В лыжном спорте, связанном с продолжительной циклической работой, решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости, или, выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок юных спортсменов-лыжников. За последние годы накопилось много источников литературы по вопросам развития выносливости в циклических видах спорта. Большое внимание в них уделяется и развитию этого физического качества у начинающих лыжников-гонщиков 13-14 лет, поскольку этот возраст считается самым благоприятным для начала занятий лыжным спортом.
В практике юных спортсменов нельзя применять все средства и методы по развитию выносливости (особенно специальной) лыжников старших разрядов. Эффективное использование в тренировке юных спортсменов 13-14 лет играют средства и методы, которые способствуют сохранению здоровья, повышению работоспособности и пополнению кандидатов в национальную команду, то есть воспитание спортивного резерва.
Объектом исследования явилась методика комплексного развития выносливости у лыжников-гонщиков в возрастной категории 13-14 лет.
Предмет изучения составляет комплекс средств и методов, используемых в процессе развития выносливости, а также комплекс психофизиологических показателей, используемых в процессе контроля над развитием выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Целью исследования является оптимизация средств и методов, используемых в развитии общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет.
В работе были поставлены следующие задачи: изучить и обобщить научно-методическую литературу по физиологическим основам всех видов выносливости, психофизиологическим особенностям реакции организма на развитие этого физического качества подростков; выявить наиболее рациональное применение средств и методов развития выносливости юных лыжников-гонщиков 13-14 лет и проанализировать основные виды контроля в тренировочной практике.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Обобщение опыта накопленного тренерами СДЮСШОР.
3. Анализ рабочей программы СДЮСШОР.
4. Анализ протоколов соревнований и просмотр спортивных дневников участников исследования.
Для проведения первого исследования были сформированы 2 группы: в первую входили спортсмены 13-14 лет, имеющие массовые разряды, тренирующиеся в СДЮШОР№3 г. Кемерово по лыжным гонкам под руководством тренера Шадрина Юрия Васильевича, во вторую такого же возраста – под руководством тренера Шадриной Фаины Георгиевны.
Всего в исследовании принимали участие 20 спортсменов, по 10 человек в каждой группе. Исследования проводились в течение 2-х лет.
Суть исследования заключалась в выявлении рациональных средств ОФП, которые дополнительно применяют тренеры помимо всех общепринятых средств ОФП.
Правильное решение проблемы воспитания выносливости в возрастном аспекте непосредственно связано с рациональным подбором средств и методов тренировки, а также с нормированием тренировочных нагрузок. Учитывая всё это перед нами стоит задача - изучить развитие выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет путём исследования средств и методов пригодных для развития этого физического качества у спортсменов данного возраста, а также определить уровень нормы тренировочных нагрузок для начинающих спортсменов. Достижение высоких спортивных результатов наряду с сохранением здоровья возможно только в том случае, если организм развивается всесторонне.
Спортивная тренировка рассматривается как многолетний процесс, направленный на усовершенствования функций и систем организма занимающихся, на формирование у них определённых двигательных навыков и развития их физических качеств, для достижения высоких спортивных результатов.
В сравнении таблиц первого года обучения у тренеров Шадриной Фаины Георгиевны и Шадрина Юрия Васильевича были выявлены некоторые расхождения, от тренировочной программы СЮШСШОР№3, в которой проходило исследование. Они заключались в замещении лыже-роллерной подготовки на кроссовую и имитационную, т.к. на территории г. Кемерово нет ни одной роллерной трассы. А также объёмы лыжной подготовки у Шадриной Ф. Г. значительно выше. Это объясняется тем, что она выезжает на учебно-тренировочный сбор в п. Белогорск, где лежит снег, в начале ноября, когда в г. Кемерово ещё снега нет. позволяет юным спортсменам повышать тренировочный объём лыжной подготовки и совершенствовать техническую базу.
В таблицах третьего года обучения тренеров Шадриной Фаины Георгиевны и Шадрина Юрия Васильевича так же присутствуют отклонения, относительно рабочей программы и между собой. Эти отклонения объясняются тем, что Шадрина Ф. Г. имеет возможность выезжать на учебно-тренировочные сборы в спортивный лагерь «Спутник» и «Дельфин». У Шадрина Ю.В. такой возможности нет и его тренировочный план схож с рабочей программой СДЮСШОР№3, в котором объем лыже-роллерной подготовки значительно ниже.
