ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Гришанкова И.В. 1
1Тверской государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экскурсия — особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка) [7, 16].

В педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность непосредственно связать события прошлого с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого, что, несомненно, вызывает у школьников повышенный интерес.

Экскурсионную работу очень важно проводить не только в средних и старших классах, но и на начальной ступени образования. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладываются основы воспитания любви, чувства гордости и уважения к истории родного города, родной страны. Материалом таких экскурсий может стать изучение жизни и творчества писателей и поэтов, которые творили в нашем краю. В процессе работы над литературной экскурсией, учителя могут столкнуться с проблемой их подготовки и проведения. Это связано с методической не разработанностью экскурсий такого типа, а также однообразностью применяемых методов в процессе показа и рассказа изучаемых объектов. Целью нашей статьи является описание методики организации и проведения школьной экскурсии, а также разработка тематической литературно-биографической экскурсии «И.А. Крылов в Твери» для детей младшего школьного возраста.

Разработкой экскурсионного метода занимались такие известные педагоги, как Я. Герд, Д. Н. Кайгородов, К. П. Ягодовский, Б. Е. Райков, Н. А. Гейнике и др. Б. Е. Райков определил сущность экскурсионного метода как связь локального и моторного принципа [5] Н.А.Гейнике разработал теорию экскурсионного дела, в основе которой – воспитание зрительной культуры, умения «видеть» город [1]. Б.В. Емельянов впервые определил, что показ, рассказ и движение являются не методами, а основными составляющими экскурсии [2].

Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они тесно связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно достигнуть высокого качества проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить следующие этапы:

  • «определение цели и задач экскурсии,

  • выбор темы,

  • отбор литературы, составление библиографии и определение других источников материала,

  • отбор и изучение экскурсионных объектов,

  • составление и обход/ объезд маршрута,

  • подготовка текста экскурсии,

  • комплектование «портфеля экскурсовода»,

  • выбор методических приемов проведения экскурсии» [3, 9-10].

Работа над любой новой экскурсией начинается с определения ее темы, цели и задач. Тема — это то, что объединяет все объекты экскурсии в единое целое. Цель экскурсии состоит в том, чтобы определить ради чего учащимся показываются те или иные объекты. Задачи экскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.

В ходе разработки новой экскурсии отбирается литература, которая поможет раскрыть тему, составляется библиография и определяются другие источники материала.

Показ объектов занимает главное положение в процессе проведения экскурсии. На ее качество оказывает большое влияние правильный отбор объектов, их количество и последовательность показа. После отбора объектов, учитель составляет маршрут экскурсии, который должен способствовать раскрытию темы.

В процессе подготовки экскурсии, учителю необходимо составить текст экскурсии, который соответствовал бы следующим требованиям: «краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык» [2, 129]. Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст должны быть включены материалы вступительного слова и заключения экскурсии.

Во вступлении обычно проводится инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения в общественных местах, а также сообщается о теме экскурсии, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад. В основной части происходит показ экскурсионных объектов. При этом важно подобрать объекты таким образом, чтобы они помогали раскрыть содержание темы экскурсии. В заключении подводится итог содержания экскурсии и делаются выводы.

Следующим этапом подготовки является комплектование «портфеля экскурсовода». В него входят наглядные пособия, используемые в процессе экскурсии: фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки и т.д.

Очень важно, чтобы экскурсия была интересной и по своей тематике и содержанию удовлетворяла возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

«Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта» [2, 130].

Все методические приемы по своему назначению можно разделить на следующие группы:

– приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);

– приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии [2].

Приемы показа позволяют упростить наблюдение объекта, выделить его характерные особенности. Благодаря этим приемам учащиеся могут мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить его детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде.

Можно выделить следующие основные приемы показа:

  • предварительного осмотра

  • панорамного показа

  • зрительной реконструкции (воссоздания)

  • зрительного монтажа

  • локализации событий

  • абстрагирования

  • зрительного сравнения

  • интеграции (восстановление, восполнение)

  • зрительной аналогии

  • переключения внимания

  • движения [3].

