ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Мусаев К.М. 1, Эмкиев Г.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» (филиал в г.Хасавюрте)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализируя ценностные ориентации современной учащейся молодежи по широкому кругу проблем, связанных с современной Россией, А. В. Морозова отметила ряд факторов, оказывающих на эти ориентации наиболее существенное влияние. Молодежь, получившая первичную социализацию в семье и школе, затем проходит ее вторично в условиях транзитивной действительности России - радикальной смены ценностных систем , культурных норм и идеалов. Немаловажным фактором вторичной социализации являются российские ментальные ценности и социальные представления, существенно влияющие на сознание учащейся молодежи. Социализация современной молодежи осуществляется не только в условиях кризиса, но и на фоне угрожающе низкого достатка, в том числе и системе ценностей. Особое влияние на процесс изменения ценностных ориентаций в условиях современной нестабильности приобретает социальная идентичность. Ликвидация всех звеньев народного образования системы коммунистического воспитания создала известный вакуум, который начал быстро заполняться разного рода религиозными, уфологическими, развлекательными и другими организациями. В современных условиях мощным и доминирующим средством формирования новых ценностных ориентаций населения, прежде всего молодежи, стали СМИ.

Среднее профессиональное образование - важная составная часть российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена.

Современный этап развития средней профессиональной школы характеризуется устойчивой тенденцией к расширению масштабов подготовки специалистов. Изменяются требования к содержанию среднего профессионального образования. Перед ним ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, коммуникативной, правовой информационной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности.

П. Ф. Анисимов утверждает, что роль среднего профессионального образования увеличивается в условиях расслоения общества и снижения территориальной мобильности населения. Многочисленность средних специальных учебных заведений, их достаточно равномерное размещение по территории России, относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обусловливают важность профессионального образования с точки зрения удовлетворения образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями. При этом оно служит одной из форм социальной защиты для выпускников школ и, как следствие, стабилизирующим фактором в обществе. [1]

В ряде субъектов Российской Федерации сформированы региональные программы развития воспитания, одним из направлений которой является увеличение значения внеурочной работы со студентами средних специальных учебных заведений.

Удовлетворение основных культурных потребностей зависит от типа социально-культурной среды, уровня культуры населения и культурного потенциала региона. Неоднородность его среды определяется не только технико-экономическим профилем территории, составом населения, но и национальными и социально-культурными различиями, проявляющимися в отношениях людей, образе жизни, непосредственно в культурной деятельности.

Перед системой среднего профессионально образования (СПО) проблема качества подготовки специалистов стоит достаточно остро по ряду причин. Первая заключается в заметно меньшем внимании государства к проблеме СПО в сравнении с высшим профессиональным образованием.

Вторая причина связана с тем, что система СПО, обеспечивающая социальную и экономическую сферу специалистами среднего звена, только сравнительно недавно (с 1990-х гг.) оказалась в поле зрения психолого-педагогической науки. До настоящего времени среднее профессиональное образование – единственная область, не имеющая своей системы подготовки кадров.

По мнению Д. В. Чернилевского, современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется ростом как востребованности, так и объема подготовки специалистов [2].

Анализ многочисленных источников, проведенный по данной теме, позволил сделать вывод, что проблемы толерантности и межкультурного взаимодействия представляют собой многогранные аспекты для исследований, актуальность и практическая значимость которых резко возросли в связи с глобализацией процессов, происходящих в политической, экономической, социальной сферах, стремлением человечества к созданию общепланетарной цивилизации и в то же время ростом региональных и локальных конфликтов на этно-конфессиональной почве. Поэтому, оценивая основные черты и тенденции состояния и развития современного российского общества, Н. А. Асташова отмечает две противоречивые тенденции:

- становление демократических ценностей жизни, ориентация на толерантность в различных областях жизнедеятельности;

- экономический хаос и, как следствие, безработица, инфляция, социальное расслоение общества, размывание нравственных ориентиров, военные действия. [3]

В. И. Лутовинов, Е. Г. Политаев среди основных причин, актуализирующих разработку проблем воспитания российской молодежи в современном обществе выделяют такие, как возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи и опасной по своим последствиям социальной ситуации. Так же исследователи констатируют появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвацию системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений, и как следствие разрыв связей, нарушение преемственности между ними. Вызывает опасения усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения.

Происходит переоценка роли образования и явное пренебрежение задачами воспитания молодежи: вестернизация важнейших сфер жизни российского общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной культуры, истории, традиций. Вместе с тем необходимо отметить, что намечаются тенденции в становлении нового подхода в воспитании молодежи, их жизненность, перспективность зависят от степени соответствия новым реалиям и проблемам. Это связано с тем, что изменяющееся общество, новые направления в молодежной политике требуют более значительных конструктивных преобразований не только в теории воспитания, но и в содержании, формах и методах педагогической работы с молодежью.

