ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ШКОЛЕ

Акаева Н.Б. 1, Ризаева Ф.Р. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» (филиал в г.Хасавюрте)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По своему воспитательному образовательному уровню школьная среда в силах влиять на развитие села, формируя у его жителей активную жизненную позицию, поскольку авторитет учителя в селе до сих пор очень велик. Как показывает практика, существует особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся в сельской школе, как следствие социальных и территориальных условий проживания, а также кровнородственных отношений.

В случае если в селе прекращает существовать школа, родители неминуемо вынуждены оставлять рабочие места и даже покидать деревню. Часто только одна школа и дает мотивацию сельчанам для того, чтобы не уезжать, пока дети учатся. Известны случаи, когда школа своей активной работой с населением спасала от вымирания деревню, организуя культурно-просветительский досуг. Если школа являет собой пример уважительного отношения к ребенку, его семье, истории края, наполнена атмосферой творчества, тогда она привносит дух творчества в жизнь каждой семьи. Нельзя не отметить важность именно этого компонента для сельских школ Республики Дагестан.

Для дагестанских народов характерны очень тесные родственно-семейные (тухумные) отношения (не обязательно построенные по принципу кровного родства). Если славяне считают близкими родственниками прямых бабушек и дедушек, двоюродных братьев и сестёр, то у представителей дагестанских этносов этот круг существенно расширен. С одной стороны, такое положение дел способствует эффективной социально-педагогической деятельности в условиях сельского социума, а с другой - несколько затрудняет её (при коррекционно-педагогической работе затруднён объективный подход, возможно возникновение обид и ссор из-за восприятия социального педагога, прежде всего, как родственника).

К тому же, дагестанский аул (село) – это нечто, подобное социальному организму, состоящему из тесно сплетенных друг с другом клеток-семей. Человек в нем с раннего детства оказывается в атмосфере благоприятных для нравственного, трудового, физического и эстетического развития отношений, он чувствует себя неотделимой частицей джамаата, сыном не только своих родителей, но и родного тухума и всего джамаата-земляков, сознающих себя единым коллективом. Так его рассматривают и окружающие. А это, несомненно, повышает ответственность человека к себе, своим словам, поступкам, отношениям с людьми, ибо для их оценки существует такое верное и чуткое мерило, как общественное мнение, слово джамаата. Третий компонент - подсистема деятельности и общения.

Именно этот компонент является системообразующим фактором, благодаря которому поддерживается целостность, устойчивость и неповторимость системы. В сельской школе роль системообразующего фактора выполняют различные виды деятельности. Это могут быть: коллективная и индивидуальная деятельность по освоению ценностей национальной культуры, трудовая и клубная деятельность, краеведение, познавательная деятельность. Они могут объединяться в крупные организационные формы, позволяющие превратить воспитательные усилия в крупные «дозы воспитания». Четвертый компонент - это внутренняя и внешняя среда, освоенная школьным коллективом. В сельской школе сами условия жизни учащихся (социальные, территориальные, экономические и т.д.) способствуют их ознакомлению с окружающей средой.

И, прежде всего, в силу компактного проживания всех сельчан, общество которых пронизано всевозможными связями и отношениями. И главная задача учителя - поддерживать любые полезные инициативы социума в воспитании детей, обеспечение участия родителей и сельской общественности в делах и управлении школой. Многолетние попытки сблизить город и село не удались. И потому сегодня особенно важно учитывать региональную специфику и традиции сельской школы, развивать ее много профильность и много вариантность: устанавливать и регулировать правовые и экономические отношения школы с другими социальными институтами села. В условиях рыночной экономики в правовом статусе школы должно учитываться ее право брать в аренду землю, взимать налоги за использование своего имущества, вступать в договорные отношения, видоизменять свою направленность, производить продукцию, реализовывать ее и т.д. Вопросами школы вообще и особенно, сельской, в последнее время занимаются различные люди, зачастую далекие от школы.

Система образования на селе призвана обеспечить достаточно стабильное воспроизводство основных социальных и профессиональных групп. С этой функцией сельская школа в силу известных причин пока не справляется. Между тем само понятие «сельская школа» сформировалось еще до революции в условиях сельской общины, а в перестроечной суете стало понемногу размываться. Даже в эпоху коллективизации сельского хозяйства общинный характер сельской школы сохранился, что дало ей возможность сыграть существенную роль в развитии образования на селе. К сожалению, этого нельзя сказать о современной ситуации. Современная наука рассматривает сельскую школу как собирательное понятие, которым обозначаются различные по типам и видам деятельности, условиям функционирования общеобразовательные школы в сельской местности.

