МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «САРАТОВХОЛОД-ПЛЮС») - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «САРАТОВХОЛОД-ПЛЮС»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В работе рассматривались существующая система организация перевозок скоропортящихся грузов ООО «Саратовхолод-Плюс», модели системы управления запасами с учетом специфики перевозимой продукции. Показана эффективность использования таких подходов к оптимизации производственных процессов доставки мороженого клиентам.

Объектом разработки выступают автомобильные перевозки скоропортящихся грузов для ООО «Саратовхолод-Плюс».

Цель работы – организация процесса перевозок скоропортящихся грузов с использованием методов управления запасами логистики и экономики.

Степень внедрения – мероприятия предполагается внедрить в работе службы логистики ООО «Саратовхолод-Плюс» при организации и планировании цепи поставок мороженого различных сортов и наименований.

1.Особенности организации перевозок скоропортящихся грузов

Скоропортящиеся грузы – это режимные грузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения определенного температурного режима, определенной влажности и строгого выполнения санитарно-гигиенических требований, в основном это продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности.

Скоропортящиеся грузы классифицируют по происхождению и режиму перевозки. По происхождению скоропортящиеся грузы делят на продукты растительного (фрукты, ягоды, овощи, грибы и др.) и животного (мясо различных животных и птиц, рыба, икра, яйца, молоко и др.) происхождения, продукты переработки (жиры, молочные продукты, колбасные изделия и др.), а также живые растения (цветы, саженцы и др.).

Для каждого груза существует допустимый минимальный и максимальный температурный режим, при котором процесс нежелательных изменений качества замедляется, что особенно важно при длительных перевозках, характерных как для междугородных перевозок, так и для международного сообщения[6].

В зависимости от способа температурной обработки и режима перевозки скоропортящиеся грузы делят на четыре подкласса:

Замороженные – грузы, перевозимые при температуре -6С и ниже;

Охлажденные – грузы, перевозимые при температуре -5....- 1С;

Охлаждаемые – грузы, перевозимые при температуре 0....15С;

Вентилируемые – грузы, перевозимые без создания определенного температурно-влажностного режима, но при обеспечении интенсивной вентиляции в грузовых помещениях.

Грузы первых трех подклассов обычно объединяют в класс «Рефрижераторные грузы», а грузы четвертого подкласса – в класс «Нерефрижераторные грузы». Некоторые грузы могут относиться к разным подклассам, например, мясо может относиться к замороженным или охлажденным грузам, однако различие транспортных характеристик заставляет рассматривать мясо в каждом случае как отдельный груз; молочные продукты могут быть представлены в каждом подклассе совершенно разными грузами. Охлаждаемые грузы при низких значениях температуры внешней среды могут потребовать подогрева воздуха в грузовых помещениях (становятся как бы обогреваемыми).

Санитарно- гигиенические требования.

Санитарно-гигиенические требования, в первую очередь, касаются груза, водителя, состояния подвижного состава, влажности, давления, газового состава воздуха в кузове автотранспортного средства и т.п.

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы устанавливаются государственной системой санитарно-эпидемиологического нормирования РФ. Основными документами этой системы являются Санитарные нормы и правила (СанПиН) Госкомсанэпиднадзора РФ. На основании Федерального закона от 30.03.99 №53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.04.2000 № 122 определены требования к личной медицинской книжке водителя и паспорту транспортного средства для перевозки пищевых продуктов. Указанные документы выдаются центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах, районах, на транспорте (водном и воздушном)[6].

Обязанности грузоотправителя и перевозчика.

Грузоотправитель обязан при предъявлении к перевозке скоропортящегося груза:

предъявлять продовольственные грузы к перевозке только упакованные в тару;

обеспечивать перед погрузкой требуемую температуру груза и его качество в соответствии со стандартами или техническими условиями;

проверять коммерческую пригодность поданного для погрузки подвижного состава;

прикладывать к транспортным документам необходимые разрешения, ветеринарные и карантинные сертификаты;

указывать в ТТН предельную продолжительность транспортировки предъявленных грузов;

проверять правильность загрузка Подвижного Состава и опломбировать его.

Перевозчик обязан:

подать под погрузку подвижной состав, отвечающий санитарным требованиям, с сответствующей условиям перевозки данного вида груза температурой внутри кузова;

Установленная температура должна поддерживаться в течение всей перевозки.

При перевозке скоропортящихся грузов норма среднесуточного пробега устанавливается не менее 600 км, начиная с момента окончания погрузки и оформления документов, указанного в товарно-транспортной накладной;

Перевозчик имеет право выборочно проверить качество предъявляемого к перевозке скоропортящегося груза.

