ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИИ БУХГАЛТЕРА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИИ БУХГАЛТЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предпринимательство или бизнес представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Бухгалтерский учет является языком бизнеса, поэтому они неотделимы. В бухгалтерском учете формируется вся необходимая информация о деятельности организации. Посредством учета осуществляется ее управление и именно бухгалтер отвечает за постановку и ведение бухгалтерского учета в организации.

Профессия бухгалтера возникла 6000 лет назад, и на протяжении всего этого времени бухгалтер занимался учетом конкретных объектов, руководствуясь своими знаниями, умениями и практическими навыками. Должность бухгалтера впервые появилась в 1498 г. в Австрии. В России же она возникла только в 1732 г.

В соответствии с Большим экономическим словарем под профессией понимается основной род трудовой деятельности, занятий человека, который владеет комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы [2]. С точки зрения конкретного человека профессия — это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию. Должность предполагает совокупность возлагаемых на конкретного человека трудовых задач, функций, обязанностей, а понятие «трудовой пост» включает в себя цель, средства и условия труда, то есть все то, что характеризует конкретную должность в конкретной организации.

В процессе своего развития профессия бухгалтера претерпевает изменения и из обычного счетовода бухгалтер превращается в активного участника процесса управления хозяйствующим субъектом. Сегодня, чтобы занимать должность бухгалтера, необходимо обладать определенными знаниями, навыками, умениями, этикой поведения и общения.

Знания в широком смысле — это совокупность понятий, теоретических построений и представлений. Знания помогают людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в ее процессе. Знания в узком смысле — это признак определенного объема информации, определяющий ее статус и отделяющий от всей прочей информации по критерию способности к решению поставленной задачи. Человек, решивший связать себя с профессией бухгалтера, может получать знания в области бухгалтерского учета, обучаясь в техникумах, колледжах, то есть, получать среднее профессиональное образование, а также в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах.

Высшее профессиональное образование включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.

Развитие экономики, а, следовательно, учета повлекло за собой совершенствование уровня знаний, которые возможны при поствузовской подготовке. Такие знания в области бухгалтерского учета получают в Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (далее ИПБ России), который следует рассматривать как учреждение совершенно другого уровня профессиональной подготовки.

Уставом ИПБ России в качестве одной из целей определяется осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита, финансового менеджмента. Стандарт образования профессиональных бухгалтеров России устанавливает, что «цель профессионального образования состоит в том, чтобы заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры». Профессиональный бухгалтер — это бухгалтер, являющийся членом саморегулируемого профессионального объединения, сдавший квалификационный экзамен и имеющий квалификационный аттестат. Именно поэтому практически во всех странах с развитой рыночной экономикой существует статус «профессиональный бухгалтер» [1], а также «если претендент на должность главного бухгалтера не имеет статуса «профессиональный бухгалтер» и не является действительным членом ИПБ России, ему достаточно сложно поступить на работу в должности главного бухгалтера» [1]. Таким образом, ИПБ России занимает достойное место в развитии бухгалтерской профессии в стране и играет огромную роль в подготовке профессиональных бухгалтеров, обладающих профессиональными знаниями и навыками, отвечающими современным требованиям науки, хозяйственной практики и законодательства. В свою очередь поствузовская подготовка не ограничивается только ИПБ России. К ней относятся аспирантура, докторантура, соискательство, различные программы и курсы повышения квалификации, стажировки, как в пределах РФ, так и за рубежом, которые также позволяют бухгалтеру получать профессиональные знания. Помимо которых у него должны быть еще и навыки для своевременного решения поставленных перед ним задач.

В соответствии со Стандартом, профессиональные навыки — это различные виды умений, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер с тем, чтобы уместно и эффективно применять в своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику. Для бухгалтера наличие навыков имеет большое значение. Осуществляя ввод информации с помощью компьютера и соответствующих программ, именно навыки позволяют бухгалтеру существенно сократить время на выполнение необходимых расчетов, качественно организовать учетный процесс и показать возможность рационального использования достижений современной вычислительной техники. Навыки также необходимы при составлении бухгалтерской отчетности, но они уже совершенно другого уровня, поскольку, заполняя формы отчетности по каждому периоду один за другим, бухгалтер анализирует изменение уровня показателей, а также определяет существенность этих изменений.

