ЭНЕРГОСЕРВИС В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭНЕРГОСЕРВИС В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Щербинин Г.И., Сапрыкина М.С., Проскуряков А.Е.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В течение последних пятнадцати лет техническое состояние объектов жилищно-коммунальной сферы значительно ухудшилось. По различным оценкам износ основных фондов в целом по отрасли оценивается не ниже 60 %. Для поддержания систем ЖКХ в рабочем состоянии сегодня требуется все больше средств. Инвестиции частного капитала в эту сферу – базис для успешного реформирования ЖКХ, а внедрение энергосберегающих технологий – необходимое первоочередное действие.

Выход сферы ЖКХ России из затяжного кризиса возможен при выполнении множества условий. Одним из них является повышение качества услуг ЖКХ.

Сегодня перед ЖКХ стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, повышения их качества и обеспечения эффективности деятельности с целью получения конкурентного преимущества. Вопросы повышения качества услуг ЖКХ, поиск резервов, возможности контроля рассматриваются на государственном уровне, на уровне профессиональных объединений. Услуги ЖКХ в рамках воспроизводственного цикла, как правило, имеют материальную форму, вызванную сферой обслуживания и эксплуатации трех больших групп объектов в системе ЖКХ:

1. Жилой фонд и объекты социальной сферы.

2. Системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и др.

3. Сферы обслуживания предприятий и инженерных систем (постоянно действующих зданий и сооружений, рассчитанных на длительный срок службы и использования, включая комплекс конструкций, устройств, оборудования, установок, приборов и сетей) городов и населенных пунктов.

Сфера обслуживания инженерных сетей городов и населенных пунктов включает в себя выполнение работ по эксплуатации:

- внешних и внутренних систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

- жилого фонда и нежилых помещений;

- систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

- систем пожарно-охранной сигнализации;

- систем наружного освещения и инженерной защиты территорий.

Муниципальные программы реформирования ЖКХ обычно включают в себя:

- анализ состояния ЖКХ;

- цели и задачи реформирования ЖКХ и направления их реализации;

- нормативно-правовое, финансовое, организационное, информационное обеспечение Программы;

- сроки реализации основных ее этапов.

Структура муниципальной программы реформирования ЖКХ:

- цель;

- задачи;

- реализация;

- управление реализацией;

- план-график мероприятий.

Безусловно, ключевым элементом управления ЖКХ является механизм финансирования. А формирование устойчивой финансовой базы развития ЖКХ невозможно без привлечения внебюджетных средств.

Проведение энергетических обследований и оказание энергосервисных услуг в мировой практике рассматривается как основной этап энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требует особого внимания государства. Данные мероприятия, по сути, определяют границы между выявлением потенциала энергосбережения, прединвестиционной подготовкой и непосредственной реализацией проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на требованиях закона № 261ФЗ, который по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 3 апреля 1996 года № 28ФЗ «Об энергосбережении» определил новые механизмы и инструменты реализации этой политики. Это в равной степени относится как к энергетическим обследованиям, так и к энергосервисным услугам.

Ключевыми положениями новой государственной политики в области проведения энергетических обследований являются [1]:

  • саморегулирование и членство в саморегулируемых организациях в области проведения энергетического обследования как основание для осуществления соответствующего вида деятельности;

  • обязательность и регулярность проведения энергетических обследований в бюджетной сфере, для крупных потребителей энергетических ресурсов, регулируемых организаций и организаций топливно-энергетического комплекса;

  • унификация требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации;

  • сбор, обработка, систематизация, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований.

Эффект, связанный с переводом производства на принципиально более высокий технологический уровень, позволяет рассматривать соответствующие вложения как реальные инвестиции, дающие коммерческую выгоду.

Энергоресурсосбережение – один из самых серьезных вызовов для российского производителя. Многие руководители считают расходы на энергию неизбежными затратами. Текущие проблемы, требующие немедленных решений, вынуждают отложить в долгий ящик все вопросы, связанные с энергосбережением. Производство растет, продукция пользуется спросом, и затраты на энергию кажутся оправданными [2].

Реформы ЖКХ должны сопровождаться использованием современных финансовых механизмов. Для развития ресурсосбережения в муниципальном жилищном секторе одним из наиболее реальных финансовых инструментов является заключение перфоманс-контрактов. Не зря во всем мире энергосберегающие системы внедряются на основании перфоманс-контрактов.

Energy Performance Contracting или перфоманс-контракт (от англ. рerformance – исполнение) – договор на внедрение энергосберегающих технологий [3]. Перфоманс-контракты начали использовать в Америке в конце 1970-х годов. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, составляющих экономический эффект от внедрения энергосберегающих технологий.

