СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сложность и своеобразие семей, воспитывающих ребенка с проблемами требует тщательного анализа при организации психологической помощи.

Психологическую помощь можно рассматривать двупланово в широком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных как на семью, воспитывающих ребенка с проблемами в развитии, так и на исправление имеющихся у детей недостатков.

В узком смысле психологическая помощь - это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений.

По своему характеру психологическая помощь семье может состоять:

1) в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка (направление в специальные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т.д.);

2) в рекомендации методов воспитания, обучения;

  1. в рекомендации по профессиональной ориентации детей;

  2. в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;

  3. в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, могут быть психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники.

В связи с этим в исследованиях (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере, Р.С. Немов, А.С. Спиваковская и др.) выделяются несколько моделей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии.

Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.

Диагностическая модель. Объектом диагностики оказываются семья имеющая ребенка с отставанием в развитии. Причем сам процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики.

Социальная модель помощи чаще используется в семейной консультации. Такого рода помощью может быть, например, знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения, знакомство родителей с имеющимися в городе социальными службами, например родительские ассоциации, семейный клубы и др.

Медицинская модель помощи предполагает усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию детей с проблемами в развитии, а также на психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.

Психологическая модель помощи, опираясь на закономерности развития семьи и личности ребенка с проблемами в развитии, организовывает разработку адекватных методов психологического воздействия, т. е. оказание всесторонней психологической помощи.

Система психологической помощи семьям, воспитывающих детей с проблемами в развитии состоит из следующих составляющих:

Психологическая помощь семьям, воспитывающих детей с проблемами в развитии

Психодиагностика

Психопрогностика

Психологическое консультирование

Психокоррекция

Психологическая поддержка

Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.

Одним из основных видов в системе психологической помощи семьям, воспитывающих детей с проблемами в развитии является психологическое консультирование.

Консультация (от лат. consultatio) означает совет специалиста по какому либо вопросу.

Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи семьям, воспитывающих детей с проблемами в развитии чрезвычайно разнообразны. Они различаются по характеру решаемых задач специалистов. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи.

Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую и предопределяет используемые методы работы.

Важным звеном психологической помощи семьям, воспитывающих детей с проблемами в развитии является психологическое консультирование, которое представляет собой систему, состоящую из следующих основных блоков: гностический блок, конструктивный блок, организационный блок, оценочный блок.

Выделенные блоки тесно взаимосвязаны и отражают динамику консультативного процесса.

Задачи гностического блока многогранны и зависят от проблем консультируемых.

Знакомство с родителями и ребенком в рамках психологического консультирования начинается с первой встречи. Во время этой встречи психолог выслушивает родителей, а также составляет впечатление о нем и ребенке на основе их поведения и характере общения с психологом. Эти два источника информации являются основными диагностическими данными в рамках первичной психодиагностики.

На первых этапах консультирования психолог должен сориентироваться в мотивах обращения родителей. Традиционно выделяются три основные мотивационные ориентации у родителей:

1. Деловая ориентация, которая существует в двух формах:

а) адекватная деловая ориентация, когда родитель искренне заинтересован в решении своей проблемы и полностью доверяет психологу;

б) неадекватная деловая ориентация.

Эта ориентация отличается от предыдущей тем, что родитель преувеличивает возможности консультанта.

2. Потребительская ориентация, когда родители все свои проблемы перекладывают на консультанта психолога и ориентированы на быстрое их решение.

3. Игровая ориентация, когда родители обратились к консультанту не с целью решения своих проблем, а с целью установить определенные отношения с консультантом, проверить его компетентность.

Итак, основная функция первой встречи психолога с ребенком и его родителями - это установление консультативного контакта и диагностическая ориентировка (первичная психодиагностика).

Важным моментом первичной психодиагностики является анализ поведения родителя, обратившегося на консультацию. Перед психологом стоит задача правильного анализа не только вербальной информации, но и невербальные выразительные средства: поза, мимика, жесты, темп речи и др.

Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы с родителями, требует соответствующего обобщения. Психологические синдромы представляют собой первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с ребенком и родителями.

Психологическая диагностика семей проводится в следующих направлениях.

1. Проанализировать степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к ребенку и характер дальнейшей работы с родителями.

2. Если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать дефект развития, его природу.

3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели (личностная характеристика родителей, родительского отношения и взаимоотношений с ребенком, отношений в семье в целом, отношений ребенка вне семьи), а также определить направление консультативной работы с родителями и психокоррекционной работы с ребенком.

Необоснованность жалоб родителей может определяться следующими факторами: психологическая неграмотность родителей, искажение родительских отношений, психопатология родителей.

В случаях необоснованных жалоб психологическое консультирование должно быть направлено на родителей.

Основной задачей конструктивного блока психологического консультирования является проектирование консультативного процесса, отбор средств и методов консультирования с учетом интеллектуального и психического потенциала ребенка или подростка с нарушением в развитии.

В зависимости от результатов первичной диагностики в процессе консультирования может быть поставлен вопрос о специальной диагностике, если некоторые проблемы остаются неразрешимыми.

