НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Агибалов А.В. 1, Володин В.А. 1
1ФГБОУ ВПО ВГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики уделяется большое внимание. Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Финансовая политика призвана решить в конкретных экономических и социально-политических условиях ряд задач, заключающихся в наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов, повышении эффективности их использования для социально-экономического развития общества и изменении экономической структуры общества в рамках действующих финансовых механизмов.

Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовая политика является основным компонентом финансовой системы.

Мировой кризис 2008 года негативно повлиял на экономику Российской Федерации и указал на слабые места финансовой системы страны. Наиболее ощутимыми его последствиями стали высокий уровень безработицы, инфляции, темпы падения экономических показателей. Снизился ВВП, произошло падение курса рубля по отношению к евро и доллару, значительно выросли процентные ставки по кредитам.

К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. На это оказали влияние не только высокие цены на нефть и газ, но и грамотная бюджетная политика, позволившая исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита и начать увеличение объемов пополнения Резервного фонда (рисунок 1), что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.[4]

Рис. 1 Совокупный объем средств Резервного фонда, млрд.руб. [2]

С целью снижения негативных последствий экономического кризиса Правительством Российской Федерации был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода:

  1. Повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;

  2. Оздоровление банковской системы;

  3. Совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

  4. Ликвидация задолженностей государству и снижение риска неплатежей;

  5. Принятие комплекса мер по защите прав инвесторов и предпринимателей;

  6. Создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций.[3]

Рассмотрение направлений финансовой политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе является основополагающим принципом для анализа экономической обстановки в стране и выявления недостатков существующей системы. Правительством РФ подготовлен многовариантный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2013-2015 гг. В таблице 2 приведены основные макроэкономические показатели по одному из пессимистических вариантов развития.

Финансовая политика включает в себя: антимонопольную, бюджетную, ценовую, денежно-кредитную, налоговую, и таможенно-тарифную политики, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Ценовая политика является инструментом воздействия государства, с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий, на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены сглаживать циклические колебания процессов воспроизводства.

В ближайший период государственное регулирование в области цен преследует следующие цели:

  1. Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.

  2. Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.

  3. Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.

Таблица 2 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации [2]

Показатели

2013

2014

2015

Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр

97

101

104

Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м

323

316

330

Цены на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс.куб.м

362

352

366

Темп роста мировой экономики, мир, %

3,4

3,9

4

Темп роста мировой экономики, США, %

1,8

2,8

2,5

Темп роста мировой экономики, еврозона, %

-0,1

1

1,4

Курс евро (среднегодовой), долларов США за евро

1,25

1,25

1,25

Экспорт нефти, млн. тонн

238

240

242

Экспорт природного газа, млрд. куб. м

204,4

206,5

209,1

Экспорт нефтепродуктов, млн. тонн

134,4

130,1

124,5

Добыча нефти, млн. тонн

510

510

510

Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен %

5,5

4,5

4,5

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США

32,4

33

33,7

Индекс реального эффективного обменного курса рубля (дек./дек.), %

100,3

100

99,2

Демографическая ситуация, Численность экономически активного населения, млн. чел.

72,4

72,1

71,7

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, %

105

104

104

Индекс потребительских цен, в среднем за год, %

107,1

105,4

104,9

Валовой внутренний продукт, млрд. руб.

66 515

73 993

82 937

Валовой внутренний продукт, темп роста, %

103,7

104,3

104,5

Валовой внутренний продукт, индекс-дефлятор ВВП, %

104,7

106,7

107,3

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, темп роста, %

106,4

102,4

102,8

Продукция сельского хозяйства во всех категориях, индекс-дефлятор ВВП, %

101,8

105,1

104,5

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. руб.

14 054

16 128

18 527

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, темп роста, %

107,2

107,3

107,9

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, индекс-дефлятор ВВП, %

107,2

107

106,5

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

24 014

26 652

29 515

Оборот розничной торговли, темп роста, %

105,4

105,8

105,8

Оборот розничной торговли, индекс-дефлятор ВВП, %

106,7

104,9

104,6

Объем платных услуг населению, млрд. руб.

6 776

7 730

8 828

Объем платных услуг населению, темп роста, %

104,7

105,6

105,9

Объем платных услуг населению, индекс-дефлятор ВВП, %

108,7

108

107,8

Прибыль по всем видам деятельности, млрд. руб.

12 705

14 115

16 470

Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, млрд. руб.