Приемы рассказа — это приемы, построенные на описании объекта, в ходе которого учитель может применить приемы справки, репортажа или цитирования, которые помогут учащимся понять суть изучаемого.

Методические приемы рассказа можно разделить на две группы:

  1. «Объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

  2. Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей» [2, 135].

Завершает подготовку экскурсии составление методической разработки. В ее структуру входят следующие разделы: описание маршрута экскурсии, остановки и объекты показа, ее продолжительность на каждом из этапов, наименование подтем и перечень основных вопросов, составляющих содержание экскурсии, организационные и методические указания.

Методическую разработку рекомендуется составлять по следующей схеме:

Маршрут экскурсии

Остановки

Объекты показа

Продолжительность экскурсии

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организационные указания

Методические указания

             

Плодотворность экскурсии во многом зависит от техники ее проведения. Важно правильно расстановить группу у объекта, организовать выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), соблюдать план в экскурсии, следить за отведенным временем на экскурсию. Сюда также входит работа с «портфелем экскурсовода», ответы на вопросы экскурсантов и т.д.

Для примера использования экскурсии на уроках литературного чтения приведем тематическую литературно-биографическую экскурсию «И.А. Крылов в Твери», которую можно провести как итоговую работу после изучения творчества и биографии баснописца.

Тема: И.А. Крылов в Твери.

Цель: изучение памятных мест города, связанных с жизнью и творчеством И.А. Крылова.

Задачи:

  1. познакомиться с памятным местами Твери, связанными с жизнью и творчеством И.А. Крылова;

  2. воспитывать любовь, чувство гордости и уважения к истории родного города;

  3. развивать наблюдательность, память, внимание, пространственное воображение.

По месту проведения: городская экскурсия;

по способу передвижения: автобусная;

по форме проведения: экскурсия-урок;

продолжительность экскурсии: 1 ч 30 мин.;

состав экскурсантов: учащиеся младших классов;

фамилии составителей методической разработки: Гришанкова И.В. — учитель начальных классов МОУ СОШ № 29 г. Твери.

Методическая разработка экскурсии:

Маршрут экскурсии

Остановки

Объекты показа

Продолжительность экскурсии

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организационные указания

Методические указания

Пер. Никитина, д.12 (МОУ СОШ № 29) — ул. Горького— Комсомольский пр-т — Тверской пр-т—ул. Новоторжская—ул. Володарского—ул. Крылова— Татарский пер.

Ул. Крылова д.20

Улица Крылова

Время проезда до 1 остановки 20 мин.

10 мин.

Улица, названная в честь И. А. Крылова

1.Каково старое название этой улицы?

2.Почему она так называлась?

3.В каком году, и по какому случаю переименована в ул. Крылова?

Проговариваются правила поведения учащихся в общественных местах, правила дорожного движения во время пешеходной экскурсии, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Показ улицы Крылова и движение по ней в сторону Татарского переулка. Справка о старых названиях улицы.

ул. Советская д.32 (здание ТЮЗа) — ул. Софьи Перовской—

ул. Советская д.32

здание ТЮЗа

20 мин.

Здание Тверского магистрата (ныне ТЮЗа).

1. С какого возраста И.А. Крылов начал службу в магистрате?

2. Какую возможность давал ему опыт работы в губернском магистрате?

После выхода из автобуса, учащиеся организованно переходят дорогу по пешеходному переходу и проходят к зданию ТЮЗа.

Приемы локализации событий при показе здания ТЮЗа, движения;

приемы описания и объяснения при рассказе.

Набережная реки Тьмаки— ул. Бебеля — Волжский проезд—наб. Афанасия Никитина—ул. Скворцова-Степанова— пер. Никитина, д.12 (МОУ СОШ № 29)

набережная реки Тьмаки

Памятник И.А. Крылову

20 мин.

