КОРРЕКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА БИБЛИОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОРРЕКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА БИБЛИОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Библиотерапия часто рассматривается как «лечение книгой», что заметно сужает круг решаемых данной научной сферой проблем. Более полным является представление о библиотерапии как научной дисциплине и практической деятельности, имеющей целью целенаправленное воздействие через книгу на читателя/пациента в различных дискомфортных и кризисных ситуациях; информационно-психологическую защиту личности, ее адаптацию и коррекцию поведения.

Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг может быть прослежена в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. Начиная с Платона и далее, люди предлагали для этого такое замечательное средство, как книги. Ученые с давних пор пытаются показать каким способом можно помочь детям и молодежи, применяя методы чтения и библиотерапевтические средства и техники.

Вопросами воздействия литературы на духовный мир и психику человека в нашей стране занимались, с одной стороны, психотерапевты Алексейчик Л.Е., Карвасарский Б.Д. и др, а с другой – библиотековеды и психологи Невский В.А., Миллер А.М., Воробьева К.И., Кабачек О.Л., Рубакин Н.А. и др.

В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.

Библиотерапия может применяться и как вспомогательный метод для решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях и т.д.

Елисеева Ю.А считает, что достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.

Библиотерапия рекомендуется при поведенческих проблемах, при проблемах эмоционально-волевого плана, обусловленных личностными и возрастными кризисами.

Психокоррекционные процессы при библиотерапии условно можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифические процессы характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность.

Специфическиекоррекционные процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на личность или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность,мышление. Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта.

По мнению В.В.Лебединского, О.С.Никольской и др. в подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается некоторый конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблюдаются серьезные неспецифические поведенческие проявления такие, как повышенная агрессивность, тревожность, страхи.

В ходе самопознания подросток пытается сравнивать себя с окружающими людьми: взрослыми, сверстниками. В ряде работ авторов, таких как Эльконин Д.Б., Фельдштейн Д.И., Л.И. Божович, И.С.Кон, Краковский и другие, выделены потребности младших подростков: "погружаться в себя, в свои переживания", самоуважение, потребность в достойном положении среди сверстников, ощущение "равенства среди равных", самопознание в сравнении со сверстниками, взрослыми, стремление к самоутверждению, поиск идентификации (усвоение значимых образцов), стремление добиваться поставленной цели, быть предприимчивым, стремление самостоятельно принимать решения, касающиеся личной жизни, жить в соответствии с собственным видением и пониманием своего места, потребность в близком, доверительном общении с теми взрослыми, которых они уважают; потребность в положительной оценке окружающих.

Как указывает В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер - если потребности не удовлетворяются, то, как правило, это проявляется в падении интереса к учебе, школьной дезадаптации, негативизме, драчливости, своеволии, упрямстве, тревожности в отношении с одноклассниками, формах асоциального поведения, грубости, замкнутости, отсутствии установок, противоречивости черт личности, бравировании или маскировке своих недостатков, формировании чувства неполноценности (возникающее из сознания своей некомпетентности, неуспешности решения конкретных задач чаще связанных с учением, а затем распространяемых на личность в целом), реакции эмансипации и протеста, отказе подчиняться требованиям взрослого, дисморфомании (озабоченности своей внешностью), тревоге, в связи с ощущением заброшенности, ненужности. Дети становятся тревожны в отношении с родителями, взрослыми, погружаются в мир фантастических образов. В поведении наблюдаются фрустрация в форме агрессии или ухода от общения, побеги из дома, снижение уровня адаптивности, не восприимчивость к положительному опыту, удовлетворение желания быть признанным любой ценой

И.С.Кон анализируя работы психиатров, физиологов акцентирует внимание на том, что для эмоциональной сферы подростков характерна психическая неуравновешенность, резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации, нарастание общего возбуждения и ослабление всех видов условного торможения. Подростки могут реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. У девочек наблюдается повышенная слезливость, обидчивость. У мальчиков - двигательная расторможенность.

Исходя из выше сказанного, становится очевидным преобладание специфических коррекционных процессов библиотерапии при работе с подростками с эмоционально-волевыми нарушениями:

-Контрольнад психическими процессами осуществляется путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями, эмоциями, может изменять воздействие на личность как при обычных, так и при сильных переживаниях.

-Эмоциональнаяпроработка.Основное значение - помогает подростку проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны психолога. Это позволяет ребенку научиться более оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или измененных эмоциональных реакций.

-Тренировка. Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение, учитывая свои особенности (недостаточно опыт, застенчивость и т.д.), подросток получает знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.

-Разрешениеконфликта.Это своеобразный синтез контроля, эмоциональной проработки и умений, полученных в результате тренировки в применении к конкретной жизненной ситуации. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни подростка, позволяет ему видеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что ведет к разрешению эмоционального конфликта.

Вместе с тем, читательский портрет подростка во многом определяется в 10—11 лет (младший подростковый возраст). Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге. При благоприятных условиях у ребенка в подростковом возрасте активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к вопросам мироздания, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности.