Документы, сопровождающие перевозку скоропортящихся грузов.

При перевозке скоропортящихся грузов, помимо путевого листа и товарно-транспортной накладной, водитель должен иметь следующиее документы:

лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове АТС;

сертификат качества продукции либо удостоверение качества;

карантинный сертификат;

ветеринарное свидетельство.

Последние три документа водитель получает от грузоотправителя перед погрузкой.[14,16]

Основные характеристики Подвижного состава, предназначенного для перевозки скоропортящихся грузов.

По санитарным правилам скоропортящиеся грузы требуют перевозки в закрытом кузове, строгого соблюдения температурного режима, систематической санитарной обработки и чистоты кузова, соблюдения сроков неизменности качества.

К специализированным автотранспортным средствам с кузовом фургон для перевозок скоропортящихся грузов относятся изотермическое АТС, АТС-ледник, АТС-рефрижератор и отапливаемое АТС.

2. Организационно-техническая характеристика ООО «Саратов-холод Плюс»

Фабрика мороженого в Саратове начала свою работу в 1973 году. И на сегодняшний день является одним из старейших и опытнейших хладокомбинатов в России. Фабрика обладает современным высокотехнологичным оборудованием для производства мороженого различных форм и содержаний. В далекие годы становления производства выпускали только 2 вида мороженого: в стаканчике и рожок «Италия» и при этом объемы выработки доходили до 6000 тонн в год. Уже в то время, рожок «Италия» был самым любимым десертом у саратовцев и у всей профессиональной общественности ассоциировался именно с саратовским хладокомбинатом. Его появление в те годы, стало настоящей революцией на рынке мороженого. Вместо привычного пресного стаканчика, мороженое было помещено в сахарный рожок и облито шоколадом. Свое название мороженое получило от места происхождения оборудования, на котором оно производилось — Италии. Удобное в эксплуатации оборудование при большой производительности не требовало больших затрат человеческих ресуросов. Спустя годы сквозь успехи технического прогресса это оборудование до сих пор является одним из лидеров среди производственного оборудования по этим показателям.

В 1992 года на базе предприятия был организован Торговый Дом, который занялся реализацией мороженого по Саратову и области. Все мороженое под маркой комбината моментально расходилось по хорошо налаженным каналам сбыта в регионе. Успешно развивались филиалы Торгового Дома в Балаково, Ртищево, Балашове. Уже к 1994 году Торговым Домом было освоено более 85% областного рынка. 1995 год ознаменовался выходом на региональный уровень сначала Приволжского Федерального Округа, а затем Центральной Европейской части России. В 1996 году география продаж расширилась до Уральского Федерального Округа. К этому времени Саратовский Хладокомбинат становится лидером продаж в Приволжском Федеральном Округе, ежемесячно увеличивая объемы производства на 1.6%. Большинство торговых точек в области становятся эксклюзивными.

В 2002 году руководство приняло решение выпускать всю продукцию комбината под фирменной торговой маркой. Началась работа над созданием бренда, разработка упаковки. И в 2004 г. потребители впервые увидели в продаже мороженое под торговой маркой «Pin & Gvin» тогда же появились брендованные холодильные лари (до этого момента лари были белыми). В том же году был полностью модернизирован парк спецавтомобилей, MAN заменили на новые HYUNDAY. Закупленные самый современный рефрежираторный транспорт для перевозки междугородних грузов большими партиями). Был с нуля выстроен новый низкотемпературный складской терминал. С появлением фирменного стиля предприятие заявило о себе на ниве маркетинга. Впервые для поддержки продукции были созданы видеоролики для трансляции в рекламных блоках на телевидение. Начались мероприятия по потребительскому и торговому маркетингу. Таким образом, развитие маркетиновых коммуникаций привело к увеличеню продаж в целом на 50%. Этот результат помог еще раз убедиться в необходимости целенаправленных действий по продвижению мороженого.

К 2005г. наше мороженое едят в Москве и Санкт-Петербурге, Самаре и Волгограде, Оренбурге и Владимире, на Урале и Казахстан. Мороженое ТМ «Pin & Gvin» представлено во всех сетевых магазинах. Вся продукция ООО «Саратов-Холод» выпускается на современном оборудовании, которое позволяет производить вкусное и разнообразное мороженое различных форм и с различными наполнителями. Фабрика имеет все гигиенические сертификаты на производство мороженого, сертификаты качества и соответствия всем требованиям ГОСТов. Вся продукция проходит проверку собственными бактериологической и химической лабораториями. Такие исследования проводятся на всех стадиях производства мороженого, начиная с анализа закупаемого сырья, затем замеса мороженого, фризеровки, охлаждения, фасовки и заканчивая закаливанием в специальной камере. Все мороженое выпускается с пометкой пломбир, в нем только жиры животного происхождения, растительно-сливочной продукции фабрика не выпускает вообще.

