Российский рынок до сих пор остается монополистичным, многие отрасли (например, нефтегазовая, строительная) закрыты для конкуренции: ценообразование в этих отраслях далеко не рыночное, и конкуренции нет в принципе. Компании не имеют возможности зайти на эти рынки и на равных бороться за клиентов. Хотя для окончательного формирования многих рынков необходимо развитие фондового2.
Восстановление российского фондового рынка, по мнению Лялина В.А., начнется с возвращением доверия инвесторов к компаниям и банкам, к партнерам, к государству, чему будет способствовать решение проблем с ликвидностью и притоком иностранного капитала3.
По словам Чалдаева Л.А., для решения обозначенных ранее проблем необходимо:
1 Усовершенствовать законодательство (особое внимание — налоговому). В ряде случаев действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным в нормах гражданского законодательства и законодательстве о рынке ценных бумаг, часто не имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других мировых финансовых центрах. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры;
2 Снизить административные барьеры и упростить процедуры. В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа не завершена. Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, в случаях, когда размещенные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги с тем же объемом прав и с сохранением доли акционеров в уставном капитале (увеличение номинальной стоимости акций или дробление акций);
3 Развивать срочный рынок и рынок коллективных инвестиций. В настоящее время ФСФР России подготовлены концепция и проект соответствующего законодательного акта.
Ряд проблем российского срочного рынка связан с сегментацией его регулирования по базовому активу и отсутствием единого государственного органа, к компетенции которого относятся регулирование, контроль и надзор. Необходимо, путем утверждения нормативных правовых актов ФСФР России, принять решения, направленные на достижение следующих целей:
- создание новых видов инвестиционных фондов, ориентированных на инвестирование в приоритетные сектора экономики – фондов прямых инвестиций;
- расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств институтов коллективных инвестиций, включая иностранные ценные бумаги;
- введение системы управления рисками при совершении срочных сделок институтами коллективного инвестирования;
- совершенствование контроля за сохранностью средств коллективного инвестирования со стороны специализированного депозитария;
4 Совершенствовать качество корпоративного управления. За последние годы в России многое сделано по обеспечению необходимого качества корпоративного управления. Вместе с тем, целый ряд проблем требуют своего решения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Также предполагается устранить имеющиеся коллизии норм различных законов, касающихся ответственности руководителей обществ, уточнить процессуальный статус акционера, предъявляющего иск в интересах общества;
5 Улучшать механизмы привлечения частных инвесторов и механизмы защиты их интересов. Постоянное и осмысленное участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Это свидетельствует и о росте знаний населения о финансовом рынке, о понимании им основных принципов функционирования рынка, включая оценку соответствующих экономических и иных рисков. Государственное регулирования в этой области должно быть направлено на усиление элементов сознательного поведения розничных инвесторов, их защиту, создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций, исключение спонтанности, необдуманного риска и азарта, обычно сопутствующих ранним стадиям развития рынка ценных бумаг и инвестиционной активности населения4.
Повышение интереса населения к финансовому рынку и стимулирование инвестирования на финансовом рынке индивидуальных сбережений обеспечивается рядом мер, в том числе в области совершенствования налогообложения, о чем сказано выше.
Важным средством стимулирования участия розничных инвесторов на финансовом рынке могут стать компенсационные и страховые схемы;
6 Совершенствовать регулирование на финансовом рынке. Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора;
7 Предупреждать и пресекать недобросовестную деятельность и совершенствовать регулирование. Предотвращение манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. Крайне актуальной остается задача принятие закона о противодействии злоупотреблений на финансовых и товарных рынках. Указанный законопроект разработан ФСФР России и согласован с заинтересованными органами исполнительной власти. Вместе с тем, принятие этого закона требует не только отдельных юридических уточнений редакции его положений, но и более широкой и публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участников рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможности манипулирования ценами, использования инсайдерской информации. Определенные меры по предотвращению указанных злоупотреблений на организованном рынке могут быть приняты незамедлительно в рамках действующего законодательства с опорой на инициативу и сознательность наиболее ответственных участников финансового рынка и работников регулирующих органов;
8 Консолидировать и формировать положительный имидж. Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке, как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения [18].
Построение системы информации о российском финансовом рынке позволит создать объективную картину реальных возможностей, которые предоставляет инвесторам и эмитентам российский финансовый рынок.