Однако наиболее полное и обширное определение сельской школы, на наш взгляд, предложено М.П. Гурьяновой: «Сельская школа – это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и решающих задачу базового общего среднего образования, сельскохозяйственной подготовки школьников, а также выполняющих социокультурную и социально-педагогические функции».

За последние десять лет особенно обострились несоответствия и противоречия между:

- возросшими потребностями образовательных учреждений села в государственной помощи и поддержке на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и резким снижением уровня государственного управления, социального прогнозирования; -существующей зависимостью финансово-экономического обеспечения сельской школы от наполняемости бюджетов местных муниципальных образований, ведущей к неравенству возможностей и условий работы сельских школ различных регионов;

- возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной, сельскохозяйственной, общекультурной, нравственной подготовки подрастающего поколения и ограниченностью образовательных возможностей сельской школы, отсутствием концепции ее устойчивого развития в новых социально-экономических условиях; нормативно-правовой необеспеченностью ее деятельности в изменившихся социальных условиях жизни общества;

- повышением социальной и культурной роли школы, сельского учителя в условиях свертывания социокультурной сферы жизни села и резким падением престижа педагогического труда, низким уровнем заработной платы, отсутствием средств на учебно-методическое оснащение образовательного процесса, в том числе системы дополнительного образования на селе;

- возросшими потребностями аграрного сектора страны в сельскохозяйственной подготовке выпускников школ и отсутствием новой стратегии допрофессиональной подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду, нормативно-правовой, материально-технической необеспеченностью системы трудового воспитания сельских школьников в современных условиях;

- потребностями образовательных учреждений села в инновационной деятельности, обеспечивающей их выживание и развитие, и отсутствием современной нормативно-правовой базы функционирования инновационных образовательных учреждений села;

- необходимостью масштабного информационно-технического переоснащения, компьютеризации образовательных учреждений села и отсутствием программы по их реализации. В числе проблем - отсутствие нового механизма взаимодействия школы и социально-производственной сферы в рамках одного населенного пункта, территории местного самоуправления; не разработанность нового образовательного явления «муниципальное образование», «муниципальная образовательная система».

Серьезной проблемой является для сельской школы передача функций ее управления местным администрациям исполнительной власти. Эксперты национального образования республики, утверждают, что «... необходимо определить новый, особый статус сельской школы. Условно: общеобразовательная техническая сельская школа. Для нее необходим специфический базисный учебный план, включающий до профессиональную и начальную профессиональную подготовку. Учебные предметы по до профессиональной и начальной профессиональной подготовке материально и программно-методически, по нашему мнению, должны обеспечиваться на уровне общеобразовательных предметов.

Как показывает многолетний опыт, более двух третей выпускников школы после учебы в профессионально-учебных заведениях возвращаются в родное село. Но к современному работнику предъявляются на рынке труда жесткие требования: образовательный уровень, профессиональная мобильность, выносливость, духовная культура, творческий подход, коммуникабельность и т.п. Исходя из этого, роль педагога видится в помощи семье и учащимся по осознанию законов рыночных отношений, когда труд человека становится товаром.

Аспект развития личности с такими ярко выраженными качествами, как самостоятельность, ответственность, деловитость, инициативность, честность, предприимчивость, - все это должно быть положено в основу учебно-воспитательной работы каждой сельской школы. Огромное внимание бедам и проблемам сельской школы уделяет и М.П. Гурьянова, руководитель ВНИКа «Сельская школа и социум». По ее мнению, критическое положение школ - прямой результат социально-экономического кризиса общества, экономики и социальной сферы села. Это следствие упадка сельхозпредприятий - мощных союзников в решении задач трудовой подготовки школьников, а также результат снижения уровня государственного управления сельской школой и отсутствия научной поддержки со стороны Российской академии образования.

В силу этого возникает первая проблема: состояние работы и качество образования в сельской школе стало более зависимым от региональных факторов. В частности, от экономических возможностей региона, в котором она функционирует (регион - донор или регион дотационный), от политической воли и профессиональной компетентности руководителя субъекта Федерации в сфере образовательной политики; от экономического положения сельхозпредприятия, расположенного на территории местной администрации, от состояния социальной сферы. И только в последнюю очередь - от уровня государственной поддержки и помощи органов управления образованием. Молодые учителя в сельские школы идут неохотно. Во многих школах происходит отток учительских кадров, отдельные предметы вообще не ведутся. Или присутствует другая крайность: учителя ведут несколько предметов вне зависимости от базового образования».