Проведенное нами пилотажное исследование, посвященное изучению социального портрета студента среднего специального учебного заведения с широким диапазоном вопросов учебно-воспитательного, педагогического и социального характера, позволило отметить ряд важных особенностей. Например, выбор профессии осуществлялся в основном под влиянием родителей(29,6%) и друзей (29,3%). Недопустимо низкой в этом отношении продолжает оставаться роль общеобразовательной школы (8,4%) и СМИ(5,2%). Почти никто не отмечает работы центров профориентации (5,3%) и служб занятости (2,6%),которые не только существуют на средства государственного бюджета, но работают крайне неудовлетворительно.

Одной из актуальнейших проблем, стоящих перед руководителями и педагогическими коллективами средних специальных учебных заведений является организация свободного времени студентов. Возникает закономерный вопрос о том, сколько времени учащейся молодежи охватывает система образования. Проведенное эмпирическое исследование в педагогических колледжах Дагестана позволило определить предпочтения студентов в организации форм досуга. Ответы на вопрос «Как Вы проводите досуг» показали, что тусовки выбрали 51 % , чтение книг 15% , посещение баров 11%, вечера отдыха в клубах 7,8%, семейный досуг выбрали 5,1%, проведение времени в одиночку 4,9%, разные виды искусства 3,1%, художественную самодеятельность 2,1%, посещение культовых мест (церкви, мечети, синагоги) - 12% позволили сделать определенные выводы.

Предпочтения учащейся молодежи свидетельствуют о недоработках в деле внеучебного воспитания в семье и внеучебной деятельности в учреждениях системы среднего профессионального воспитания. Поэтому необходим поиск новых форм и методов работы во всех социальных институтах, в том числе в системе образования, ориентированный на устойчивую стратегию и тактику образовательных учреждений при построении педагогической модели организации внеучебной деятельности.

Опрос, проведенный Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации в форме интервью вне стен учебных заведений, в основном в парках, в скверах, во дворах жилых домов, возле дискотек, стадионов, кинотеатров, то есть в местах массовой «тусовки» молодежи в свободное от занятий время, позволил дополнить представления о вредных привычках определенной части студенческой молодежи. Например, курят в среднем 69% студентов сузов, не потребляет алкогольных напитков только 3,2%, велика доля молодежи, потребляющей наркотические препараты. Поэтому задача формирования потребности студенческой молодежи в здоровом образе жизни представляется сегодня одной из наиболее актуальных.

В таком случае говорят о педагогической запущенности. Но немаловажную роль играют и негативные биогенетические факторы наследственная предрасположенность к психопатиям, наркомания как следствие слабости психики, черепно-мозговые травмы. При интегральном сочетании негативных онто- и биогенетических причин отклонения психики от нормы усиливаются, что может привести ее к пограничным состояниям и даже патологии. Кроме того, существуют еще и предиспонирующие (способствующие) возникновению вандализма молодежи условия безнаказанность и безразличие окружающих, отгороженность молодых людей от учебной, трудовой и других видов деятельности, их неспособность к самоуправлению, неумение занять свободное время, увлечение агрессивными фильмами и компьютерными играми, невозможность продолжения учебы из-за малого количества бесплатных мест в средних и высших учебных заведениях, недостаточное материальное обеспечение для продолжения учебы, посещения спортивных секций, кружков по интересам. М. А. Аруцев, исследуя молодежную субкультуру отмечал, что радикальное преобразование российского общества сопровождается активным ростом молодежных субкультур, которые во многом определяют нравственно-психологический портрет поколения. [4]

Автор ссылается на результаты исследования А. Л. Маршака, доказывающего, что изначально на социальном старте определяется стратификация по признакам не только материальных возможностей, но и как следствие – ценностным ориентациям, духовным потребностям, образу и стилям жизни, что является определяющим фактором в возможностях и способах адаптации молодежи к трансформационным процессам. [5]

О. А. Богданова утверждает, что глобализация культуры в числе негативных явлений несет в себе релятивизацию ценностей и норм, утрату социальной памяти, унифицирование культурных смыслов. В результате формируется мозаичное пространство масс-культуры, оторванной от традиционных ценностей. В результате проведенных социологических ценностей были выявлены основные причины, вызывающие в неформальных, околоспортивных объединениях поведение, отклоняющееся от существующих в обществе социальных норм:

- распространенное явление правового нигилизма и правового инфантилизма;