Саратов- Холод плюс один из опытнейших комбинатов России является производителем высококачественного мороженого для всех возрастов. Широкий ассортимент нашей продукции сможет удовлетворить самый взыскательный вкус. Натуральные наполнители — какао, арахис, воздушный рис, натуральные ягоды и фрукты, сгущенное молоко и джем использутся при приготовлении более 100 позиций мороженого 8 торговых марок. Однако коллектив компании не останавливается на достигнутом. Высококвалифицированные специалисты - технологи, маркетологи, работники производства — беспрерывно создают новые вкусы и сочетания, чтобы удивить даже самых требовательных гурманов.

Продукция ООО саратов-Холод Плюс высоко ценится покупателями не только саратовской области. Наше мороженое едят в Москве и Санкт-Петербурге, Самаре и Волгограде, Оренбурге и Владимире, на Урале и в Казахстане. Мороженое наших ТМ представлено во всех сетевых магазинах.

Вся продукция ООО «Саратов-Холод» выпускается на современном импортном (указать страны производителя) оборудовании, которое позволяет производить вкусное и разнообразное мороженое различных форм и содержаний.

Фабрика имеет все гигиенические сертификаты на производство мороженого, сертификаты качества и соответствия всем требованиям ГОСТов. Вся продукция проходит проверку собственными бактериологической и химической лабораториями. Такие исследования проводятся на всех стадиях производства мороженого, начиная с анализа закупаемого сырья, затем замеса мороженого, фризеровки, охлаждения, фасовки и заканчивая закаливанием в специальной камере.

ООО «Саратов-холод Плюс» выступает как крупный дистрибьютор продуктов глубокой заморозки — ягод и овощей, замороженных полуфабрикатов, морепродуктов, полуфабрикатов из мяса кур. С компанией сотрудничают такие бренды как:

  • ИП Миронов, Dr.Oetker, Калинка, Конкордия, Мириталь, МЛМ, Мясной Двор, Обжорка, Поком, Сытый Слон — производители высококачественных полуфабрикатов

  • поставщики морепродуктов - Агама Волга, Альбатрос, Славутич;

  • производители замороженных овощей, ягод и грибов — Витамин, Зеленая Грядка, Аллигатор, Грибная Традиция, Зимовье, Леток.

В распоряжении компании находится более 3000 м2 складских площадей категории С с соответствующей инфраструктурой. Температурный режим помещений - от -5оС до -25оС.

ООО «Саратов-Холод Плюс» сформировал собственный автопарк из 36 транспортных средств, в числе которого большегрузные автомобили грузоподъемностью до 20 тонн и до 10 тонн, секционные грузовые автомобили, автобусы и погрузчики.

Автопарк компании.

В распоряжении компании имеются 36 автомобилей марки «Хундай» HD-78 для замороженной продукции, Mercedes-Benz 814D, Вис-2346 для колбасной продукции, 2 автобуса, два седельных тягача MAN и Scania для перевозки между городами и страны ближнего зарубежья, а так же разного рода погрузчики. Площадь склада 80х24 высота 8, набивной-стеллажный типОборудование: Стеллажи, 2- электропогрузчика, климатическая установка, резиновые жалюзи для меньшей потери холода при открывании.Рабочая температура -18-25 град., автоматическая регулировка 3-мя датчиками: дверь, середина, задняя стена. Расположение груза: По периметру склада установлены 3-х ярусные стеллажи, по середине 4-х ярусные в два ряда.1-й ярус для набора, 2,3,4 для хранения. Общая грузоподъемность-220 т.

Показатели работы: Входящие-исходящие потоки 100т в день.Второй склад 60Х24 высотой 6 метров. Один раз в квартал производится санитарная обработка сухая и химическая. Сухая выполняется проветриванием, высушиванием, протираются стеллажи, двери, уплотнители дверей, полы.Химической обработкой уничтожают микробов при помощи дымовой шашки.На складе запрещается использовать кары с ДВС, только электрические.Запрещается открывать двери склада более 3-7 минут, так как температура резко падает, начинают включаться датчики, вследствие повышенный расход энергии.Набор товара: Товар набирается на складе комплектовщиком на палеты, затем карой вывозится на загрузочную площадку, оттуда грузится в машины, которые следуют на маршруты. Разгрузка-погрузка не должна превышать 90 минут. При погрузке машина должна набрать мин. -15 градусов. Если при загрузке температура снизилась до-10, загрузку останавливают пока рефрижератор не наберет нужную температуру. По окончании загрузки машина пломбируется, которую снимают в первой точке отгрузки.