Следует подчеркнуть нецелесообразность применения единых стандартных тестов, особенно на начальных этапах консультирования. Это может привести психолога к избытку информации. Сбор избыточной информации затрудняет консультативный контакт. Кроме того, психодиагностическое исследование - это трудоемкий длительный процесс и может вызвать негативное отношение у ребенка к психологу.

Подбор методических средств в психодиагностике детей с проблемами в развитии зависит от структуры, степени тяжести и специфики дефекта у ребенка. Можно использовать психометрические, нейропсихологические, патопсихологические методы исследования, направленные на изучение гностических процессов, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, двигательных и речевых функций. Процесс психологической диагностики детей с нарушениями в развитии рекомендовано разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также - особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик.

Клинико-психологическое обследование детей с проблемами в развитии является чрезвычайно сложным. Это может быть обусловлено двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с проблемами в развитии должно быть направлено на качественный анализ полученных данных.

Задания, данные ребенку, должны быть не только адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельности, доступной ребенку.

Основной целью организационного блока психологического консультирования детей и подростков с нарушениями в развитии является последовательная реализация планов решаемых проблем.

Это достигается с помощью решения следующих конкретных задач:

- активизация каждого участника консультативного процесса;

- обучение участников консультирования (дети - родители) умению объективизировать и правильно осознавать имеющиеся психологические проблемы и принимать альтернативные решения в достижении поставленной цели;

- установление оптимально доверительных взаимоотношений у всех участников консультативного процесса (родитель – психолог - ребенок).

Важным для реализации этих задач является положительный настрой родителей и детей, как на процесс консультирования, так и психолога. Особые трудности наблюдаются при работе с детьми и родителями, которые негативно и даже враждебно настроены на процесс консультирования. Причины враждебного отношения детей к психологу могут быть разными. Чаще всего некоторые родители имеют неадекватные представления о задачах психологического консультирования. При направлении ребенка на консультацию к психологу врачом или учителем переживают, что их ребенок «не такой, как все», «странный», «неудачник» или даже «психически неполноценный». Нередко родители путают психолога с психиатром, и негативный опыт общения с психиатром отрицательно сказывается на консультативном контакте с психологом. Такие установки возникают чаще всего у родителей, имеющих детей с тяжелыми формами нарушений в психическом развитии. Перед психологом стоит важная задача понять причины такого отношения и смягчить эмоциональный дискомфорт у родителей в связи с тяжелой болезнью ребенка. Этого можно достигнуть путем проведения следующих мероприятий:

а) организация знакомства родителей детей с тяжелыми психическими и физическими проблемами друг с другом с целью взаимной поддержки;

б) активное вовлечение родителей в психодиагностический процесс. Опыт нашей работы показывает, что родитель, включаясь в психодиагностический процесс, способен более адекватно оценить потенциальные возможности ребенка.

Нередко сам психолог может спровоцировать враждебность у ребенка длительным, бессистемным тестированием, авторитарным стилем беседы и др. Психолог должен помнить, что враждебность ребенка носит защитный характер и за враждебностью и подозрительностью скрывается тревожность. В таких случаях необходимо помочь ребенку разобраться в его подлинных чувствах и тем самым трансформировать враждебность. С этой целью используются разнообразные игровые методы, доступные ребенку, которые способствуют адекватному отражению чувств и переживаний.

Гораздо чаще в процессе консультирования встречается скрытая враждебность к психологу со стороны родителей. Большинство таких родителей не готовы к идентификации своих проблем, и психолог должен помочь родителям вербализовать свои переживания, открыто выразить их, так как любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, затрудняют процесс консультирования.

Анализ психического развития ребенка в сопоставлении с жалобами родителей позволяет психологу подготовить основания для выводов, рекомендаций, формулирования психокоррекционных программ. Психолог использует различные способы и формы консультативной работы в зависимости от проблем клиентов и поставленных задач.

Если психолог сталкивается с психологической неграмотностью родителей, то, перед тем как предоставить родителям соответствующую информацию о ребенке, он должен их подготовить к ее восприятию. Психолог высказывает свое мнение о ребенке, отвечает на вопросы родителей и информирует их о разных аспектах обсуждаемых проблем.

В процессе консультирования детей с проблемами в развитии мы нередко сталкиваемся с искаженным родительским отношением к ребенку, что проявляется в неадекватных стилях семейного воспитания. Перед психологом стоит задача изменения родительского отношения к ребенку. Как правило, единичных консультаций в таких ситуациях далеко недостаточно и ребенок вместе с родителями включается в психокоррекционную работу.

Бывают случаи, когда родители не понимают цели психологического консультирования и обращаются к психологу с просьбой выписать лекарство, лечить ребенка и т.д. Таким родителям рекомендовано обратиться к другим специалистам.

Целью оценочного блока является обобщение достигнутых результатов в процессе консультирования и обсуждение совместно с родителями дальнейших планов работы.

