ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Акаева Н.Б. 1, Аляхмаева С.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» (филиал в г.Хасавюрте)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день, система образования России находится в состоянии модернизации. Особое внимание уделено сельской школе и реформированию аграрного сектора страны. Для обеспечения доступности и достижения высокого качества общего образования для граждан, проживающих в сельской местности, разработан комплексный подход (реструктуризация сети сельских школ), который учитывает особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования.

Так в «Концепции модернизации российского образования на период до 2011 г.», утвержденной распоряжением Правительства России, говорится о необходимости перехода старшей школы на профильное обучение. В Концепции определена задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Ученики и родители (особенно малообеспеченные и с низким уровнем образования) надеются на то, что введение профильного обучения будет являться положительным моментом в модернизации образования, а для них - облегчит поступление в вузы, позволит изменить само отношение к сельскому учащемуся. Роль сельской школы в воспитательном пространстве определяется рядом существенных факторов и условий. Это тип самой школы, её специфика как образовательного учреждения (начальная, полная, основная). Содержание и характер связи школы с социумом (ближайшим и отдаленным).

Целевые образовательно-воспитательные установки, ориентиры школы, а также педагогические традиции школы, района, области. Кадровый педагогический потенциал. Географическое положение школы, отдаленность от городских, социально-культурных центров, средств сообщения. Ведущий тип производства и хозяйствования в селе, где расположена школа. Различия условий, возможностей реализации воспитательного потенциала ведут к многообразию вариантов её воздействия на воспитательное пространство сельского социума и его функционирование.

Школа на селе становится:

1) организатором социально-педагогической и социально-культурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребенка, преодоление отчужденности детей и родителей (старшего и младшего поколений), восстановление вековой крестьянской традиции воспитывать «всем миром»;

2) инициатором социальной работы с детьми и их семьями, сознавая необходимость защиты и охраны прав детей, своевременной социально-психологической помощи детям дезадаптированным, с ослабленным здоровьем, из малообеспеченных и социально неблагополучных семей;

3) базовым институтом допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки, рассматривая эту работу как важное звено подготовки ребенка к самостоятельной жизни на селе;

4) институтом поддержки детских и молодежных объединений села, понимая важную роль детского сообщества в полноценном личностном и социальном становлении ребенка.

В российском обществе образование давно уже стало составной частью образа жизни населения. Для учащихся общеобразовательных сельских школ оно является основным видом их деятельности. Помимо учащихся, непосредственно занятых учебой, система образования косвенно оказывает воздействие на образ жизни их родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. А это, в свою очередь, означает, что условия жизни этих миллионов людей не могут быть улучшены без соответствующих условий получения общего и среднего образования.

Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума. Взаимосвязь и взаимозависимость сельской школы и общества проявляется также в том, что школа на селе призвана осуществлять образование, адекватное потребностям сельского социума, а значит потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы села, потребностям сельской семьи и личности. Поэтому школа является динамичной образовательной структурой сельской социальной среды, вынужденной изменяться в соответствии с изменениями социальных и экономических основ общественной жизни.

Изучая состояния массовой сельской школы России можно выделить социально-педагогические противоречия, характерные для современной ситуации в системе их общего образования:

1.углубляется социально-педагогическое противоречие между возрастающими требованиями современной жизни к уровню и качеству общеобразовательной, общекультурной, трудовой, сельскохозяйственной и нравственной подготовки выпускника сельской школы и ограниченностью образовательных возможностей сельской школы, не способной вооружить ученика конкурентоспособным образованием.

2. В последние годы складывается устойчивая тенденция: состояние работы сельской школы и качество образования стали более зависимыми от региональных факторов, в частности от экономического положения региона, в котором школа функционирует; от политической воли и профессиональной компетентности руководителя субъекта Федерации, глав муниципальных образований, сельских поселений в сфере образовательной политики; от экономического положения сельхозпредприятия, расположенного на территории сельского округа, и состояния там социальной сферы, от уровня научно-методической помощи сельской школе со стороны региональных и федеральных органов управления образованием. 3.

Наблюдается острый конфликт между новыми образовательными потребностями личности, семьи, общества и реальными условиями работы большинства сельских школ, не соответствующими современным требованиям и не отвечающими интересам учащихся, которые живут в XXI в.