В машине от 8 до 10 секций. Грузоподъемность 1,8 т. 8-ми секционная 6,5 куб. м. 10-ти 7,5 куб. Помывка машин осуществляется 1 раз в неделю, Затем сушка в течении 8-10 часов (обычно ночью). Затем машина просушивается, а после подключается к розетке. После набирания -15 гр. Машина встает на загрузку.Документы для перевозок скоропорта: Товарно-транспортная накладная (ТТН), Товарная накладная (ТН), Счет-фактура, набор сертификатов. Для мясосодержащих продуктов ветеринарная справка, качественное удостоверение, сводное качественное удостоверение. Качественное удостоверение должно совпадать датой с накладной и ветеринарной справкой. Время действия ветеринарной справки должно быть не более 2 дней. На мороженное качественное удостоверение укладывается в каждую коробку.

Таблица 1 – Система документооборота

Наименование документа

Особенности

Мороженое

Товарно-транспортная накладная

 

Товарная накладная

 

Счет-фактура

 

Для мясосодержащих продуктов

Набор сертификатов

 

Ветеринарная справка

Время действия ветеринарной справки должно быть не более 2 дней

Качественное удостоверение,

Качественное удостоверение должно совпадать датой с накладной и ветеринарной справкой

Сводное качественное удостоверение

 

Для обеспечения деятельности предприятия необходимо наличие определенного набора основных средств. Данные о среднегодовой стоимости основных производственных фондов и их структура представлены в табл.

Таблица 2 - Среднегодовая стоимость основных производственных фондови их структура в ООО «Саратов-Холод Плюс» (тыс. руб.)

Наименование вида (группы)

Год

Отклонение 2011 г от 2010 г

2009

2010

2011

(+; -)

%

Здания

1400

1400

1400

0

0

Передаточные устройства и сооружения

232

232

143

-89

-38,4

Машины и оборудование

4305

4310

4310

5

0,1

Производственный и хозяйственный инвентарь

133

154

154

21

15,8

Итого:

6070

6096

6007

-63

-1,04

На 1 января 2010 г. на предприятии стоимость основных фондов составила 6007 тыс. руб.

Рассмотрим использование и наличие на предприятии оборотных средств. Состав и структура оборотных средств ООО «Саратов-Холод Плюс» представлены в табл. 2.

Таблица 3 - Состав и структура оборотных средств ООО «Саратов-Холод Плюс» (тыс. руб.)

Виды оборотных средств

Год

Отклонение

2009

2010

2011

(+; -)

%

Запасы

16528

17481

23773

7245

43,8

Сырье, материалы и др. аналогичные ценности

2895

2908

4515

1620

55,9

Готовая продукция и товары для перепродажи

13412

14509

14027

615

4,6

Денежные средства

188

18

111

-77

-40,9

Расходы будущих периодов

221

64

5231

5010

2266,9

Всего оборотные активы

19698

22485

38905

19207

97,5

Анализируя данные табл. 3, мы видим, что оборотные фонды увеличиваются. За 2007-2009 гг. стоимость оборотных фондов увеличилась на 97,5 %.

Для оценки общего финансового состояния предприятия нам необходимо рассмотреть показатели эффективности производственной деятельности.

Таблица 4 - Показатели экономической эффективности производственной деятельности ООО «Саратов-Холод Плюс», (тыс. руб.)

Показатель

Год

2009

2010

2011

Выручка от продаж

38888

29142

30700

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

34142

24143

26277

Прибыль

4746

4999

4423

Уровень рентабельности (убыточности), %

13,9

20,7

16,8

Анализируя данные таблицы 4, мы видим, что показатели экономической эффективности производственной деятельности уменьшаются. Выручка уменьшилась на 21,05 %; себестоимость – на 23,04 %; прибыль снизилась на 323 тыс. руб.

3. Моделирование системы управления запасами при реализации продукции

Материальные запасы – это находящиеся на различных стадиях производства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного [11].

Управления запасами – важнейшая функция логистики, которой посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых.

Управление запасами предусматривает решение двух основных задач:

  • определение размеров запаса;

  • разработка системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его наполнением.

В теории логистики запасы классифицируются по ряду признаков. Рассмотрим деление запасов по функциональному признаку, в соответствие с которым выделяются текущие, страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные и другие виды запасов. Наибольший интерес с точки зрения использования моделей и методов теории логистики представляют задачи определения текущего и страхового запасов.

