РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДАГЕСТАНА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДАГЕСТАНА

Рамазанова Р.М. 1, Зурхаева Ю.Д. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» (филиал в г.Хасавюрте)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прежде чем разъяснить положение женщины в исламе следует сделать краткий обзор истории женского вопроса в Европе.

До 19 века женщина в Европе считалась существом, с которым никто не считался. "Ученые" и "философы" затевали споры по этой проблеме. Например, обсуждался вопрос, есть у женщины душа или нет. Если душа все-таки есть, то она человеческая или звериная? Если все же предположить у нее наличие человеческой души, то ее социальное положение по отношению к мужчине является рабским или несколько выше. Даже в те короткие периоды, когда женщина занимала относительно высокое социальное положение, будь в Греции или Римской империи, это вовсе не было достижением женщин как части населения в целом, а казалось лишь ограниченного числа женщин, выступавших в роли столичных красавиц, украшавших собой любое общество и являвшихся непременным атрибутом роскошной жизни богатых людей.

Однако при этом женщина не пользовалась истинным уважением, как живое человеческое существо, обладающее чувством собственного достоинства. Экономическая ситуация феодальной эпохи, приведшая к сельскохозяйственной оседлости, обязала мужчину содержать женщин и семейство, что было вполне естественным в подобных условиях. Кроме того, женщина трудилась по дому, занималась примитивным ремеслом по переработке сельскохозяйственной продукции и, таким образом, "окупала" расходы на свое содержание.

История борьбы женщин за свои права состоит из ряда последовательных этапов. В наши дни такое движение приобрело законченные формы и стало носить название феминизм. Однако оно не сделало женщину более счастливой или защищенной, вознеся на уровень механического равенства с мужчиной во всем.

В Дагестане во многих аулах в старину существовал такой обычай: если мать усыновит кровника, то кровомщение прекращалось.

По древним обычаям всякое мщение, наказание, тем более убийство, не могли быть совершены в присутствии женщины, а откладывались до другого случая. Если же столкновение предвещало несчастье, то вмешательство женщины могло предотвратить его. Для этого женщине стоило только выйти с распущенными волосами, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися противниками. Если это касалось сына, мать говорила ему: «Прекрати. Пусть молоко из моих грудей будет тебе харамом (ядом), если ты не изменишь своего решения». Это считалось самым тяжким проклятием, и сын, считаясь с матерью и женщинами вообще, уступал.

Исторически в Дагестане существуют два типа семьи. Один – семья, состоящая из мужа, жены и детей. В такой семье иногда оставались женатые дети и внуки. Второй тип – тухум. Тухум – это огромный коллектив родственников по отцовской и материнской линии, своего рода большая семья родственников со своими традициями. Считалось, семья, основанная на тухуме, находится в лучшем положении. …Воля родителей и уважительное отношение к ним для детей закон. Исполнение их приказаний было беспрекословным. При разговоре с отцом сын слушал стоя, отвечал лишь на вопросы.

Нравственным долгом родителей являлось кормить, одевать детей, защищать их от опасностей, учить соблюдению обычаев и арабской грамоте, чтобы могли читать Коран и следовать правилам мусульманской веры.

Не исключая множества суровых обычаев, имевших место в отношении к женщине в Дагестане в разное время, женщина-мать всегда оставалась хранительницей огня в семейном очаге. Стоило ему потухнуть, как семья разорялась. Это осознавалось главой семьи и детьми, а поэтому к матери относились сверх бережно.

Дагестан не знает случая, чтобы дети допустили глумление над матерью, да и вообще приучались с благоговение относиться ко всем женщинам. Горянка, действительно, много трудилась и дома, и в хозяйстве, но никогда не теряла достоинства. В ней воплощались не только трудолюбие, но и мужество, бесстрашие. Она вместе с детьми приходила на помощь борющимся мужу и братьям за народное дело. Только она могла разнять кровников. Кто мог взять под свое покровительство и защитить обиженного и преследуемого? Опять же женщина - горянка. Никакое лишение, наказание и тем более убийство не могло совершиться в присутствии женщины.

Определенный интерес представляют меры, принятые имамом Шамилем относительно урегулирования положения мусульманской горской женщины и особенно его заботы о вдовах. В результате длительных боев, количество мужского населения в шамилевском государстве заметно уменьшалось. Осиротевшие дети и вдовы материально страдали.

Понимая трудность их положения, и зная, какую важную роль играет женщина в обществе, Шамиль старался облегчить участь вдов. Имам установил дополнительный порядок бракосочетания; он приказал наибам собирать в селениях через некоторый период времени в особые помещения всех вдов и вообще женщин, оставшихся без замужества, и там их обязывали называть имена тех мужчин, за которых они желали бы выйти замуж. Некоторые по женской стыдливости отказывались назвать своих будущих супругов, но воля Шамиля была непреклонна, и они все же указывали желанного. Названный мужчина, холостой или женатый, обязан был жениться на той, которая его выбрала. Многим мужчинам не нравилась эта принудительная женитьба, но Шамиль не обращал никакого внимания на протесты.

Женщина в исламе занимает важное место. Она рассматривается как драгоценность, требующая заботы и бережного отношения. С этой целью имеются некоторые предписания, направленные на сохранение ее чести, достоинства, красоты. Однако, как мужчина, так и женщина обладают полным равенством, что дает им все соответствующие права - это защита жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются. Соблюдается неприкосновенность личности и жилища. Все предписания и законы распространяются на всех без исключения. Ислам установил определенные различия в некоторых правах и обязанностях между мужчиной и женщиной вследствие особенностей организма мужчины и женщины, а также возложенной на них роли в обществе.

Все, что делает женщина, будь то профессионалка, работающая вне дома, жена и мать (или одновременно то и другое) — все имеет огромную пользу и ценность. По своей ценности и значимости работа женщины приравнивается к ибадат (действиям выражения веры) .

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария.

В традициях дагестанских народов много непреходящего, актуального для сегодняшнего дня, идущего в русле формирования общечеловеческих ценностей. Однако, неверно полагать, что они сами по себе станут достоянием подрастающего поколения. Поддержание и развитие положительных традиций, избавление от устаревших обычаев, обрядов всегда требовали и теперь требуют целенаправленной воспитательной работы.

В этой связи учителям необходимо, во-первых, вести систематическую разъяснительную работу, чтобы дети знали, как относиться к тем или иным обычаям, обрядам; во-вторых, практически приобщить их к лучшим народным традициям. При проведении программных бесед следует разбирать обычаи и традиции, относящиеся к обсуждаемой теме. Кроме того, каждая традиция может быть предметом специальной беседы, лекции, диспута, конференции. Соответствующую работу нужно вести и с родителями на занятиях педагогического всеобуча.

К сожалению, педагогические коллективы в большинстве своем не осознали, как следует необходимость и важность учета национального фактора в воспитательном процессе. Воспитательная работа обычно строится на основе централизованных инструктивно-методических указаний. Редко где имеется продуманная система использования прогрессивных народных традиций в воспитании учащихся. Чаще все дело сводится к участию школьников в народных трудовых праздниках и других массовых мероприятиях. Более того, в последнее время наблюдается тревожная тенденция к заимствованию готовых разработок и сценариев внеклассных мероприятий, проводившихся в школах с совершенно иными условиями существования.

Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням. Это говорит о том, что ее роль, как и смысл, совпадают с ролью народной педагогики.

У дагестанского народа существовала хорошо слаженная и систематизированная народно-этическая система, выраженная в дагестанском намусе.

4

Просмотров работы: 3411