Прошедшие два десятка лет были периодом поиска и внедрения новых идей и проектов на всем образовательном пространстве Российской Федерации, которые значительно обогатив, существенно изменили педагогическую теорию и практику. Учителя поняли, а, скорее, почувствовали, что отечественная школа требует перемен, радикальных изменений, которые позволят учащимся лучше адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя, быть готовым и к профессиональной деятельности. Вместе с тем, мы считаем необходимым обратить особое внимание на проблемы сельской школы, того образовательного института, который более других сегодня нуждается в государственной и общественной поддержке и помощи, точно так же, как и в серьезных преобразованиях. Налицо возрастающие требования к уровню и качеству общеобразовательной, общекультурной, нравственной, сельскохозяйственной подготовки учащихся.

Состояние школы на селе на сегодняшний день таково. Сельская школа составляет 70,04% от общего числа школ России. Функционирует 45916 школ (6355 тыс. учащихся, 693 тыс. учителей), в том числе начальных – 13961 (248 тыс. учащихся). Отмечается тенденция сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений, в первую очередь – начальных, при относительно большом росте числа средних (полных) школ. По сравнению с 1990 годом сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 1997 школ, в том числе начальных - 2402, а средних – увеличилась на 2160 школ.

В сельской местности обучается 30% (6,3 млн. человек) учащихся школ России, работает 40,2% учителей (693 тыс. человек). Образовательный уровень работающих учителей характеризуется следующим образом (в % к общей численности учителей): высшее образование в селе имеют 70% учителей, среднее специальное – 23,2%, в то время как в городе высшее образование имеют 80,9%, а среднее специальное – 13,9%. Поэтому важнейшая проблема отрасли – повышение профессионального уровня сельского учителя. В сельской местности в две смены работает 17,5% школ, в которых занимается 10,6% детей (в городах соответственно 61,7% и 27,5%), в три смены - 0,1% школ – 0,1%детей (в городах – 1,7% и 0,3%).

Учебная площадь сельских школ составляет 39,8% общих площадей (в городах – 37,7%), на 1-го учащегося приходится 4,0 кв.м. учебной площади (в городах – 2,1кв.м.). Капитального ремонта требует 35% школ (в городах –38%), в аварийном состоянии находятся 6,4% школьных зданий (в городах – 6,1%). Все виды благоустройства имеют 31% школ (города – 81%), водопровод – 53,7% (88,6%), центральное отопление – 61,8% (87,5%), канализацию – 36% (83,6%). Что же касается школ Республики Дагестан, то из них =1480 приходится на долю сельских школ. В них обучается 301220 учащихся, работает 32545 учителей; начальных сельских школ 425, в них обучается 7900 учащихся. Согласно республиканской целевой программе «Развитие образования в Республике Дагестан на 2005 – 2010 годы» предусматривается увеличение количества учреждений системы общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) для способных и одаренных обучающихся, в том числе в сельской местности.

На 01.09.1998 года в Республике Дагестан функционировали 1652 общеобразовательные школы, в том числе в сельской местности – 1474. В школах обучались 491 тысяча учащихся, в том числе в сельских – 302 тысячи. В общей сложности в системе образования республики сельские школы составляют более 85%.

Между тем, из-за недостаточного финансирования системы образования в течение последних 12 лет наблюдается резкое ухудшение материальной базы общеобразовательных учреждений, несоответствие ее санитарным нормам и правилам. При этом более 300 школ (17,8 проц.) находятся в аварийном состоянии, около 600 школ (35,7 проц.) - в ветхом состоянии. В отдельных районах и городах дети вынуждены заниматься в зданиях, срок эксплуатации которых составляет 70 - 80 лет. Из общего количества учебных зданий лишь 443 (22,7 проц.) являются типовыми. Наблюдается острая потребность в капитальном ремонте и реконструкции более 230 объектов образования, остается незавершенным строительство более 60 объектов.

Актуальной является проблема совершенствования содержания учебной литературы, приведения ее в соответствие с современным уровнем наук и национальными традициями нравственно-эстетического воспитания обучающихся. Недостаточно пополняются фонды библиотек, что может отрицательно сказаться на подготовке к новой системе оценки достижений учащихся - единому государственному экзамену.

Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства республики наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, одаренных людей. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, а также обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и прежде всего особо одаренных детей. Особое беспокойство вызывает тот факт, что социальные и экономические проблемы в республике существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей.