Время проезда до конечной остановки 15 мин.

Памятник И.А. Крылову

1. В каком году был воздвигнут памятник?

2.Сколько создано горельефов на темы крыловских басен в этом сквере?

3. Назовите названия этих басен.

Проговариваются правила поведения участников экскурсии у памятников истории культуры.

Приемы предварительного осмотра, абстрагирования, зрительной аналогии, переключения внимания и движения при показе памятника. Приемы описания, объяснения и вопросов-ответов при рассказе учителя.

Текст экскурсии «И.А. Крылов в Твери».

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по различным местам Твери, которые хранят память о жизни и творчестве великого русского баснописца — Ивана Андреевича Крылова! Маршрут наш будет пролегать по центру города. Мы прогуляемся по улице, которая носит имя баснописца, побываем у здания, в котором служил Иван Андреевич, а также посетим сквер на берегу реки Тьмаки, воздвигнутый в честь великого русского поэта-баснописца.

Так как мы будем путешествовать на автобусе, то следует повторить правила поведения в транспорте, а также правила дорожного движения. Сегодня нам предстоит поездка по памятным местам города, поэтому необходимо возобновить знания о правилах поведения у памятников истории культуры.

Отправляемся на первый объект нашей экскурсии — улицу, названную в честь И.А. Крылова. Основание для того, чтобы связать память о Крылове с нашим городом, стали многие обстоятельства личной и творческой жизни этого поэта.

Иван Андреевич Крылов родился 13(2) февраля 1769 г. в Москве в семье бедного армейского офицера. В 1774 г. отец Крылова, вышел в отставку и поселился в Твери на улице Секретарской. «Называлась она так потому, что ее каменные и деревянные дома – особняки населяли преимущественно чиновники старой Твери. Позже носила название улицы Вольной. Переименована в 1944 году в честь И.А. Крылова в связи со столетием со дня смерти писателя» [4, 3]. Дом, в котором жил Иван Андреевич, к сожалению, не сохранился. Ребята, давайте прогуляемся по этой улице, ведь когда-то по ней ходил великий баснописец!

Далее мы отправляемся к зданию Тверского магистрата, в котором служил И.А. Крылов. Ныне в этом здании располагается театр юного зрителя. Отец Крылова получил место председателя Тверского губернского магистрата, руководившего судебно-административными и налоговыми делами города. Умер он 28 марта 1778 г. Ивану в это время было 9 лет. Жили Крыловы бедно, и он не мог получать систематического образования и был записан на службу— подканцеляристом в калязинском уездном суде, а затем был переведен в тверской магистрат. Работа в губернском магистрате давала ему возможность наблюдать жизнь всех сословий. Разбиравшиеся здесь судебные тяжбы купцов и мещан, типы истцов, ответчиков и просителей знакомили его с этой стороной жизни. «Такие басни, как «Волк и ягненок», «Крестьянин и овца», «Крестьянин и лисица», «Мирская сходка» и многие другие, в которых отражены произвол, безнаказанность сильных и богатых и беззащитность бедных, могли быть созданы им по личным наблюдениям и впечатлениям, полученным в Твери. Рассказы об этих тяжбах Крылов мог слышать и от отца, человека неподкупной честности» [6, 46].

В детстве Крылов часто бродил по городу и слушал русскую народную речь, ставшую для него источником многочисленных ярких образов. Красоту народной речи помогла почувствовать мальчику и тверская бабушка Матрена Ивановна Крылова, принимавшая активное участие в воспитании внука.

В Твери Иван научился читать и писать. Множество раз перечитывал мальчик книги, которые отец оставил ему в наследство, в том числе сборник басен Эзопа, произведший на него огромное впечатление. Знакомство с семьей богатых помещиков Львовых, покровительствовавших ему, позволило Крылову заниматься арифметикой и французским языком, а благодаря встрече с уличным музыкантом – итальянцем синьором Луиджи, он стал понимать итальянский язык и научился играть на скрипке.

