ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Шихамирова Б.А. 1, Бийболатова З.Б. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» (филиал в г.Хасавюрте)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В отечественной психологии и педагогике проведены фундаментальные исследования по изучению подросткового периода, изучены особенности психического и личностного развития подростка, даны основные характеристики этого возраста (П.П.Блонский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.А.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Результаты этих исследований широко известны, и мы не будем останавливаться на их специальном анализе. Отметим лишь, что акселерация физического и психического развития детей особенно сказывается в подростковом возрасте.

Подростки в последние 20-25 лет развиваются ускоренным темпом, они стали более крупными, высокими, сильными, чем их сверстники 30 лет назад. И половое созревание начинается теперь на полтора-два года раньше, чем несколько десятилетий назад. Это касается и психического развития, в частности возможностей интеллекта, некоторых особенностей памяти и т.д. Что было присуще более поздним возрастам, теперь свойственно более раннему возрасту. Поэтому нам представляется очень важным четкое выделение границ подросткового периода.

В переходном периоде, на стыке двух возрастов, возникают кризисы, знаменующие завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. В психолого-педагогической литературе имеются разные точки зрения на проблему подросткового кризиса: от рассмотрения всего периода подростничества как одного непрерывно продолжающегося кризиса до взгляда на кризис как на точку, момент, очень непродолжительное время интенсивных изменений; от понимания кризиса лишь как результата неправильных воспитательных воздействий до оценки его как необходимого и закономерного этапа психического развития.

Разброс в этих представлениях базируется прежде всего на разнообразии эмпирических наблюдений, которые действительно говорят о том, что у одних подростков ярко проявляются основные симптомы кризиса (упрямство, негативизм, строптивость, бунт против взрослых, стремление к независимости), а у других развитие протекает без каких-либо экстраординарных внешних проявлений.

Исследователи кризисов развития выделяют в них, как правило, три этапа:

  1. предкритическую, или негативную, фазу - период ломки, разрушения, распада привычных форм поведения, ранее сформировавшихся психологических структур;

  2. собственно момент кризиса;

  3. посткритическую фазу, т.е. период созидания, построения нового. Вопрос о том, какой из этих этапов сложен для воспитания и обучения не имеет однозначного ответа.

Стремясь занять значимое место среди людей, подросток выходит за рамки учебной деятельности, которая сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности. Ведущей для развития личности подростка оказывается общественно- полезная деятельность, включающая такие ее виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная.

В различных формах эта деятельность присутствует и в младшем школьном возрасте, но там она недостаточно развернута. А у подростка его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, и на самого себя выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую возможность применения себя в межличностном общении по поводу разнообразных значимых для них дел. Сюда входят физическая культура, совместный физический труд, направленный на изготовление рукотворных предметов, совместная интеллектуальная деятельность, направленная на обогащение себя рефлексивными способностями и новыми знаниями; общественно-политическая деятельность и др.

Самоутверждение являясь одной из главных, основополагающих потребностей подросткового детства, становится важным личностным мотивом учения в этом возрасте.

Внешнее (поверхностное) стремление к самоутверждению включает в себя потребность подростка чем-то выделиться, отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание. У него появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к определенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники, искусства.

При оценке подросткового возраста многие исследователи основополагающими считают проявление в этом возрасте подсознательного стремления к самоутверждению]. Другие исследователи доказывают несостоятельность подобного стремления свести особенности личности подростка к проявлениям "подсознательных потребностей и влечений". Соглашаясь с тем, что у подростка, наблюдаются порой конфликты между его возможностями и уровнем его притязаний, характерна склонность к самоутверждению, возникновение интереса к собственному внутреннему миру, объясняют это следствием усложнения личного опыта подростка, изменения его положения в обществе и взаимоотношений с окружающими,его нравственного и интеллектуального развития.

То есть, возрастные психологические особенности подростка есть следствие не только и не столько биологического созревания и развития, сколько изменения социальных условий жизни и деятельности ребенка, появления в этом отношении новых социальных факторов.

Подростки, для которых характерно самоцельное самоутверждение имеют сильный импульс к самоутверждению (побуждения к нему) при отсутствии способности к удовлетворению этого импульса. Поэтому постановка четко определенной и ярко выраженной цели добиться самоутверждения в какой-либо области учебной деятельности, как правило, не связана со столь же мощно выраженной установкой на то, как (с помощью каких средств и какой собственной деятельностью) реализовать эту цель, а если и связана, то весьма непрочными узами, которые способны легко разрываться и заменяться другими, столь же непрочными.

Сегодня, Россия вслед за развитыми странами превращается в общество потребления и предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участие в его развитии и вовсе не обязательно для его благополучия. Конечно, вещи -среда обитания, условия духовного и физического развития, желанная и необходимая собственность, однако, подросток, подпадая под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, воспринимает предметный мир как важнейшую жизненную ценность.

Процесс личностного самоутверждения чрезвычайно важен и интересен и, вместе с тем, столь же сложен как в плане реализации, так и плане исследования. Построение уникального человеческого микрокосма, безусловно, невозможно без использования индивидуальных средств и механизмов, и потому нельзя разрабатывать и применять какие-либо универсальные рецепты. Однако, принципиальные общие рекомендации вполне возможны и уместны.

Резюмируя результаты проведенного анализа сформулируем некоторые основные выводы:

  1. Феномен самоутверждения личности долгое время рассматривался как философская проблема, и лишь в XX в., практически полностью перешло из ведения философии в введение конкретной науки прежде всего - психологии и оформилась как научно-теоретическая проблема. В педагогическом аспекте проблема самоутверждения недостаточно разработана как самостоятельная область исследования. Проблема самоутверждения личности учащегося в общеобразовательной школе рассматривалась лишь частично в ходе определения отдельных личностных качеств, причин девиантного поведения, но чаще всего в связи с исследованием самореализации, самосознания, самооценки и т.д.

  1. Самоутверждение - это утверждение себя как личности в мире, утверждение собственного "Я" в отношениях к "не Я". Феномен самоутверждения включает эмоционально-потребностные, когнитивные, поведенческо-волевые аспекты, и в целом определяется как стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение.

  1. Самоутверждение осуществляется всегда в определенной, конкретной деятельности (мы рассматриваем учебную деятельность), а для постановки задач самоутверждения наиболее сензитивен подростковый возраст, так как в этом возрасте происходит перелом в отношении к себе в связи с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других присущими качествами.

  1. Самоутверждение подростков в процессе учебной деятельности можно классифицировать по целенаправленности: самоцельные,

целенаправленные и нецеленаправленные; средствам:внешние и внутренние; результатам: доличностные: инклюзивное и состязательные, и личностные; механизмам:самоутверждение путем отрицания другого (других) "Я" и самоутверждение путем самопреодоления.

5. Методологическое основание деятельности по моделированию и построению педагогических условий для самоутверждения подростка в учебном процессе, включает в себя несколько методологических подходов, взаимосвязанных друг с другом. Ведущим является личностно- ориентированный подход, рассматриваемый нами как развивающаяся динамично функционирующая целостная система, основанная на принципе индивидуализации, идеях сотрудничества и проблемно-развивающего обучения.

6. Одним из условий успешного самоутверждения подростка в учебной деятельности выступает индивидуальный стиль педагогической деятельности, понимаемый нами как неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, характеризующих в своей совокупности индивидуальную стратегию и тактику педагога.

7. Каждый отдельный человек входит в человеческое содружество через свою национальную индивидуальность, поэтому самоутверждение подростка в учебной деятельности возможно, если обучение, в какой бы форме ни осуществлялось, включает этнорегиональный компонент.

Просмотров работы: 7404