Недостаточно эффективная реализация системы мер государственной поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания сказываются на результатах воспитания. Исходя из приведенных материалов, следует, что сельская школа не может давать повышенный уровень среднего образования всем ученикам, как это предполагает современная городская школа. Между тем, сельская школа – это совершенно особое образовательное учреждение со своей спецификой. Наиболее ярко она проявляется в сравнении с городской школой, и определяется она, прежде всего, природным окружением школы, образом жизни сельских жителей, их отношением к школе, к сельскому учителю, престиж которого на селе значительно выше, чем в городе.

Особо значимым признаком специфики сельской школы становится ее уникальность для образовательного пространства, охватывающего обширную территорию с несколькими населенными пунктами; ее универсальность, ибо в условиях рынка она вынуждена не только обеспечивать выполнение Базисного плана, но и удовлетворять спрос на образовательные услуги самого разнообразного характера. В сельской школе ярче выражен практически ориентированный подход к обучению в силу того, что наполняемость классов ниже, чем в городских школах.

У учителей есть возможность для интеграции учебных предметов. Сегодня сельскую школу окружают новые условия сельского быта и сельской экономики, появились возможности развивать многоукладную экономику и различные формы собственности. Естественно, школа не может не реагировать на эти изменения, уточняя и корректируя свои задачи и функции.

Не может не перестраивать содержание образования, не менять методы обучения, что соответственно должно, наконец, заставить управленцев, педагогические институты, институты усовершенствования всерьез учитывать специфику педагогических кадров сельской школы при их подготовке, переподготовке и т.д.

Вызывает интерес исследователей и вопрос экономических связей сельской школы? Чаще всего этот вопрос сводится к упрощенной формуле: чем больше внимания со стороны администрации села к школе, тем больше ее выпускников остается работать в сельскохозяйственном производстве, и наоборот.

Известна и более серьезная формула: развивается производство – необходима и сельская школа. Действительно, как правило, в слабом хозяйстве не встретишь сильной, развитой школы. Стремление к централизации, объединению хозяйств, ликвидация так называемых неперспективных населенных пунктов (процесс весьма продолжительный по времени) привел в упадок – там, где их не ликвидировали – большое число деревенских очагов культуры и образования.

Взаимная экономическая зависимость хозяйства и школы, как говорится, видна невооруженным глазом. Но многие хозяйства не хотят ее замечать.

Чем объяснялось в свое время повышение порога обязательного образования в стране? Развитием научно-технического прогресса. На деле же сегодня научно-технический прогресс в деревне явно отстает от школьного образовательного уровня, хотя этот уровень не так высок. Для примера возьмем информатизацию и интернетизацию, необходимость которых для современной сельской школы бесспорна. Но существует проблема оснащения сельских школ техникой, программным обеспечением, прикладными обучающими программами.

Существует министерская «Концепция компьютеризации сельских школ». Выделяются деньги из федеральной казны. Столько же должны найти регионы. Захотят ли на местах выделять деньги не на хлеб насущный, а на компьютеры? До недавнего времени школа сама и спонсоров искала для покупки техники, и с местными провайдерами договаривалась по вопросу о благотворительном подключении к Интернету. Другая строчка из концепции: «...необходимость поставки компьютеров вместе с прикладными обучающими программами. Причем эти программы не могут замыкаться только на одном предмете – информатике, а должны охватить все основные школьные дисциплины (физику, математику, химию, географию, биологию и др.), поскольку таким образом можно хоть частично компенсировать недостаток учебной техники и наглядных пособий...». Однако существует объективный статистический факт (данные Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании):

- компьютерные классы есть в 40% школ России;

- в среднем на школу приходится 12 компьютеров;

- на 1 компьютер приходится более 100 школьников;

- 75% компьютеров в школах установлены пять и более лет назад.

Только в 5-10% школ есть современные мультимедийные машины. Вот почему научно-технический прогресс должен «догонять» пока что школу. Безусловно, эта работа должна быть связана с укреплением всей социально-культурной сферы. Итак, в сложной современной ситуации школа выполняет не только роль образовательно-воспитательного учреждения, но и предохраняет от угасания культуру сообщества, берет на себя охрану прав ребенка, оказание социально-педагогической и психологической помощи семьям.

Просмотров работы: 7271