Напомним, что согласно терминологическому словарю [11]:

  • текущий запас – это основная часть производственных (товарных) запасов, обеспечивающая непрерывность снабжения производственного процесса (оптовой торговли) между двумя очередными поставками;

  • страховой или гарантийный запас, предназначенный для непрерывного снабжения производства в случае непредвиденных обстоятельств (нарушение сроков, объемов поставок и т.д.), является величиной постоянной и в нормальных условиях – неприкосновенной;

  • нормы запасов – расчетное минимальное количество сырья и материалов, которое должно находиться у предприятий и снабженческо-сбытовых организаций для обеспечения бесперебойного снабжения производства или реализации продукции.

Если величины Тт и Тс выражены в днях, то для расчета нормы текущего и страхового запаса в натуральном выражении используются зависимости

, (1)

, (2)

где λ – среднесуточная потребность, ед./день.

На основе имеющихся данных смоделируем процесс поставки и расхода товара. При разработке модели учитывалось следующее:

  1. Продолжительность цикла поставки Tj подчиняется определенному закону распределения, вид которого и необходимые статистические параметры заданы. В частном случае – это нормальный закон.

  2. Ежедневный расход di подчиняется закону распределения, вид которого задается. В частном случае - это нормальный закон.

  3. Моделирование величин di продолжается до момента времени Тj, при этом в каждом цикле проверяется условие

Q (3)

Если условие не соблюдается (не наблюдается дефицита), то при поступлении следующей поставки на складе в виде запаса сохраняется случайное количество изделий ξi = Q - . Эта случайная величина необходима для моделирования последующих циклов как начальное значение величины запаса на складе (вместе с поставкой Qij). При раздельном моделировании циклов ξi может быть выведена как самостоятельный результат моделирования. Если условие (3) соблюдается, то фиксируется как время наступления, так и количество дней дефицита.

  1. Предусматривается реализация процессов, у которых начальное значение запаса Qн отличается от Q, рассчитываемого по формуле

Разница Δ=Qн - Q, по существу, представляет собой страховой запас. Очевидно, варьируя величину Qн, можно добиться условия, что вероятность отсутствия дефицита будет составлять заданную величину, например, Р = 0,95 или Р = 0,99.

Таким образом, в результате моделирования формируются массивы следующих случайных величин: d - суммарный расход изделий; ξ - остаток на складе на момент поступления новой партии; Ψ - количество дней дефицита; η - дефицит изделий. Указанные случайные величины подвергаются традиционной статистической обработке.

Расчет страхового запаса

Практически в каждой книге по логистике рассматривается классическая модель расходования и пополнения запасов. Основными параметрами управления запасами, отмеченными на рис. 1, являются:

параметры заказа: размер заказа (qз), точка (момент) заказа (tз), интервал между заказами (з);

параметры поставок: размер поставки (qп), момент поставки (tп), интервал между поставками (п);

уровень запаса: максимальный (Qmax), средний (), страховой (Qстр.).

Классическая модель расходования и пополнения запасов является идеальной при полностью детерминированных параметрах управления запасами. Большая часть практических ситуаций отличается от идеальной схемы, в них присутствует неопределенность, вызванная различными причинами, но главным образом случайным характером ежедневного спроса dj и продолжительности логистического цикла Ti. Случайность основных параметров поставок и спроса, а также логистические риски являются причинами создания страховых запасов.

Рисунок 1- Классическая модель расходования и пополнения запасов

Анализ различных источников позволил сформулировать следующие положения:

  1. Реализация текущего запаса в общем случае представляет собой дискретный, невозрастающий случайный процесс, отражающий нестационарность и стохастичность спроса; в соответствии с известными подходами, ансамбль этих реализаций может быть с сильным и слабым перемешиванием.

  2. Поставки являются случайными величинами и подчиняются определенным законам распределения; в частном случае, поставка - детерминированная величина;

  3. Момент окончания каждой реализации случаен, но в одних случаях остаточный запас в момент поставки больше нуля, в других - равен нулю. При отсутствии страхового запаса, последняя ситуация означает наступление дефицита. При наличии страхового запаса данная ситуация может быть названа «псевдодефицитом», поскольку спрос удовлетворяется за счет страхового запаса. С вероятностной точки зрения функция распределения текущего запаса (в момент поставки) будет подчиняться усеченному нормальному закону распределения либо законам распределения для положительных случайных величин.

Рисунок 2 - Модель расхода и пополнения запасов с учетом неопределенности спроса и продолжительности цикла заказа

  1. При расчете параметров системы управления запасами используются оптимальная величина заказа (формула Уилсона) и время между заказами. Однако сама формула получена при идеальных условиях, что накладывает дополнительные ограничения на возможности ее использования при управлении заказами. Помимо этого, расчет по формуле Уилсона не всегда возможен ввиду трудности и отчасти условности определения значений, входящих в нее величин, например, годовой объем потребления, затраты на поставку и хранение и т.д.

