциональное состояние занимающихся.
К социальным критериям относится:
- адресность, или индивидуальный подход в занятиях;
- регулярность, занятия проводятся еженедельно, в одно и то же время;
- общедоступность, занятия ЛВЕ ограничиваются незначительным списком противопоказаний и доступны для большинства детей.
Для того чтобы иппотерапия действительно была эффективна, необходима комплекстность, т.е включение в процесс как медицинских так и социальных критериев.
В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991 г. в Москве детского экологического центра «Живая нить». На сегодняшний день «Живая Нить» – пионер и лидер в области иппотерапии – имеет самый профессиональный кадровый состав и лучшие в Москве условия для проведения занятий, что обеспечивает не только высокую эффективность, но и безопасность ребенка. Занятия строго индивидуальны, проводятся по программе, составленной специалистами центра для каждого пациента.
В Ульяновской области занятия иппотерапией проводятся в центре «Лучик». Центр имеет семейный характер, в процесс реабилитации включаются родители, разработана специальная программа для отцов, которые очень остро переживают инвалидность своих детей. Так же центр специализируется по различным направлениям это: изучение образа жизни лошадей, уход за ними – анималотерапия, занятия различными видами прикладного искусства, – арт-терапия, психологически профилактическая работа с родителями и детьми.
Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству – качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.
Список использованной литературы:
1. Региональная общественная благотворительная организация инвалидов. Электронный ресурс: http://www.roboi.ru/whatdcp/statics/.
2. Православный портал благотворительности и социальной деятельности. Электронный ресурс: http://www.miloserdie.ru.