Привлекательность перфоманс-контракта для заказчика очевидна: нет экономического эффекта – нет оплаты за услуги ЭСКО. Заказчик рассчитывается только за счет средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих технологий. Например, если в результате установки нового оборудования, модернизации систем и т. п. заказчик не снижает объем потребления энергоресурсов, как это предусматривалось перфоманс-контрактом, ЭСКО не вправе претендовать на оплату работ. Кроме того, заказчик не вкладывает собственные средства на реализацию проекта. Привлеченные деньги тоже имеют свою стоимость, и заказчик в конечном итоге оплачивает все проценты, но, учитывая, что оплата производится за счет экономии, условия кредитования себя оправдывают.

Под экономическим эффектом по каждому конкретному проекту в перфоманс-контракте могут пониматься различные показатели, например:

- снижение потребления энергоресурсов на производство единицы продукции;

- снижение себестоимости выработки единицы теплоты;

- снижение вредных выбросов;

- снижение потерь;

- другие показатели (на усмотрение сторон контракта).

Формы сотрудничества между заказчиком, ЭСКО и кредитной организацией могут быть различными (см. рис.) [3]. Этапы реализации перфоманс-контракта:

1. Инвестиционный аудит заказчика.

2. Энергоаудит.

3. Подготовка инвестиционного бизнес-плана.

4. Открытие финансирования.

5. Проектные работы.

6. Поставка и монтаж оборудования, выполнение работ.

7. Обучение персонала заказчика.

8. Заключительный энергоаудит.

9. Эксплуатация объекта, выплата платежей по кредиту за счет экономии.

 

Рисунок. Наиболее часто встречающиеся формы взаимоотношений сторон

Перфоманс-контракт содержит элементы различных договоров (подряда, услуг, финансовой аренды, поручения, договора на проектно-изыскательские работы и др.), то есть является по своей природе смешанным договором в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ и представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию.

Возможны несколько вариантов заключения перфоманс-контрактов. Чаще всего на практике используется следующая схема:

- перфоманс-контракт заключается только между заказчиком и ЭСКО, кредитная организация не участвует в этой сделке (возможен вариант заключения трехстороннего перфоманс-контракта);

- заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является ЭСКО, указывается целевое назначение кредита – реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика;

- по условиям перфоманс-контракта и кредитного договора заказчик обязан открыть расчетный счет в кредитной организации, которая финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета.

Предметом перфоманс-контракта является выполнение ЭСКО на предприятии заказчика комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий (см. таблицу).

В ходе исполнения перфоманс-контракта между сторонами могут возникнуть разногласия и спорные ситуации, которые действующим российским законодательством не урегулированы, поэтому перфоманс-контракт должен содержать конкретные условия, максимально регламентирующие обязательства сторон.

Учитывая длительный период реализации перфоманс-контракта (не менее 3 лет) при заключении перфоманс-контракта стороны обязательно должны достигнуть соглашения по следующим вопросам:

- кто оплатит издержки на инвестиционный и энергетический аудит в том случае, если энергоэффективный проект не будет внедряться;

- момент перехода права собственности на результаты выполненных работ по энергоэффективному проекту;

- права и обязанности сторон в отношении результата выполненных работ в случае досрочного прекращения договора на каждом этапе реализации проекта;

- урегулирование вопроса неотделимости нового оборудования от старых систем в ситуации прекращения договора;

- порядок привлечения независимой экспертной организации в случае споров между заказчиком и ЭСКО по вопросам определения энергетического базиса, размера затрат на внедрение, достижения (не достижения) экономического эффекта, получения гарантированных сбережений;

- порядок реализации права ЭСКО на надзор за технологическими процессами на предприятии заказчика и эксплуатацией нового оборудования, контроль формирования себестоимости для периодического определения сбережений, контроль всех взаимоотношений с электроснабжающими организациями;

- случаи и порядок изменения размера гарантированных сбережений (существенное изменение тарифов, инфляция, изменение законодательства и т. п.), порядок распределения экономии, полученной сверх первоначально рассчитанной суммы.

Безусловно, для ЭСКО перфоманс-контракт является высоко рисковой сделкой. Предлагать такую услугу может только солидная энергосервисная компания с большим опытом внедрения энергосберегающих технологий.

К основным рискам ЭСКО следует отнести:

- риск предоставления заказчиком недостоверной и/или не полной информации как на этапе проведения энергоаудита, так и на этапе эксплуатации;

- риск не квалифицированной эксплуатации заказчиком энергосберегающего оборудования;

- риск неплатежеспособности заказчика.

Для минимизации такого основного риска как неплатежеспособность заказчика, до заключения перфоманс-контракта, необходимо провести инвестиционный аудит.

Главная задача специалистов, проводящих инвестиционный аудит предприятия заказчика, – дать заключение о финансовой устойчивости предприятия в долгосрочной перспективе.