Профессиональные ценности и этика, согласно Стандарту представляют собой профессиональное поведение, которое характеризует и определяет профессионального бухгалтера как члена профессии. Оно включает принципы поведения, то есть этические принципы, которые составляют основу и определяющую характеристику профессионального поведения. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов — членов НП «ИПБ России», утвержденный решением Общего Собрания членов ИПБ России, протокол № 2 от 28 мая 2009 г. Он устанавливает основные правила поведения профессиональных бухгалтеров, определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности, а также излагает порядок разрешения этических конфликтов и ситуаций, если взгляды и мнения профессиональных бухгалтеров, клиентов и работодателей не совпадают.

Таким образом, для того, чтобы бухгалтер соответствовал профессии ему необходимо владеть знаниями, навыками и умениями, соблюдать этику, повышать квалификацию, а также, безусловно, иметь свое профессиональное суждение.

И соответственно чем выше и ответственнее занимаемая должность, тем выше и требования, предъявляемые к уровню знаний, умений и практических навыков. То есть в зависимости от имеющихся знаний и умений, человек занимает определенную должность. Например, для того, чтобы работать рядовым бухгалтером наличие высшего образования не обязательно, тогда как, для того, чтобы занимать должность главного бухгалтера, мало иметь высшее образование, необходимо также помимо теоретических знаний обладать практическим опытом, в процессе которого формируется профессиональное суждение бухгалтера, которое сегодня так ему необходимо.

В настоящее время экономика страны развивается в условиях глобализации. Данный процесс затрагивает также сферу высшего образования, в связи с этим вырабатываются новые подходы к подготовке учащихся, предъявляются новые требования к уровню их знаний, и тем компетенциям в области бухгалтерского учета, которыми они должны обладать, а, следовательно, и к профессии бухгалтера в целом. Для реализации этого положения осуществляется переход российских вузов на двухуровневую систему образования и введение в действие государственных образовательных стандартов третьего поколения. Понятие «компетенция» имеет ряд определений, во-первых, под ней понимают личностную способность сотрудника решать определенный класс профессиональных задач; во-вторых, формально описанные требования к личностным, профессиональным и другим качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников); в-третьих, способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Квалификация, присваиваемая по направлению подготовки или специальности высшего профессионального образования, определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач. В соответствии с законодательством о высшем профессиональном образовании различают квалификации: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

При обучении квалификации необходимо прививать учащимся исключительно практические навыки, доводить их до автоматизма, вырабатывая у учащихся условные рефлексы. Тогда как, если стоит цель подготовить компетентностного специалиста, то необходимо учить умению рассуждать, разъяснять юридические и экономические аспекты фактов хозяйственной жизни организации, при этом важны дискуссионные, проблемные лекции, семинары [10]. И первое, и второе реализуется в рамках вузовской подготовки. При этом получив квалификацию и овладев определенными компетенциями в области бухгалтерского учета, имея диплом об окончании высшего учебного заведения и даже проработав бухгалтером определенное время, этого все равно недостаточно для того, чтобы у бухгалтера сформировалось профессиональное суждение. Таким образом, послевузовская подготовка, а именно обучение в ИПБ России, имеет огромное значение в формировании профессионального суждения бухгалтера.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету не содержат точного определения понятия «профессиональное суждение». В соответствии с Логическим словарем-справочником «суждение — это форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь» [5]. «Суждение» — это, прежде всего, единица мышления, без которого бухгалтерский учет как система и практическая деятельность существовать не может.

Ученые в области бухгалтерского учета дают свои определения понятия «профессиональное суждение». Под профессиональным суждением понимает «мнение, добросовестно высказанное профессиональным бухгалтером о хозяйственной ситуации и полезное, как для ее описания, так и для принятия действенных управленческих решений.