  2. Если в момент времени tj суммарный ежедневный расход достигает начального запаса на складе S, т.е. возникает ситуация дефицита, то предполагается, что неудовлетворенные заявки продолжают накапливаться до случайного момента Тк - времени поступления нового заказа. Таким образом, при ≥Q речь идет не о реальном, а о прогнозируемом процессе накопления заявок на интервале ΔT = Tk - Tj. Случайные накопленные величины дефицита используются для оценки страхового запаса.

Для расчета величины страхового запаса в условиях неопределенности в работах [11] рекомендована формула

Qстр. = kσc, (4)

где k – коэффициент, определяемый с помощью табулированной функции f(k);

σc – общее среднее квадратичное отклонение.

Функция f(k) – функция потерь, которая определяется площадью, ограниченной правой «ветвью кривой нормального распределения». В табл.9.10 приведены значения k и f(k).

Рисунок 3 - Объем продаж продукции (мороженое пломбир без наполнителя)

Рисунок 4 - Объем продаж продукции (мороженое пломбир с фруктовым наполнителем)

Рисунок 5 - Объем продаж продукции (рожок)

Рисунок 6 – Объем продаж продукции (мороженое пломбир 1 кг)

Таблица 5 – Показатели реализации в среднем за месяц

Период

Средний срок исполнения заказа

Отклонение отсрока

Средний расход

Отклонение от среднего расхода

СКО для страхового запас

Страховой запас

Среднемесячный расход

Среднее квадратическое отклонение

по данным 2006г

30

5

2

5

30

60

70

26

по данным 2007-2008 гг

30

5

3

11

60

121

99

95

по данным 2008-2009 гг

30

5

3

10

57

114

95

87

по данным начала 2009-2010

30

5

3

5

30

61

99

95

по данным начала 2010-2011

30

5

3

6

33

67

78

33

по данным конца 2010-2011

30

5

5

19

106

213

159

177

Таблица 6 – Показатели реализации в среднем за неделю

Период

Средний срок исполнения заказа

Отклонение от срока

Средний расход

Отклонение от среднего расхода

СКО для страхового запас

Страховой запас

Средненедельный расход

СКО

по данным 2006г

7

2

2

5

14

28

16

13

по данным 2007-2008 гг

7

2

3

11

29

58

23

35

по данным 2008-2009 гг

7

2

3

10

27

54

22

32

по данным начала 2009-2010

7

2

3

5

14

28

18

14

по данным начала 2010-2011

7

2

3

6

16

31

18

15

по данным конца 2010-2011

7

2

5

19

51

102

36

62

Рисунок 7 – Моделирование работы системы управления запасами по данным предприятия без применения моделей управления

Таблица 7– Результирующие значения работы системы по данным предприятия без применения моделей управления

Средний текущий запас

50

Средний страховой запас

100

Средний дефицит

-217,74718

Суммарный дефицит

-369

Рисунок 8 – Моделирование работы системы управления запасами по данным предприятия с расчетом оптимального размера заказа (модель1)

Таблица 8 - Результирующие значения работы системы с расчетом оптимального размера заказа

Средний запас

41

Средний дефицит

-9

Суммарный дефицит

-591

Перейдем к построению модели управления запасами на основе экспоненциально-сглаженного ряда Хольта[12,13].

1. Рассчитываем экспоненциально-сглаженный ряд:

Lt=k*Yt+(1-k)*(Lt-1-Tt-1), где

  • Lt – сглаженная величина на текущий период;

  • k – коэффициент сглаживания ряда;

  • Yt – текущие значение ряда (например, объём продаж);

  • Lt-1 – сглаженная величина за предыдущий период;

  • Tt-1 – значение тренда за предыдущий период;

Lt (Сглаженная величина текущий период) = k(коэффициент сглаживания ряда)* Yt(текущие значение ряда (например, объём продаж))+(1-коэфициент сглаживания ряда)*( Lt-1(сглаженная величина за предыдущий период) -Tt-1(тренд за предыдущий период)

Коэффициент сглаживания ряда k задается вами в ручную и находится в диапазоне от 0 до 1.

Для первого периода в начале данных экспоненциально-сглаженный ряд равен первому значению ряда (например, объему продаж за первый месяц) L1=Y1;

Определяем значение тренда1

Tt=b*(Lt - Lt-1)+(1-b)*Tt-1, где: (5)

  • Tt – значение тренда на текущий период;

  • b – коэффициент сглаживания тренда;

  • Lt – экспоненциально сглаженная величина за текущий период;

  • Lt-1 – экспоненциально сглаженная величина за предыдущий период;

  • Tt-1 – значение тренда за предыдущий период.