Психологическое консультирование - это первая ступень в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии.

Представленная модель отражает динамику консультативного процесса, однако реальный процесс консультирования значительно обширнее и не всегда подчиняется данному алгоритму. Выделенные нами блоки условны, так как в практической работе их взаимосвязь значительно сложнее, чем в изложенной схеме.

В процессе консультирования важным является объект консультирования (ребенок с нарушениями в развитии и его семья), а также профессиональная компетенция психолога - консультанта и его личностные качества. От формы и степени тяжести психического или физического дефекта ребенка зависит специфика консультативного процесса и его результативность.

Следующим направлением психологической помощи семьям, является психологическая коррекция. Несмотря на высокую практическую значимость, теоретические и методологические проблемы психологической коррекции недостаточно разработаны в отечественной психологии. В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психокоррекции. Тем не менее, психологическая коррекция, является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями нервно-психического развития.

В литературе достаточно подробно описаны многие психокоррекционные техники. Например, нейролингвистическое программирование, психотехнические игры, эмоционально-волевые тренировки и т.п. Но при всем многообразии описанных технических приемов не учитывается самое главное - субъект психологического воздействия. В результате бездумное использование многообразных психотехнических приемов может оказывать негативное влияние на психическое состояние ребенка, а в некоторых случаях и спровоцировать нервно-психическое расстройство.

Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи аномальным детям. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии аномального ребенка.

По мере развития прикладной психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться и при нормальном психическом развитии ребенка. Это обусловлено тем, что важной задачей обучения и воспитания ребенка является повышение его творческого и интеллектуального потенциала, всестороннего развития личности. В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и адресата коррекционных воздействий - от исправления дефектов при аномальном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.

Учитывая широкий спектр применения понятия психологической, существует много разногласий в необходимости его использования. А.С. Спиваковская рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервнопсихических нарушений у детей. Другие - как метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере) или совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Р.С. Немов).

В специальной психологии психокоррекция рассматривается как один из способов психологического воздействия, направленный на выравнивание при отклонениях в психическом развитии ребенка.

Нередко понятие «психологическая коррекция» подменяется понятием «психотерапия». Психотерапия (от греч. psyche - душа и therapeia - уход) - это система специально организованных методов лечебного воздействия, а психокоррекция направлена на исправление тех или иных расстройств.

И психокоррекцию, и психотерапию мы можем рассматривать как способ психологического воздействия. Ряд авторов рассматривают различия между психотерапией и психокоррекцией в сферах их применения. Если психотерапия в основном применяется в клинике неврозов и психосоматических заболеваний, то психокоррекция широко используется в психиатрической клинике (В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков). Другие авторы подчеркивают широкое применение психокоррекции как при решении собственно лечебных психотерапевтических задач, так и с целью гигиены и профилактики (Р.А. Защепицкий, Г.Л. Исурина). «Чем большее значение имеют психологические и социальнопсихологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, - пишет Г.Л. Исурина, - тем больший удельный вес приобретают метод психологической коррекции».

А.А. Осипова выделяет специфические черты психологической коррекции: ориентация на клинически здоровых людей; ориентация на здоровые стороны личности; ориентация на среднесрочную помощь, в отличие от краткосрочной; направленность на изменение поведения и развития личности.

В процессе психологической коррекции детей с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, изменения личности, связанные с заболеванием.

Учитывая вышесказанное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы рассматриваем психологическую коррекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции, Д.Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка или подростка.

Психологическая коррекция должна быть глубже сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на источниках, причинах этих отклонений. В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии выделяются различные модели объяснения причин нарушения развития.

Биологическая модель - объясняет причину нарушения в развитии снижением темпа созревания структур мозга.

Медицинская модель - объясняет причины нарушения в развитии ребенка с точки зрения логики заболевания.

Интерракционная модель - объясняет причины отклонений в развитии детей и подростков в связи с нарушением взаимодействий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного направления, может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка.

Педагогигеская модель - рассматривает причины отклонений в психическом развитии ребенка в явлениях социальной и педагогической запущенности.

Деятельностная модель - рассматривает причины неблагополучия ребенка в связи с несформированностью ведущего вида деятельности.

Таким образом, психологическая помощь - это система психологических воздействий, нацеленных как на семью, воспитывающую ребенка, так и на исправление имеющихся у детей недостатков. При организации психологической помощи необходимо учитывать взаимоотношение в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с заиканием. Опираясь на закономерности развития семьи и личности ребенка, можно выделить следующие направления психологической помощи: психодиагностику; психологическое консультирование; психокоррекцию; психологическую поддержку.

Литература:

  1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. – М., 1999.

  2. Бруменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1991.

  3. Волкова Л.С. Логопедия. - М., 2008.

  4. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1993.

  5. Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.

  6. Кузнецова Л.В. Специальная психология. – М., 2005.

  7. Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. – Л.,1984.

  8. Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Изд.5-е.-Ростов н/Д., 2006.

  9. Сатир В. Психология семьи. – СПб., 2000.

Просмотров работы: 8068