Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1 миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества.
Большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи. С вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуется в значительно большем объеме, чем прежде.
В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов семей и 38 миллионов детей нуждаются в эффективной реализации государственной семейной политики. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи (всего один трудовой доход), семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее.
У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе. Есть различные проблемы у семьи и их необходимо решать в форме государственной помощи семьям:
- денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием;
- трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы;
- социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг, консультативной помощи.
Используются также и различные методы достижения целей:
1 изменение сложившихся за прошедшие годы стереотипов взаимодействия личности, семьи и государства (к семье возвращается часть функций – это экономическая, общественно-воспитательная, социокультурная и другие);
2 государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы, заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами.
Органы исполнительной власти на местах начали создавать и укреплять территориальную сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров усыновления, опеки и попечительства, центров планирования семьи, социальных приютов и других учреждений.
Совместные усилия федеральных органов власти в сочетании с активной работой на многих территориях местных органов власти – это одно из важных условий создания системы социальной помощи нуждающимся гражданам. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении все своей жизни. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.
Под функциями семьи понимают направление деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь взаимозависимости, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой. Поэтому на сегодняшний день социальная государственная политика имеет своей целью укрепление семьи как социального института. Эта цель является одним из приоритетных направлений и носит фундаментальный, долговременный характер.
В дореволюционной России большинство семей были многодетными: в среднем 8-11 детей на семью, и даже больше. Сейчас многодетных семей у нас в России чуть больше миллиона и то большинство из них – имеющие только трёх детей, остальные семьи либо с 1-2 детьми, либо вообще бездетные.
Многодетные семьи часто расцениваются как «социальные иждивенцы». Но это только взгляд со стороны. А на практике же происходит следующее: многодетные семьи у нас имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий составляют всего 6% от величины прожиточного минимума и поэтому не могут выполнять той роли, для которой предназначены. Жилья многодетным в наше время никто не даёт, льготами особыми многодетные семьи никто не одаривает - тогда почему же «социальные иждивенцы»? Наоборот, если проанализировать ситуацию, сложившуюся в нашей стране сегодня с рождением и смертностью, то можно придти к выводу что сейчас на одного пенсионера приходится 4-6 работающих, к 2030 году соотношение изменится в строну 1 к 2, что приведёт к увеличению налоговой и финансовой нагрузки на трудоспособную часть населения. А кто в 2030 году станет трудоспособным населением? – дети из нынешних многодетных семей, которые и будут кормить не только своих родителей, а ещё и тех, кто сейчас бережёт своё время, душу, деньги, фигуру и, не рожая своих детей, осуждает многодетных.
Для поддержания необходимой численности населения страны потребуется проведение социально ориентированной экономической и активной семейной и демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, привлечение трудовой иммиграции и создание условий для закрепления мигрантов в России.
Необходимо осознание того, что те меры, которые предпринимает государство в отношении улучшения демографической, а, если говорить, серьезнее, то геополитической ситуации, не касаются главного – идеологии деторождения. Необходимо в стране менять отношение к многодетным семьям, к деторождению, к стереотипам сознания наших граждан, когда многодетная семья воспринимается, как ненормальная, социально неадекватная. Поэтому помощь многодетным семьям необходима со стороны государства не разовая, а существенная и постоянная, зафиксированная законодательством.
Если государство будет помогать многодетным, значит, в государстве, действительно, все хорошо, и оно думает о будущем своего народа. Когда люди увидят, как государство помогает большим семьям, в которых родители не являются алкоголиками, то и отношение к рождаемости будет в России меняться. Очень хочется, чтобы сохранился русский этнос, наша русская культура, чтобы Россия сохранилась как Россия, для этого нужно, чтобы наши женщины рожали много детей, а государство помогало многодетным семьям и основательно их поддерживало.
Если государство реально будет помогать многодетным семьям и семьям с детьми вообще, то общество увидит, что дети нужны не только родителям, но и своей стране, Российскому государству.