Tt(значение тренда на текущий период)=b(коэффициент сглаживания тренда)*(Lt (экспоненциально сглаженная величина за текущий период)- Lt-1(экспоненциально сглаженная величина за предыдущий период))+(1-b(коэффициент сглаживания тренда))*Tt-1 (значение тренда за предыдущий период)

Коэффициент сглаживания тренда b задается вами в ручную и находится в диапазоне от 0 до 1.

Значение тренда для первого периода равно 0 (T1 =0);

Делаем прогноз по методу Хольта

Прогноз на p периодов вперед равен:

Ŷt+p = Lt + p *Tt, где (6)

  • Ŷt+p – прогноз по методу Хольта на p период;

  • Lt – экспоненциально сглаженная величина за последний период;

  • p – порядковый номер периода, на который делаем прогноз;

  • Tt – тренд за последний период.

Ŷt+p (Прогноз по методу Хольта)= Lt (экспоненциально сглаженная величина за последний период)+ p (количество периодов вперед, на которое делаем прогноз) *Tt (тренд за последний период)

Рисунок 9 - Моделирование работы системы управления запасами по данным предприятия с применением модели Хольта (модель2)

Таблица 9 - Результирующие значения работы системы с применением модели Хольта

Средний запас

25

Средний дефицит

-7

Суммарный дефицит

-318

В качестве альтернативы рассмотрим вариант с расчетом системы управления запасами на основе ряда Фурье.

Ряд Фурье периодических функций с периодом 2π.2

Ряд Фурье позволяет изучать периодические (непериодические) функции, разлагая их на компоненты. Переменные токи и напряжения, смещения, скорость и ускорение кривошипно-шатунных механизмов и акустические волны - это типичные практические примеры применения периодических функций в инженерных расчетах.

Разложение в ряд Фурье основывается на предположении, что все имеющие практическое значение функции в интервале -π ≤x≤ π можно выразить в виде сходящихся тригонометрических рядов (ряд считается сходящимся, если сходится последовательность частичных сумм, составленных из его членов):

Стандартная (=обычная) запись через сумму sinx и cosx

f(x)=ao+ a1cosx+a2cos2x+a3cos3x+...+b1sinx+b2sin2x+b3sin3x+..., (7)

где ao, a1,a2,...,b1,b2,.. - действительные константы, т.е.

(8)

Где для диапазона от -π до π коэффициенты ряда Фурье рассчитываются по формулам:

(9)

Коэффициенты ao,an и bn называются коэффициентами Фурье, и если их можно найти, то ряд (1) называется рядом Фурье, соответствующим функции f(x). Для ряда (1) член (a1cosx+b1sinx) называется первой или основной гармоникой,

Другой способ записи ряда - использование соотношения acosx+bsinx=csin(x+α)

f(x)=ao+c1sin(x+α1)+c2sin(2x+α2)+...+cnsin(nx+αn) (10)

Где ao - константа, с 1=(a12+b12)1/2 , с n=(an2+bn2)1/2- амплитуды различных компонент, а фазовый угол равен an=arctg an/bn.

Для ряда (1) член (a1cosx+b1sinx) или c1sin(x+α1) называется первой или основной гармоникой, (a2cos2x+b2sin2x) или c2sin(2x+α2) называется второй гармоникой и так далее.

Для точного представления сложного сигнала обычно требуется бесконечное количество членов. Однако во многих практических задачах достаточно рассмотреть только несколько первых членов.

Ряд Фурье непериодических функций с периодом 2π.

Разложение непериодических функций.

Если функция f(x) непериодическая, значит, она не может быть разложена в ряд Фурье для всех значений х. Однако можно определить ряд Фурье, представляющий функцию в любом диапазоне шириной 2π.

Если задана непериодическая функция, можно составить новую функцию, выбирая значения f(x) в определенном диапазоне и повторяя их вне этого диапазона с интервалом 2π. Поскольку новая функция является периодической с периодом 2π, ее можно разложить в ряд Фурье для всех значений х. Например, функция f(x)=x не является периодической. Однако, если необходимо разложить ее в ряд Фурье на интервале от о до 2π, тогда вне этого интервала строится периодическая функция с периодом 2π.

Для непериодических функций, таких как f(x)=х, сумма ряда Фурье равна значению f(x) во всех точках заданного диапазона, но она не равна f(x) для точек вне диапазона. Для нахождения ряда Фурье непериодической функции в диапазоне 2π используется все таже формула коэффициентов Фурье.

