Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.
Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах. Поэтому необходимость особой политики в отношении молодежи определяется самой спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.
Можно выделить следующий ряд проблем молодежной политики:
ограниченность инфраструктуры учреждений органов по делам молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;
недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения молодежной политики;
ограниченный доступ к единому информационному банку данных о действующих сферах молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, технологиях работы с молодежью.
Исходя из этого, для повышения эффективности разработки и реализации молодежной политики необходимо выделить следующий ряд приоритетных направлений:
Создание системы информационного обеспечения молодежи – создание структуры, которая обеспечит оперативную обработку, анализ информации о состоянии молодежной среды, интересах, ценностной ориентации молодежи, а также позволит удовлетворять информационные потребности самой молодежи.
Создание условий для возникновения и функционирования молодежных организаций и объединений – оказание адресной помощи уже созданным и действующим молодежным организациям и объединениям, инициирование и поддержка вновь создаваемых.
Занятость молодежи – создание условий для интеграции молодежи в рынок труда муниципального образования, социальная защита ее в сфере занятости.
Развитие системы социальных служб для молодежи – удовлетворение реальных потребностей молодежи в социальных услугах, содействие ее адаптации к меняющимся условиям жизни, поддержка молодой семьи, оказание социальной помощи особо нуждающимся молодым семьям.
Здоровье молодежи – обеспечение возможности реализовывать право молодежи на заботу о здоровье и его охрану, а также способствовать формированию положительных ориентиров в отношении к своему здоровью.
Совершенствование принципов и подходов к реализации молодежной политики на муниципальном уровне должно руководствоваться следующими аспектами:
1. На организационно-управленческом уровне поставлены задачи налаживания координации в сфере молодежной политики, повышения роли органов по делам молодежи в межотраслевом регулировании, укрепления структур по координации деятельности в сфере молодежной политики при главах администраций, при организационном обеспечении их деятельности органами по делам молодежи.
2. Необходимо продолжить линию на формирование органов по делам молодежи, не совмещающих свои специфические функции с другими функциями государственной деятельности. Целесообразно установление вертикали в управлении муниципальной молодежной политикой на основе координации и совместной работы в осуществлении вопросов, относящихся к совместному ведению. Первостепенной задачей является поддержка усилий местного самоуправления по созданию и стабилизации работы органов по делам молодежи.
3. Необходимо исключение остаточного принципа финансирования молодежной политики; утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере муниципальной молодежной политики. Введение отдельной строки в бюджетах всех уровней на поддержку молодежных и детских общественных объединений.
4. Одним из приоритетов молодежной политики в области занятости остается создание и развитие полноценных информационных и консультационных служб для молодежи, доступных для молодых людей.
5. Необходимо расширить сеть учреждений социального обслуживания молодежи и разработать нормативы их обеспечения. Ведущее значение имеет формирование системы минимальных социальных стандартов обеспечения молодежи в рамках муниципальной молодежной политики и, на основе их, социальных норм и нормативов, в том числе объемных и сетевых (норм и нормативов обеспечения учреждениями и другими институтами), стандартов деятельности и нормативов финансовых затрат.
Следует разработать модель уличной социальной работы в целях профилактики экстремизма, правонарушений в молодежной среде.
6. Для усиления эффективности молодежной политики необходимо мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. Задача заключается в создании условий для развития молодежной инициативы в регионе, стимулировании добровольчества.
Ожидаемые результаты:
снижение вероятности неблагоприятной динамики развития демографической ситуации в районе;
повышение уровня гражданского и патриотического воспитания молодежи;
улучшение физического здоровья молодого поколения;
повышение уровня доходов молодежи и молодых семей;
улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодежи;
снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований рынка трудовых ресурсов;
увеличение числа учреждений по работе с молодежью;
повышение деловой и социальной активности молодежи.
Таким образом, молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.