- ощущение бессмысленности своей жизни в этих условиях. [6]

В последние годы одной из важных проблем в России стала молодежная вандальная преступность. Вандализм – бессмысленное разрушение материальных и духовных ценностей - разновидность так называемой вульгарной преступности. Преступления данного вида чаще всего являются групповыми, отличаются высокой латентностью, изощренностью, внезапностью, криминальной направленностью мотивации. Изучая особенности молодежного вандализма, Л. Ватова отмечает, что в последние годы наиболее распространены такие виды вандализма, как террористический, экономический, политический, кладбищенский (ограбление могил, уничтожение памятников). На борьбу с молодежным вандализмом государство ежегодно затрачивает существенную часть бюджета страны, но усилия властей направлены преимущественно на преодоление последствий, хотя, по мнению исследователи, гораздо важнее выявление причин. Такая неадекватность мер объясняется тем, что:

-вандализм еще мало изучен;

-его причины объединяют в себе социальный, психологический, педагогический, экономический и культурный факторы;

- преступления вандализма обладают рядом весьма специфических особенностей, нередко как будто совершенно абсурдных;

-преобладает групповой характер молодежной преступности этого рода;

- юными вандалами руководят люди уже зрелого возраста (27-35 лет).

В большинстве случаев вандализм – только прикрытие более тяжких преступлений. Ценным является утверждение Л. Ватовой о том, что именно в семье происходят самые главные жизненные драмы, которые затем накладывают свой отпечаток на всю жизнь человека. Именно здесь формируется личность, для которой характерен тот или иной тип поведения, особенно явный в трудных жизненных ситуациях. Так же, возникновению вандализма молодежи способствуют такие условия как безнаказанность и безразличие окружающих, отгороженность молодых людей от учебной, трудовой и других видов деятельности, их неспособность к самоуправлению, неумение занять свободное время, увлечение агрессивными фильмами и компьютерными играми, невозможность продолжения учебы из-за малого количества бесплатных мест в средних и высших учебных заведениях, недостаточное материальное обеспечение для продолжения учебы, посещение спортивных секций, кружков по интересам [7].

В таких условиях особую актуальность приобретает проблема взаимоотношений людей и поиска приемов воспитания толерантности, прежде всего, у подрастающего поколения.

Толерантность как качество личности, которая противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимой для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Однако, излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность и оказываются неспособными к изменениям.

Низкий уровень жизни, урбанизация населения и нестабильность в экономике формируют в сознании гражданского общества страх и неуверенность в будущем. Приоритетными ценностями становятся карьера, статус и уровень денежных доходов. При этом человеческие отношения и духовное развитие личности отодвигаются на второй план.

Толерантность понимается как фактор, стабилизирующий личность и направляющий межличностные отношения в обществе в мирное русло, связывающий людей с традициями, нормами культуры. Это особо важно в столь бурный и непредсказуемый период нашего развития, когда надо готовить подрастающее поколение к жизни в быстро и резко меняющихся условиях, поэтому необходима толерантная готовность к изменениям. Понимая, что в Европе данная проблема обсуждается в течение многих веков, и то, что этот процесс наложил свой отпечаток на сознание европейцев, мы, используя данный опыт, не должны его слепо копировать. Следовательно, воспитание толерантности должно строиться с учетом собственных отечественных реалий, особенностей региональных традиций и культуры, а так же готовности сознания людей к тем или иным изменениям с учетом особенностей объективно сложившихся условий.

Повышенная агрессивность и конфликтность в молодежной среде является одной из наиболее острых проблем не только для современной России, но и мирового сообщества в целом. Агрессивное поведение студенческой молодежи подтверждено исследованиями В. К. Добрыниной, Т. К. Кухтевич, в которых авторы наблюдали у 57% исследуемых проявления спонтанной агрессии – подсознательной радости на трудности окружающих; у 48% проявлялась конфликтность, недоверчивость и агрессивность при общении, взаимодействии; 58% студентов характеризовала вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, быстрая потеря самообладания [8].

В последние десятилетия в студенческой среде, по мнению исследователей (Т. Г. Григорьевой, В. П. Комарова, А. А. Литвиновой и др.) отмечается ряд таких негативных явлений как доминирование асоциального поведения, отчуждения от воспитательного процесса, оскорбления, преследования, запугивания, насмешка, что отрицательно сказывается на общении и культурном взаимодействии. Следовательно, формировать толерантное сознание у молодежи необходимо через приобщение к достояниям культуры и переход от сегодняшней антикультуры насилия к новой культуре, основанной на всеобщих ценностях, уважении, толерантности.