Решение изложенных задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могут быть достигнуты целевые показатели, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Перспективы развития рынка ценных бумаг5
Показатель |
2007 |
2012 |
2020 |
Капитализация публичных компаний, трлн. руб. |
32,3 |
84 |
170 |
Соотношение капитализации к ВВП, в % |
97,8 |
130 |
110 |
Биржевая торговля акциями, трлн. руб. |
31,4 |
78 |
240 |
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. руб. |
1,2 |
7,7 |
19 |
Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. руб. |
0,8 |
5,8 |
17 |
Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке, по рыночной стоимости, в трлн. руб. |
0,7 |
1,4 |
3 |
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек |
0,8 |
8,3 |
20 |
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, % |
0 |
4 |
12 |
Краткий прогноз показателей экономического развития России и основных рыночных тенденций в 2012-2013гг предлагают нам специалисты инвестиционной группы ТРИНФИКО6. Исходя из того, что основные кризисные явления в мировой экономике остались позади в 2008-2009 годах, можно сказать, что второе «дно» кризиса в ближайшие три года маловероятно. Соответственно, вслед за восстановлением экономики в 2011 году последует ее дальнейший устойчивый рост в течение последующих двух лет. Возможные периоды стагнации в экономике и турбулентности на рынках на небольших периодах времени в течение 2012-2013 года могут быть связаны с:
- последствиями «количественного смягчения» монетарной политики, которое проводилось, в первую очередь, в США в 2009-2010 годах;
- «перегревами» развивающихся экономик и их фондовых рынков, в первую очередь Китая и Индии;
- структурными изменениями в мировой экономике и рисками сильных курсовых колебаний валют. Это может, в частности, выражаться во всплеске инфляционных показателей и росте ставок по американским государственным облигациям.
Однако, если это будет происходить на фоне дальнейшего роста экономики, то последствия будут незначительными и не окажут существенного влияния на основные рыночные тенденции, в первую очередь на рынок акций.
Ожидается, что курс рубля к доллару установится на уровне 34-35 на конец 2013 года. По мнению Лялина В.А., цены на нефть будут в этот период колебаться в диапазоне 100 – 130 долларов за баррель.
Максимова Т.П. предполагает, что в части облигаций ожидается стабилизация ставок на уровне 9-10% годовых7. Возможный диапазон колебаний в эти два года представляется в коридоре 8-12% годовых, в зависимости от темпов роста экономики. При этом максимум в 12% годовых может как раз прийтись на середину 2012 года с дальнейшим снижением до 9-10% в 2013 году. При ускорении восстановления экономики инфляционные процессы неизбежны, что может приводить к изменениям ставок на денежном и облигационном рынках. В целом, не ожидается каких-то потрясений на этих рынках и думается, что возможны колебания ставок в зависимости от ситуации с американскими долговыми бумагами и ставками LiBOR, движением риск-спрэдов (премий) по заимствованиям, включая облигационные, сдвигами в курсах международных валют и неравномерными темпами развития региональных экономик. При этом, не ожидается резкого роста доходности межбанковского рынка беспоставочных форвардов на американский доллар и, следовательно, ситуация с доходностью облигаций оценивается в этот период в целом как спокойная [11].
Вслед за дальнейшим ростом в экономике возможно продолжение роста в акциях российских эмитентов. Но поскольку, 2011 год был наиболее растущим, возможно замедление роста в акциях в 2012 году. Можно приблизительно оценить значение индекса ММВБ на конец 2012 года в 2450 пунктов, что будет означать восстановление рынка акций до его максимальных докризисных уровней. В 2013 году ожидаемые значения индекса ММВБ установятся на уровне 3200 пунктов8.
Таким образом, повышение эффективности функционирования рынка ценных бумаг в современной России можно достичь путем усовершенствования законодательства, снижения административных барьеров, развития срочного рынка и рынка коллективных инвестиций, совершенствование качества корпоративного управления, улучшения привлечения частных инвесторов и механизмов защиты их интересов, совершенствования регулирования на финансовом рынке, пресечения и предупреждения недобросовестной деятельности, совершенствования регулирования, консолидации и формирования положительного имиджа.
1 Рамзаева Е.П. Рынок ценных бумаг - составная часть финансового рынка // Экономические науки. - 2011. - № 77. - С. 47-50.
2 Королюк Е.В. Экономические противоречия формирования рынка земли современной России как институционально-хозяйственной системы / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Краснодар, 2012. С. 149.
3 Лялин В. А. Российский рынок ценных бумаг: основные этапы и тенденции развития // Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2012. - №2. - С. 182-186.
4 Чалдаева Л.А., Килячков А.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - 3-е изд. - М.: Юрайт, 2012. - 864 с.
5 Рынки ценных бумаг // Инвестиционная Группа ТРИНФИКО / Электронный ресурс // http://www.trinfico.ru.
6 Рынки ценных бумаг // Инвестиционная Группа ТРИНФИКО / Электронный ресурс // http://www.trinfico.ru.
7 Максимова Т.П. Ценные бумаги на российском фондовом рынке // Социальная политика и социология. - 2011. - № 1. - С. 141-155.
8 Рынки ценных бумаг // Инвестиционная Группа ТРИНФИКО / Электронный ресурс // http://www.trinfico.ru.