Первые басни им были написаны в 1788 г., а первая книга «Басни Ивана Крылова» увидела свет в 1809 г. Крылов написал более двухсот басен. Многие из них переведены на десятки языков мира. Крылов не создавал басни специально для детей, но, благодаря интересным сюжетам, ярким образам героев, точным языковым выражениям, они прочно вошли в круг детского чтения.

Последняя остановка нашей сегодняшней экскурсии — памятник И.А. Крылову, установленный возле набережной реки Тьмаки. Погуляйте по скверу и рассмотрите памятник и горельефы, на которых изображены сюжеты басен Ивана Андреевича.

Памятник был открыт 14 августа 1959 года. Скульпторы работы — С.Д. Шапошников, Д.В. Горлов, архитектор Н.В. Донских. Памятник, выполненный из бронзы и высотой 4 метра, стоит на гранитном постаменте высотой около 3 метров. Находится в сквере возле площади победы. По сторонам от памятника установлены 4 стелы, на каждой из которых имеется по 2 горельефа с известными персонажами басен Крылова. Работа над этим монументом продолжалась 14 лет. Ходили долгие споры по поводу того, каким должен быть Крылов на этом памятнике. Юным мальчуганом, каким помнила его Тверь, или суровым поэтом-обличителем, запечатлевшим в своих баснях наши пороки. Склонились все-таки ко второму варианту.

«Почему было выбрано именно это место? Возможно, потому, что рядом была Тьмака, где Ваня Крылов бывал постоянно. Ему очень нравилось слушать разговоры женщин, которые на плотах полоскали белье. Это был самый настоящий русский язык. Многие выражения, которые он будет затем использовать в баснях, отсюда, с берегов Тьмаки. Совсем рядом от того места, где был установлен памятник, находилась и Тверская духовная семинария, ныне в этом здании находится один из корпусов Суворовского училища. Именно сюда, в семинарию, Крылов приходил очень часто. Он был знаком со многими семинаристами, которые первыми оценили талант будущего баснописца» [8].

Какие сюжеты басен запечатлены на горельефах мемориального комплекса? Давайте вспомним их содержание. Чему учит каждая из них? Как вы думаете, почему именно эти басни запечатлены на горельефах стелы? Молодцы!

Ребята, вам понравилась сегодняшняя экскурсия? Что нового вы узнали? Какие басни вспомнили? Итогом нашей сегодняшней экскурсии будут ваши творческие работы, которые вы подготовите дома. Это могут быть как рисунки, так и сочинения на тему «И.А. Крылов в Твери».

Мы сегодня с вами посетили улицу, на которой жил И.А. Крылов, здание магистрата, в котором баснописец служил и черпал идеи для своих произведений, а также памятник, воздвигнутый в честь великого русского поэта-баснописца. Очень важно чтить память о людях, которые жили и творили на нашей родной Земле, в нашем родном городе!

В своей статье мы описали методику организации и проведения экскурсии, разработали тематическую литературно-биографическую экскурсию «И.А. Крылов в Твери» для детей младшего школьного возраста. Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гейнике Н. А. Культурно-исторические экскурсии. М., 1923.

  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебное пособие. М.: Высш. шк., 2002.

  3. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: учебное пособие. Саратов: Научная книга, 2006.

  4. Литературная Тверь: учебно-методическое пособие по курсу «Литературное краеведение» для студентов-филологов / сост. И. Е. Иванова. Тверь: Твер. гос .ун-т, 2004.

  5. Лукина Т. А. Борис Евгеньевич Райков: Монография. Л.: Наука, 1970.

  6. Русские писатели и Тверской край: учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов / под ред. М.В. Строганова и И.А. Трифаженковой. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009.

  7. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории: пособие для учителей. М., 1974.

  8. Ульянов А. Памятник дедушке Крылову // Тверская жизнь. 2011. 25 авг. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tverlife.ru/news/47585.html

Просмотров работы: 6301