Однако далеко не у всех подростков мотивация чтения художественной литературы отличается многообразием, а восприятие — глубиной и богатством чувств. Примитивизм восприятия, стереотип развлекательного чтения, ориентация на массовую культуру — характерные явления нынешнего подросткового чтения.

В случае затруднений такого характера у библиотерапии есть решение-применение различных техник и вариантов материала.

1. Громкое чтение литературного произведения (диалоги по ролям): небольшие по объёму произведения зачитываются во время групповых занятий, в больших по объёму произведениях берутся отдельные главы или эпизоды

Особенности устной речи – экспрессия, интонация, выделяющие главное в тексте или то, что осталось бы не выявленным при самостоятельном чтении, – облегчает процесс восприятия.

2. Групповое обсуждение с использованием «Метода Дельфина»: обсуждение книги устремляется то в глубину произведения, то возвращалось к жизненным ситуациям. Размышления о конкретном произведении активизируются постановкой вопросов со стороны библиотерапевта. Важно связать новый опыт с реальной жизнью. Нужно больше опираться на чувства, эмоции и переживания подростков, избегать менторского тона, желания поучать.

3. Пересказ прочитанного произведения от первого лица и от имени различныхперсонажей литературного произведения. Между участниками выбираются и распределяются персонажи, от имени которых и рассказывалось произведение. Каждая новая литературная версия обсуждается всеми членами группы.

4. Творческие задания: сочинение рассказов, написание отдельных сцен и эпизодов, придумывание будущего героев. Подросток должен со-размышлять вместе с автором, соучаствовать в действии, став автором собственных сочинений, он легче поймёт других авторов.

После того как произведение пересказано, участники придумывают к нему продолжение. Продолжение рассказа может быть групповым и индивидуальным.

5.Метод «иллюстрирования литературного произведения» включает выполнение инструкции выступить в роли художника-иллюстратора. Участникам предлагается выбрать эпизод, героев книги и изобразить их в цветном или чёрно-белом варианте. Работа завершается обсуждением процесса деятельности и результата коллективного творчества.

6. Сочинение по картинкам, коллажи, карты Проппа – используя предложенный изобразительный материал участники охотней раскрывают свой внутренний мир.

Предлагается набор карт, на каждой из которых записана функция с соответствующим рисунком. Карты Проппа позволяют абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации.

7. Задания на дом: предлагается отождествить себя с персонажем произведения и изложить текст книги заново, с позиции выбранного образа. Также предлагается в качестве домашнего задания чтение отдельных литературных произведений, глав, эпизодов.

8.Взаимодействие и сотрудничество с родителями и педагогами. Проходит в форме групповых бесед о книгах, о восприятии детьми литературных произведений; о возрастных особенностях детей подросткового возраста.

Таким образом, библиотерапевтические процессы не ограничивается только общением читателя с книгой, диалогом с автором. Неоценимую роль в терапевтическом процессе играет литературно-художественное творчество самого индивида, то есть освоение им позиции автора, читателя, ведущего, участника и т.д. Именно такая позиция дает возможность посмотреть на обстоятельства, события и отношения (даже самые драматические) объективно, всесторонне, то есть мудро, и уравновесить, привести в гармонию свои внутренние переживания, разрешить психологические проблемы. Это совпадает с задачами терапии и с задачами воспитания личности, индивидуальности. Терапия творчеством неслучайно признана ныне уникальным средством, фактором личностного роста - особенно, если речь идет о ребенке, подростке.

Данные преимущества библиотерапевтического процесса, а именно разнообразие коррекционных средств и возможность проявлять активность, являются положительным критерием для работы с подростками с эмоционально-волевыми нарушениями.

Литература

  1. Балашова Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. – М.: БМЦ, 2001.

  2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем.- М.:Педагогика, 1991.

  3. Елисеева Ю.А. О психологичяеских механизмах библиотерапии: взгляд культуролога // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. – М.: БМЦ, 2007.

  4. Кабачек О.Л. Библиотерапия как она есть // Библиотечный психолог: грани творчества. – М.: "Школьная библиотека", 2002.

  5. Казаринова И.Н. Влияние межчитательского общения на читательскую деятельность личности в кризисном состоянии, // Что мы читаем? Какие мы? Сб. науч. тр. - СПб.: РНБ, 2008.

  6. Карданова М.В. К софийной библиотерапии // Библиотерапия: задачи, подходы, методы. - М.: БМЦ, 2007.

  7. Краковский А.П. Трудный возраст. - М.: Просвещение, 1996.

  8. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. – М., 2007.

  9. Кукарев Н.С. Использование символов волшебных сказок в работе по самопостижению личности // Библиотерапия: задачи, подходы, методики. - М.: БМЦ, 2008.

  10. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1996.

  11. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Межд. Нар. пед. акад., 1995.

  12. Тихомирова И.И. Что такое библиотерапия и могут ли книги врачевать душу? // Домашняя школьная библиотека. – 2008. - № 1.

Просмотров работы: 6284