14 400,00

16 000,00

18 585,00

Амортизация, млрд. руб.

4 039,00

4 637,00

5 323,00

Амортизация для целей налогообложения, млрд. руб.

2 216,00

2 349,00

2 491,00

Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества, млрд. руб.

68 405,00

78 526,00

90 147,00

Фонд заработной платы, всего, млрд. руб.

16 482,00

18 295,00

20 269,00

Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, руб.

29 782,00

33 112,00

36 767,00

Реальная заработная плата (в % к пред. году), %

103,7

105,5

105,9

Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), руб.

10 313,00

11 307,00

12 367,00

Реальные располагаемые доходы населения (в % к пред. году), %

103,7

105,2

105,3

Уровень безработицы к ЭАН, %

5,9

5,9

5,9

Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), в % к пред. году, %

110,9

109,6

109,4

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) с учетом изменений потребительской корзины,

7 501,00

7 906,00

8 293,00

Темп роста мировой экономики, Китай, %

7,9

7,7

7,7

Добыча газа, млрд. куб. м

691

700

706

  1. Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.

  2. Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

Основными задачами бюджетной политики России в среднесрочной перспективе, по нашему мнению, должны стать:

  1. Сокращение нефтегазового дефицита. Бюджетная система Российской Федерации сильно зависит от нефтегазовой отрасли.

  2. Изменение структуры бюджетных расходов, так как в настоящее время она не является оптимальной для стимулирования экономического развития.

  3. Повышение качества финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам.

  4. Повышение эффективности бюджетных расходов. Получаемый социально-экономический эффект должен соответствовать затраченным средствам.

  5. Проведение реформ межбюджетных отношений, которые должны быть направлены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.

  6. Избегание постоянных изменений налогового законодательства. [1]

В связи с задачами бюджетной политики необходимо отметить, что бюджетная политика не может формироваться отдельно от налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики придерживаются прежнего направления – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.[5]

Денежно-кредитная политика призвана регулировать денежное обращение, с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. В среднесрочной перспективе задачами денежно-кредитной политики РФ являются:

  1. Снижение инфляции в 2013 году до 5 – 6%, в 2014 и 2015 годах – до 4 – 5% .

  2. Формирование объемов расходов федерального бюджета исходя из базовой цены на нефть, в следствие высокой зависимости российской экономики от состояния нефтегазовой отрасли, что подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013 – 2015 годах.

  3. Увеличение остатков средств Резервного фонда в 2013 – 2015 годах.[6]

Таможенно-тарифная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики России.

В 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов таможенно-тарифная политика будет осуществляться на условиях членства во Всемирной торговой организации (ВТО) и дальнейшей интеграции на пространстве Евразии.

На 2013 год и плановый период 2014-2015 годов российские тарифные обязательства будут определяться перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к протоколу о присоединении РФ к ВТО от 16 декабря 2011 года. В основном это коснется таких отраслей, как мясомолочное производство, растениеводство, металлургия, машиностроение.

В 2014-2015 годах важнейшим направлением активного позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе станет выполнение обязательств, вытекающих из Договора о свободной торговле СНГ.[2]

Изучение и корректировка направлений финансовой политики, на текущем этапе развития, является одной из наиболее важных задач проводимых в Российской Федерации. Для наиболее точного отражения сложившейся ситуации в стране и поиска выхода из кризисных явлений, необходимо прогнозировать ближайшие события и вырабатывать целевой план, направленный на среднесрочную перспективу. Комплекс этих мер позволит обеспечить условия для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов, создание эффективной системы оперативного управления финансами и рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных потоков товаров и услуг, обеспечивая основной народнохозяйственной пропорции расширенного воспроизводства – между производством, текущим потреблением и накоплением общественного продукта.

Список литературы

  1. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник для ВУЗов. [Под. Общ. Ред. Кушлина В.И.] М: Изд-во РАГС, 2010. — 834 с.

  2. Министерство финансов Российской Федерации. - Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. — [Электронный ресурс] (http://www.minfin.ru/)

  3. Министерство финансов Российской Федерации. - Основные направления таможенно-тарифной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. — [Электронный ресурс] (http://www.minfin.ru/)

  4. Президент России — Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах. — [Электронный ресурс] (http://kremlin.ru/acts/15786)

  5. Центральный банк Российской Федерации. - Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов – [Электронный ресурс] (http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2013(2014-2015).pdf)

 

 

Просмотров работы: 19515