Таблица 10- Таблица - Результирующие значения работы системы с применением модели Хольта и ряда Фурье (модель3)

Прогноз для заказа

Хольт

Фурье

211

299

223

250

135

159

103

121

Рисунок 10 - Моделирование работы системы управления запасами по данным предприятия с применением модели Фурье (модель3)

Таблица 11 – Обобщение результатов моделирования работы за месяц

Модель 1

 

средний запас

221

накопленный дефицит

-369

Модель 2

 

средний запас

106

накопленный дефицит

-591

Модель 3

 

средний запас

56

накопленный дефицит

-318

Таким образом, лучше использовать модель снабжения, построенная на основе рядов Фурье. Построение моделей на основе разных подходов позволяет находить наиболее адаптивную, с высокой степенью учета колебаний спроса на готовую продукцию. В совокупности набор альтернативных вариантов позволяет находить «узкие места» в существующих моделях, строить другие и применять их на практике.

Литература

  1. Организация перевозок грузов : учеб. / В. М. Семенов [и др.] ; под ред. В. М. Семенова. - М. : ИЦ "Академия", 2008. - 304 с.

  2. Геронимус, Б. Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте : учебник / Б. Л. Геронимус. - М. : Транспорт, 1977. - 160 с.

  3. Горев, А. Э. Грузовые автомобильные перевозки : Учеб. пособие для вузов / А. Э. Горев. - 2-е изд., стер. - М. : ИЦ "Академия", 2004. - 288 с.

  4. Горев, А. Э. Грузовые автомобильные перевозки : учеб. пособие / А. Э. Горев. - 4-е изд., стер. - М. : ИЦ "Академия", 2008. - 288 с.

  5. Вельможин, А. В. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: Учеб.для студ. вузов, обучающихся по спец."Организация перевозок и управление на транспорте(автомобильном) / А.В.Вельможин, В.А.Гудков, Л.Б.Миротин ; Волгоград. гос. техн. ун-т (Волгоград) . - Волгоград : РПК"Политехник", 1999. - 296 с.

  6. Волгин, В. В. Склад: организация, управление, логистика : Учеб. пособие / В. В. Волгин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ИТК "Дашков и К", 2005. - 736 с.

  7. Гудков, В. А. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте" / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин ; под ред. Л. Б. Миротина. - М. : Транспорт, 1997. - 254 с.

  8. Кожин, А. П. Математические методы в планировании и управлении грузовыми автомобильными перевозками: учеб. пособие / А. П. Кожин. - М. : Высш. шк., 1979. - 304 с.

  9. Курганов, В. М. Международные грузовые автомобильные перевозки : Учеб.пособие / Под ред.Л.Б.Миротина. - Тверь : Альба, 1999. - 142 с.

  10. Логистические транспортно-грузовые системы : учебник / под ред. В. М. Николашина. - М. : ИЦ "Академия", 2003. - 304 с.

  11. Модели и методы теории логистики : учеб. пособие / под ред. В. С. Лукинского. - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 448 с.

  12. Чуев Ю.В., Михайлов Ю.В., Кузьмин В.И. Прогнозирование количественных характеристик процессов. М.: Сов. радио, 1975. 400 с.

  13. Четыркин Е.Н. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1977. 200 с.

  14. Олещенко, Е. М. Основы грузоведения : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)" / Е. М. Олещенко, А. Э. Горев. - М. : ИЦ "Академия", 2005. - 288 с.

  15. Родичев, В. А. Грузовые автомобили: Учебник / В.А.Родичев. - М. : ПрофОбрИздат, 2001. - 256 с.

  16. Савин, В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справ.пособие / В.И.Савин. - М. : Дело и Сервис, 2002. - 544 с

  17. Ходош, М. С. Организация, экономика и управление перевозками грузов автомобильным транспортом / М. С. Ходош, Б. А. Дасковский. - М. : Транспорт, 1989. - 287 с.

Интернет-ресурсы

http://www.dpva.info/Guide/GuideMathematics/SeriesOfTaylorMaklorenFourier/FourierSeries/

http://www.4analytics.ru/prognozirovanie/prognoz-po-metodu-eksponencialnogo-sglajivaniya-xolta.html

http://www.alfatrans.ru/pages/temp_rejim.html

http://www.pereezdik.ru/perevozka_produktov/

http://www.mosautotranzit.ru/statrefrecjerator.html

http://www.toptehnika.com/index.php?option=content&task=view&id=39

http://www.latincom.ru/produkt.php

http://www.povezem.ru/?page=5&iid=4

1 http://www.4analytics.ru/prognozirovanie/prognoz-po-metodu-eksponencialnogo-sglajivaniya-xolta.html

2 http://www.dpva.info/Guide/GuideMathematics/SeriesOfTaylorMaklorenFourier/FourierSeries/

Просмотров работы: 5710