Наша позиция состоит в том, что профессиональное суждение — это собственное обоснованное мнение бухгалтера о том, какие решения принимать в условиях неопределенности, чтобы достоверно раскрыть в отчетности информацию о финансовом состоянии фирмы. Таким образом, в настоящее время профессиональное суждение бухгалтера представляет собой возможность высказывать свое мнение и, опираясь на него, принимать решение по отражению отдельных операций и событий, руководствуясь своим опытом и квалификацией. Безусловно, это открывает широкие возможности для бухгалтера и руководства в составлении финансовой отчетности.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется в соответствии с законодательными актами, то есть бухгалтерский учет является нормативно определенной областью знаний. Исходя из этого, бухгалтер обязан действовать в рамках предписанных законодательством правил и строго соблюдать нормы действующих стандартов. В связи с этим профессиональное суждение бухгалтера в настоящее время в РФ может реализовываться исключительно в рамках установленных законов, постановлений, указов, положений и других нормативных актов по бухгалтерскому учету.

На сегодняшний день профессиональное суждение бухгалтера раскрывается только в тех ситуациях, в которых возможна вариантность решения проблемы в рамках нормативных актов, в частности, положений по бухгалтерскому учету. На практике возникает большое количество ситуаций, которые могли бы разрешаться, если бы можно было применить профессиональное суждение бухгалтера. Отсутствие такого правила в российском бухгалтерском учете приводит к наличию и обсуждению арбитражной практики.

Согласно п. 4 ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» бухгалтеру разрешается отступать от установленных требований нормативных документов и не соблюдать их, но только в тех случаях, когда применение правил бухгалтерского учета не позволяет достоверно отразить имущественное и финансовое состояние организации. При этом необходимо обосновать неприменение правил ведения бухгалтерского учета и сообщить об этом в пояснительной записке. Это позволяет бухгалтеру иметь собственное профессиональное суждение в отношении отражения каждой конкретной хозяйственной ситуации в учете, ее представления в отчетности и влияния на финансовое положение организации.

Однако не все бухгалтеры готовы брать на себя ответственность и принимать важные экономические и управленческие решения, даже при построении учетного процесса, основываясь лишь на своих знаниях, умениях и навыках. Многие наоборот хотят найти решение всех проблем в нормативных документах. Отсюда в настоящее время существуют как сторонники, так и критики нормативного регулирования. Первые считают вполне оправданным такой подход. Критики нормативного регулирования учета призывают к отмене всех требований нормативных документов. Они считают, что бухгалтер, руководствуясь лишь своим профессиональным суждением, может достоверно раскрыть реальное финансовое положение организации. Сторонники такой концепции полагают, что «отказ бухгалтеров от нормативного регулирования превращает их в думающих специалистов» [9]. Приверженцы этой концепции утверждают, что следование нормативным предписаниям, которые стремятся дать ответ на все случаи жизни, не может позволить бухгалтеру в каждой отдельной ситуации найти убедительное и точное представление о состоянии дел на предприятии, на котором он работает.

В настоящее время, как показало исследование, ученые в области бухгалтерского учета выделяют ряд ситуаций, в которых бухгалтер может применить профессиональное суждение:

● нормативные документы устанавливают определенные рамки учета или предлагают возможные альтернативы;

● в существующих нормативных актах имеет место неопределенность;

● отсутствуют конкретные нормативные указания;

● существующие нормативные предписания, по мнению бухгалтера, не позволяют достоверно отразить конкретную ситуацию в учете.

Во всех перечисленных случаях принимая то или иное решение в отношении конкретной ситуации, опираясь на свое профессиональное суждение, бухгалтер должен, прежде всего, достоверно и добросовестно отражать информацию в учете.

На сегодняшний день профессиональное суждение бухгалтера реализуется при составлении учетной политики и бухгалтерской отчетности, то есть при формировании информации и ее раскрытии. Сегодня российский бухгалтер просто вынужден иметь профессиональное суждение, поскольку никакое, даже самое хорошее нормативное регулирование, не способно учесть непрерывно меняющуюся жизнь [9].