Из этого следует вторая проблема: сегодня сельский учитель поставлен в такие условия жизни и профессиональной деятельности, когда он не может хорошо выполнять свои профессиональные обязанности. Вынужденные заниматься подсобным хозяйством учителя не могут добросовестно готовиться к урокам. Но даже при наличии свободного времени сельские педагоги лишены возможности качественно готовиться к урокам: нет денег, чтобы купить методическую литературу, подписаться на методические журналы, посещать курсы повышения квалификации и т.д. Существенно меняется ситуация в связи с внедрением нацпроектов в сфере образования: появились школы-миллионеры, учителя получили десятки грантов по президентской программе и т.п.

Третья проблема: изменившийся за последние годы контингент учащихся. Факторы риска, которым сегодня подвержено сельское население (низкие зарплаты, безработица, алкоголизация населения), больнее всего ударили по детям. На селе, с одной стороны, резко сократилась рождаемость, с другой - увеличилось число детей с нарушениями речи, психики, с ослабленным здоровьем, детей, не получающих дошкольное образование.

Проблема четвертая: «дети вне образования». Одни из них не посещают школу, потому что голодны, разуты и раздеты, не имеют письменных принадлежностей. Другие - потому, что по тем или иным причинам сами оставили школу или были из нее отчислены. На заседании Республиканской межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Дагестан Министерства образования, науки и молодежной политики РД по итогам лета 2006 года были освещены все положительные и отрицательные стороны организации детского отдыха в Дагестане.

Основная проблема наших оздоровительных лагерей – это недостаток финансирования и слабая материально – техническая база, т.к. с 2000 года средства республиканского и федерального бюджета, выделяемые для этих целей, остались на прежнем уровне, соответственно возросла стоимость путевки. Вследствие этого количество детей, сумевших отдохнуть и поправить здоровье в летнее время, по сравнению с 2005 годом сократилось на 11787 человек. Всего же лагеря РД сумели в этом году охватить отдыхом и оздоровлением 71289 человек, что составляет только 16% от общего количества детей в возрасте от 7 до 15 лет. В докладе не отмечалось, какое количество сельских школьников входило в число отдыхавших.

Занятий во внеурочное время в сельской школе практически не проводится из-за отсутствия времени у учителя; да и дети, занятые домашним хозяйством, не всегда могут и стремятся посещать предлагаемые секции, кружки и пр.; закрываются дошкольные учреждения. Проблема пятая: разрушение системы трудовой подготовки сельских школьников, которая обеспечивала получение учащимися сельских школ определенного уровня сельскохозяйственных знаний и умений.

Как отмечает Г.П. Пичугина, в практике сельских школ наметились две тенденции. Часть школ, пользуясь возможностью, предоставленной Законом РФ «Об образовании», полностью исключила трудовую подготовку по сельскохозяйственному профилю из своих учебных планов, мотивируя это разрушением имевшейся ранее материально-технической базы, обеспечиваемой колхозами и совхозами. Несколько поколений выпускников сельских школ не изучали основ сельского хозяйства даже в минимальном объеме. В 90-е годы многие сельские школы пытались организовать подготовку учащихся к фермерскому труду, включая в учебные планы спецкурсы по сельскому хозяйству.

Итоги первых лет работы показали, что в настоящее время массовая подготовка учащихся к труду фермера не оправдала себя. Задачу сельской школы в сфере подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду определяет как формирование «сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение каждого выпускника, тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит ему выжить за счет грамотного хозяйствования на земле. Существуют и другие проблемы сельской школы. К региональным проблемам сельской школы как исходной базы подготовки будущих специалистов сельского хозяйства необходимо внимание не только местных органов власти, но и федеральных.

Пока поступил первый сигнал: интеллектуальный потенциал сельского хозяйства страны в своем развитии остановился. Сегодня школа на селе вынуждена выполнять множество функций, в том числе и функцию замены социально-педагогических служб. Фактически сегодня школа - единственный инициатор социально-педагогической работы с детьми и семьями. Благодаря совпадению места работы и жительства сельских учителей у них появляется возможность постоянного социального контроля и наблюдения. Школа также практически в полном одиночестве занимается оздоровлением среды обитания, преодолением отчужденности детей и родителей, восстановлением значения народной педагогики, создавая близкую к семейной атмосферу образования.

Просмотров работы: 2034