Основа толерантности и возможное пространство её динамики, лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, то есть целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуальную и нравственную сферу, способствующую приобретению положительного опыта отношений и общения.

В качестве факторов воспитания толерантности В. М. Золотухин выделяет просвещение - процесс, в ходе которого человек знакомится с историей своей культуры, этноса, осваивает моральные правила взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми, и обучение толерантности, включающее в себя серию психолого-педагогических тренингов, которые выполняют следующие задачи: знакомство с понятиями толерантности, толерантного поведения, толерантного сознания; стимулирование собственных поисков и активности в освоении данных понятий; обучение толерантному поведению и взаимодействию.

Поэтому, обобщая вышеизложенное в нашем исследовании основополагающим является гуманистический подход, который предполагает:

- равноправие взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении культурных и этнических особенностей;

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;

- равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо индифферентности.

Исходя из современных реальностей, ведущей задачей среднего профессионально-педагогического образования становятся посторонние механизмы социализации педагога, поскольку от степени зрелости и эффективности всей системы социализации личности зависит, в конченом счете, функционирование всех сфер общественной жизни.

Условия внеаудиторной деятельности позволяют приобрести социальный опыт, который представляет собой самобытный синтез различного рода умений и навыков, знаний и способов деятельности, мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок.

Внеаудиторная деятельность - это расширяющееся жизненное пространство, в котором при педагогической поддержке студент переходит от социальной роли обучающегося к роли профессионала и осуществляет познание, определяет ориентиры действий в настоящем и будущем.

Осознание специфики собственного положения в социуме и характера средовых влияний на него, овладение способами создания условий для использования позитивных характеристик влияний среды на личность, блокирование и компенсация негативных проявлений – важнейшая задача внеаудиторной деятельности студентов.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что:

- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в студенческих коллективах, акцентируя внимание на то, что объединяет представителей разных этносов (культурное наследие, вклад в развитие науки, искусство, государство, позитивные черты характера).

- образовательная стратегия должна реализовывать идею привития студенческой молодежи открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.

- образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микроклимата культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый студент, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.

Однако, наряду с потребностью общества в воспитании толерантных граждан существуют факторы, препятствующие этому. Ряд авторов выделяет социально-политические, социально-психологические и собственно-психологические барьеры.

К социально-политическим факторам исследователи относят отсутствие устойчивых традиций свободы, плюрализма, уважения прав и свобод других. К социально-психологическим факторам отнесены развивающиеся в последнее время в российском обществе чувства «национального унижения», связанное с распадом СССР, финансовой зависимостью стран друг от друга, следствием чего стал рост популярности экстремистских идей, особенно среди молодежи. Играют свою роль и весьма распространенные в массовом сознании стереотипы по отношению к представителям других культур. Они довольно устойчивы, усваиваются уже в детском возрасте и используются детьми задолго до появления их собственных мнений о тех или иных культурных группах.

К собственно психологическим барьерам относят характерные для данного возраста эгоцентричные установки сознания.

Поэтому воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у подрастающего поколения навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Комментируя программу развития воспитания в системе СПО П.Ф. Анисимов выделил приоритетность воспитания таких духовных ценностей как чувство ответственности и уважения к окружающим, особенностям национальной культуры ,личное и национальное достоинство, предполагающие освоение духовных ценностей в педагогическом процессе. Разделяя данную точку зрения мы предполагаем, что содержание воспитания в сузе должно быть направлено на воспитание духовных ценностей, организовывающее толерантное взаимодействие участников педагогического процесса.

Исходя из проведенного анализа и учитывая, что в современной России идеи воспитания толерантности входят в число приоритетов государственной политики, мы пришли к выводу, что культурологическая составляющая должна быть поставлена в центр всего воспитательного процесса.

Литература:

  1. Анисимов П.Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // Среднее проф. образование.- 2001.-№6

  2. Ховов О. Б. Проблемы образовательной политики на пороге 21 века // Специалист.- 1999.- №10.

  3. Аширбагина Н. Л. Педагогические условия развития толерантности у студентов учреждений системы среднего профессионального образования в процессе обучения– Омск, 2005

  4. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: научно-публицистический вестник.- М.: МГУ , 2001

  5. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально- дезориентированной молодежи. // Социс, 1998-№2

  6. Богданова О.А. Молодежная субкультура: причины возникновения и ценностные ориентации . / Ростов-на-Дону, 1990.

  7. Ватова Л. Р. Психологические предпосылки возникновения молодежного вандализма и пути невелирования // Alma Mater.- 2003.- №3

  8. Добрынина В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи: особенности и тенденции //Alma mater.-2003.-№2

10

Просмотров работы: 4666