Профессия бухгалтера является важной и, безусловно, общественно значимой, поскольку бухгалтер несет ответственность перед работодателями, клиентами, персоналом организации, кредиторами, инвесторами, государством и общественностью в целом. На основании информации, формируемой в бухгалтерском учете и представляемой бухгалтером, принимаются решения, от которых зависит финансовое положение хозяйствующих субъектов, заинтересованных лиц и состояние экономики в целом. На бухгалтерской профессии лежит важная миссия обеспечить российский рынок и общество в целом объективной и надежной финансовой информацией», также профессия бухгалтера должна вносить достойный вклад в решение таких важнейших задач, как поддержание высоких темпов роста экономики, искоренение коррупции, борьба с отмыванием нелегальных доходов, создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение доверия граждан к бизнесу [12]. Таким образом, профессия бухгалтера играет большую роль в обществе и, вместе с тем, в силу своей повышенной ответственности перед ним и значимости для функционирования рынка связана с определенными рисками.

Ретроспектива понятия рисков в экономической литературе относится чаще всего к предпринимательской деятельности и ее среде, а информационное обеспечение этой деятельности неразрывно связано с информационным обеспечением, необходимым для поиска, выработки и нахождения управленческого решения, а также выбора наилучшей альтернативы. Таким образом, полностью собранная информация по необходимым направлениям, формируемая в бухгалтерском учете, зависит от уровня знаний и навыков бухгалтера. Если он представит данные, на основе которых будет принято решение, не получившее позитивного результата, то возникает риск, как для фирмы, так и для конкретного бухгалтера.

Под профессиональным риском бухгалтера понимают «возникновение вероятностного события, связанного с его профессиональной деятельностью, которое приведет или может привести к имущественным, финансовым и репутационным потерям компании из-за неправомерных действий или ненадлежащего выполнения бухгалтером своих функциональных обязанностей, а также неблагоприятного влияния (воздействия рыночной среды)» [11]. Вместе с тем риски у бухгалтера могут появляться сразу с момента вступления его в должность и при составлении акта приемки-передачи дел, то есть, оценив профессионально состояние бухгалтерских документов и расчетов, бухгалтер может оценить реальное финансовое положение организации и имеющуюся систему учета. При этом он может дать рекомендации по устранению замечаний и предложить новую постановку учета. Таким образом, поступая на работу в качестве главного бухгалтера, профессиональный специалист рассматривает состояние дел фирмы с позиций имеющихся правовых, финансовых, учетных и других аспектов, не нарушая этики специалиста.

Литература

1. Бакаев А.А. Реформирование системы бухгалтерского учета в России (вопросы теории и практики): Дисс. докт. экон. наук. — М., 2006

3. Генералова Н.В. Профессиональное суждение и его применение при формировании отчетности, составленной по МСФО // Бухгалтерский учет. — 2005. — № 23. — С. 54–61.

4. Казанникова Е.В. Профессиональное суждение бухгалтера в условиях стандартизации учета: Автореф. Дис. канд. экон. наук. — СПб., 2007. — 17 с.

5. Лианский М.Е., Лимошина Е.В. Профессиональное суждение и бухгалтерская отчетность организации // Бухгалтерский учет. — 2006. — № 24. — С. 71–72.

6. Пятов М.Л. Профессиональное суждение в современной практике учета // Бухгалтерский учет. — 2008. — № 24. — С.51–55.

7. Рассказова-Николаева С.А. Обучение профессиональному суждению // Сибирская финансовая школа. — 2007. — № 1. — С. 19–24.

8. Соколов Я.В., Терентьева Т.О. Профессиональное суждение бухгалтера: итоги минувшего века // Бухгалтерский учет. — 2001. — № 12. — С.53–57

9. Соколов Я.В. Бакалавриат, или конец бухгалтерского высшего образования! // Бухгалтерский учет. — 2008. — № 15. — С. 5–6

10. Цыпленков В.В. Профессиональные риски бухгалтера // Бухгалтерский учет. — 2009. — № 19 — С. 38–41.

Просмотров работы: 6744