Таблица 7
Средства подготовки спортсменов, используемые тренерами в исследуемых группах
Тренеры |
ОФП |
СФП |
Другие средства ОФП (ч/нед.) |
|||
Бег (км) |
ОРУ (ч.) |
Роллеры (км) |
Имитация (км) |
Лыжи (км) |
||
Шадрин |
900-1100 |
140-160 |
800- 900 |
400-500 |
1300-1400 |
Велосипед (кросс-кантри)-3 |
Шадрина |
900-1000 |
150-165 |
1200-1400 |
400-600 |
1500-1700 |
резина |
В нашем практическом исследовании мы определили, что тренеры используют при подготовке спортсменов тренировочные нагрузки несколько отличающихся от рекомендаций литературных источников.
Общая нагрузка за тренировочный год в беге несколько превышает рекомендации литературных источников (рекомендации - 695 км; средний показатель - 1000 км).
Общая нагрузка за тренировочный год в передвижении на лыжах практически соответствует рекомендациям литературных источников (рекомендации - 1400 км; средний показатель-1500 км).
Объемы нагрузки в ходьбе и имитации соответствуют рекомендуемым объемам.
В передвижении на лыжероллерах показатели нагрузок у ряда тренеров не достигают рекомендуемых объемов (рекомендации-1100 км; средний показатель - 900 км.), в связи с недостаточной возможностью выезда на учебно-тренировочные сборы.
Но в целом показатели тренировочных объемов у данных групп примерно одинаковые.
Поэтому в дополнении к общепринятым средствам ОФП мы рассмотрели дополнительные средства, которые тренеры использовали в подготовке спортсменов исследуемых групп, таковыми явились: велосипед (кросс-кантри, шоссе), резина, молот и фитнесс.
Вследствие чего проанализировав протоколы соревнований (летнего юношеского чемпионата и первенства Кемеровской области по ОФП и лыжероллерам) и контрольных стартов, в которых принимали участие спортсмены из исследуемых групп мы пришли к выводам, что именно дополнительные средства ОФП послужили столь весомым аргументом в распределении мест в итоговых протоколах соревнований. Так как мы наблюдали прямую зависимость и подтверждение этому.
У Шадрина Ю.В. спортсмены лучше выступили в многоскоке (т.к. в подготовке использовался велосипед, который укрепляет мышцы бедра, а эти мышцы непосредственно участвуют при выполнении данного норматива).
Подопечные Шадриной Фаины Георгиевны отлично выступили в подтягивании (т.к. в их подготовке применялось такое средство, как резина, которое в свою очередь благоприятно влияет на развитие верхнего плечевого пояса, за счет которого в основном выполняется этот норматив).
Таким образом, организм 13-14 летних подростков недостаточно приспособлен для максимального развития общей и специальной выносливости, что связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата в этом возрасте и с тем, что работа по развитию выносливости является значительным бременем для энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста;
Серьёзная специальная работа по развитию выносливости у лыжников-гонщиков должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но фундамент её можно закладывать уже в подростковом возрасте, при занятиях с лыжниками-гонщиками 13-14 лет;
При планировании подготовки лыжников-гонщиков 13-14 лет обычно используют все методы подготовки лыжников-гонщиков, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла); так на начальных этапах подготовки в этом возрасте не применяют методы оказывающие «жёсткое» воздействие на организм (например, интервальный метод);
Контролируя процесс развития выносливости у подростков занимающихся лыжными гонками, необходимо учитывать степень влияния прерываемых и непрерывных методов тренировки, различного рода факторов на функциональную и спортивную подготовку юных спортсменов, чтобы не привести к перетренированности и переутомлению детский организм, не нанести вред здоровью занимающегося;
В общей и специальной подготовке юных лыжников-гонщиков 13-14 лет необходимо учитывать как итоговые, так и промежуточные контрольные нормативы, с помощью которых определяется специальная подготовленность юных спортсменов.