Инвестиционный аудит в рамках исполнения перфоманс-контракта включает в себя анализ всех сфер деятельности предприятия, которые могут повлиять на платежеспособность предприятия в будущем, а именно:

- правовая экспертиза учредительных и локальных нормативных документов заказчика на предмет наличия ограничений или запретов на осуществление каких-либо действий;

- правовая экспертиза документов, подтверждающих право собственности или иные права владения и распоряжения имуществом предприятия, а также обременения имущества (документы о приватизации, регистрационные документы на недвижимость, договоры, акты судебных органов и др.);

- изучение кредитной истории предприятия;

- анализ ликвидности и эффективности использования основных средств, рентабельности в динамике;

- анализ финансовых показателей заказчика за три предыдущих года;

- анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности, расчетов по налоговым обязательствам за три года, предшествующих аудиту;

- анализ перспектив развития предприятия, его положение на рынке, конкурентоспособности производимых продукции или услуг;

- анализ системы финансового планирования, контроля и учета;

- анализ ключевых бизнес-процессов;

- в зависимости от специфики предприятия может быть проведен анализ других областей деятельности.

Как показывает опыт других государств, в которых принимались законы об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности нового поколения, например Индии, для формирования полноценного, устойчивого рынка в области энергетических обследований и энергосервисных услуг, должно пройти не менее 3–5 лет. В это время происходит выявление и устранение пробелов и противоречий в законодательстве, подготовка и реализация пилотных проектов, разработка методической базы, консолидация профессионального сообщества, которое сопровождается вытеснением с рынка слабых и неквалифицированных игроков.

Основную роль в этом процессе выполняют не только государственные агентства, подобные ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, но также ассоциации участников рынка энергетических обследований и энергосервисных услуг. Они способны централизованно представлять позицию профессионального сообщества. В России уже создаются соответствующие ассоциации саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, берущих на себя ответственность за контроль качества оказания данных услуг, выработку методических рекомендаций и типовых решений. Их активизация свидетельствует о том, что развитие отечественного рынка идет по сценарию, соответствующему международной практике.

Такое развитие пока существенно сдерживается из-за наличия большого количества пробелов и противоречий в новом законодательстве об энергосбережении, которые в отдельных случаях блокируют его исполнение либо результаты такого исполнения перестают отвечать целям государственной политики.

По мнению [4] основными направлениями совершенствования законодательства должны стать:

  • повышение квалификационных требований к лицам, проводящим энергетическое обследование, и детализация ответственности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

  • дифференциация требований к проведению обязательных энергетических обследований, включая сроки и результаты их проведения, в зависимости от категории потребителя энергетических ресурсов;

  • предоставление права заполнять энергетические декларации вместо энергетического паспорта для организаций с незначительным или нулевым энергопотреблением;

  • предоставление права составлять несколько энергетических паспортов – на каждое здание, на обособленное структурное подразделение организации, проходящей энергетическое обследование;

  • предоставление права на проведение экспресс-обследования для крупных потребителей энергетических ресурсов, формирование мер государственной поддержки проведения полных энергетических обследований у таких потребителей, включая предоставление субсидий;

  • возложение полномочий по контролю правильности составления энергетических паспортов и соответствия их установленной форме на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;

  • введение положений об ассоциациях саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, определение их правового статуса с возложением на них методического обеспечения;

  • введение альтернативных моделей оказания энергосервисных услуг, прежде всего в бюджетной сфере, основанных на распределении рисков между заказчиками и исполнителями соответствующих услуг;

  • устранение противоречий между требованиями к оплате контрактов на энергосервис и требованиями по планированию бюджетных ассигнований государственных (муниципальных) учреждений с учетом снижения в сопоставимых условиях объемов потребленных ими энергетических ресурсов;

  • введение налоговых льгот для энергосервисных компаний и иных мер государственной поддержки в области оказания энергосервисных услуг.

Дальнейшее развитие государственной политики и нормативно-правового регулирования должно обеспечить внутреннюю взаимосвязь требований к проведению обязательного энергетического обследования, разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таким образом, чтобы создать дополнительные гарантии осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, разработанных при проведении энергетического обследования.

Библиографический список

1. Туликов, А.В. Государственная политика в сфере энергоаудита и энергосервиса / А.В. Туликов // Энергосбережение. – 2011. - №6. – С. 55-57.

2. Кустова, А.А. Энергоэффективность. Почему западная энергосервисная система не работает в России? / А.А. Кустова // Энергосбережение. - 2008. - №8. - С. 71-75.

3. Лабутина, М. Использование перфоманс-контрактов в процессе реформирования и модернизации ЖКХ / М. Лабутина // Энергосбережение. - 2005. - №4. - С. 34-39.

4. Туликов, А.В. Правовые аспекты энергосервисной деятельности / А.В. Туликов // Энергосбережение. - 2012. - №1. - С. 80-85.

Просмотров работы: 2056