Обычаи и обряды, народные праздники, музыка неся в себе печать этнической специфики, одновременно отражают типологическую общность социальной среды, общечеловеческой культуры в целом, передаваемые от поколения к поколению они становятся действенной и саморазвивающейся силой.
Значительный вклад в развитие музыкального воспитания татарского народа внесла творческая и общественная деятельность передовых писателей, поэтов, музыкантов Татарстана: Ф. Амирхана, С. Габяши, М. Гафури, Н. Жиганова, Г. Ибрагимова, Г. Камала, К. Насыйри, С. Сайдашева, Г. Тукая и др. [4, С.44].
К. Насыйри отмечал, что музыка – эмоциональное искусство, оказывающее большое влияние на психологическое состояние индивида. Своим содержанием музыкальные произведения могут воодушевить человека, вызвать чувство радости, воспитать великодушие, вызвать стремление к творчеству и способность передавать чувства страдания и сострадания. В «Книге о воспитании» он пишет, что воспитание состоит не только в том, чтобы кормить, поить и дать физическое развитие детям, но и в развитии ума, памяти и души [3, С.2].
Основным средством эстетического воспитания Г. Тукай считал народные песни. Они «дороже жемчугов и рубинов – и потому их надо беречь, знать… они чистое и прозрачное зеркало народной души» [5, С.8]. Большое внимание вопросам музыкально-эстетического воспитания уделял писатель И. Ибрагимов. В романе «Молодые сердца», ярко подчеркнута мысль, что «высшим видом искусства, способным преобразовать общество, является музыка» [1, С.193].
Общественным институтом воспитания является организация клубного пространства. Оно позволяет молодежи преодолеть одностороннее развитие, проявить свои способности, удовлетворить потребности личности в самореализации, самосовершенствовании.
Клубные формы деятельности дают мощный толчок не только художественному, но и организаторскому, прикладному и социально-педагогическому творчествам. В этой ситуации клубные центры творчества выступают своеобразным инструментом координации инициативы и самодеятельности различных творческих объединений и исполнителей во время фестивалей и праздников народного творчества. В этих объединениях создаются благоприятные условия для формирования чувства коллективизма, взаимоподдержки, товарищества, дружбы, утверждаются духовно-культурные традиции, характерные для данной социальной среды. Например, в Набережных Челнах проводится такая работа. Наш полумиллионный город не случайно называют молодежным. 50 % жителей Набережных Челнов нет еще и тридцати лет, из них 18000 – студенты. В городе действуют 17 детско-подростковых и молодежных объединений, работает большая сеть досуговых учреждений: Дворец культуры «Энергетик», городской культурный центр «Эврика», Концертный зал им. Сары Садыковой, Концертный органный зал «Россия», Дом дружбы народов «Родник» и другие досуговые учреждения [2, С.82].
Анализируя «клубные пути», ведущие к воспитательному успеху, необходимо иметь в виду, что клуб выступает, прежде всего, как духовный центр культурного общения и коллективной деятельности школьников. Исследования, проведенные среди различных категорий молодежи, говорят о том, что те дети, которые прошли обучение в системе профилированных учебных заведений, занимались в самодеятельных творческих объединениях, меньше подвержены антиобщественным поступкам, имеют более высокий творческий и гражданский потенциал. К сожалению, через такую систему обучения проходит лишь 10 % школьной молодежи, а в цивилизованных странах, таких как Англия, Франция, Германия почти все дети бывают охваченными системой духовно-культурного развития и образования. Плохо, что большинство детей, посещая детский сад, школу, кружки, студии, не всегда привлечены к системному развитию своих природных способностей.
Благоприятным условием в сохранении и развитии творческих способностей школьной молодежи является культурная среда, в которой сплетаются и взаимодействуют традиционные элементы культурно-художественных традиций семей, дошкольных учреждений, школ и культурно-досуговых заведений. Значение этого трудно переоценить. Сохранению национальных традиций способствует народный фольклор. Исторический опыт становления и развития народного творчества, праздников и обычаев Татарстана подтверждает, что семейные культурно-художественные традиции были основным средством передачи нравственного опыта и способом формирования духовных ценностей в обществе. Эти традиции регулировали отношения поколений и в разных социальных группах, стимулировали самодеятельное творчество. Культурно-досуговая сфера поможет в возрождении фольклорного искусства, активизируя национально-патриотические факторы воспитания в формировании духовных ценностей современной молодежи, которые становятся силой, способной противостоять распространению скептицизма, безверию, цинизма. Проведение в Татарстане праздников на основе народной культуры – «Моя малая Родина», «Сабантуй», «Навруз», «Курбан-байрам» и др., вечеров баитов и мунаджатов, конкурсов «Гыйффет Туташ», «Праздник семьи», «День города» - способствуют укреплению сплоченности и единства народа.
Литература
1. Кадыров О.Х. В борьбе за художественность / Сб. аспирантских работ. Право, история, филология. – КГУ, 1964. – С. 193.
2. Мухаметшин А.Г., Сафиуллина Н.З., Исхакова Н.Р. Из истории развития педагогической мысли, духовно-этнических традиций татарского народа (на материалах Республики Татарстан). Монография. – Набережные Челны: ЧОУ ВПО «Камский институт», 2012. – С. 66, 82-86.
3.Насыйри К. Тэрбия китабы. – Казань, 1898. – С. 2.
4.Нугаев М.А., Исхакова Н.Р., Сафиуллина Н.З. Взаимосвязь политической и духовной сферы в современном трансформационном обществе (на материалах Республики Татарстан). – Набережные Челны: Редакционно-издательский отдел НОУ ВПО «Камский институт», 2008. – С. 44, 52.
5.Тукай Г. Избранное в двух томах. Т. 2. – Казань, 1961. – С. 8.